Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками для дальнейшего совершенствования.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются:
- раскрытие теоретических основ форм безналичных расчетов;
- анализирование принципов организации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование порядка документального оформления операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- проведение анализа кредиторской задолженности;
- проведение анализа соотношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;
- выявление путей совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 8.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

    Срок  действия  аккредитива  определяется  договором. По истечении срока действия аккредитив закрывается. Неиспользованные суммы аккредитива перечисляются банку плательщика, который зачисляет их на тот счет, с которого они перечислялись. Для покупателя аккредитивная форма расчетов невыгодна, поскольку его денежные средства «замораживаются» на длительный срок, а для поставщика выгодна с точки зрения надежности и быстроты получения денег.

      Все выплаты с аккредитива  производятся в банке–поставщика  до истечения срока аккредитива.  В  случае досрочного отзыва или изменения условий приказодатель представляет в банк–эмитент распоряжение в 3–х экземплярах,  заверенное подписями лиц и оттиском печати  приказодателя.

    М. А. Макаренко [34, с.210-213] отмечает, что  преимущество такой формы расчетов – в отсутствии задержки оплаты продукции и услуг, деньги заранее приготовлены, и получатель средств уверен, что сразу, даже в день отгрузки, может получить полагавшиеся ему деньги, то есть платеж гарантирован.

    П. В. Куст [29,с.107-108] утверждает, что документальный аккредитив является одной из наиболее сложных и дорогостоящих форм, так как на выполнение аккредитивных операций взимаются высокие комиссионные. Вместе с тем использование аккредитива, в частности, покрытого, на длительный срок отвлекает средства из оборота плательщика, и потому неудобно для применения внутри страны. Для экспортера же, не всегда уверенного в платежеспособности плательщика, это, напротив, чрезвычайно удобно, так как означает гарантию и быстроту в получении платежа.

    Мы  считаем, что достоинством  данной  формы являются: 1) гарантия платежа поставщику и контроль за выполнением условий поставки и условия аккредитива банками; 2) отсутствие  задержки  оплаты,  так как деньги  заранее  приготовлены  и  получатель  средств  уверен,  что  сразу  сможет  получить  деньги,  т. е.  платёж  гарантирован. Недостатками: 1)сложный документооборот; 2)отвлечение  средств от хозяйственного оборота; 3)замедление  товарооборота; 4)дополнительные затраты по хранению товара со стороны поставщика.

       В последнее время все более популярной  формой  безналичных расчётов  с покупателями  становятся  расчёты с использованием  банковских платежных  карточек.

    Расчеты банковскими пластиковыми карточками регулируются «Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками», утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 30.04.2004г. № 74 в редакции постановления Правления Нацбанка от 16.02.2007 г. № 51 [17,с.23].

       Банковская  пластиковая  карточка  – это  персонифицированное  либо  не  персонифицированное  средство  проведения  безналичных  расчётов (платежей)  за  товары,  услуги, получение  наличных  денег,  осуществление  иных  операций,  предусмотренных  законодательством  Республики  Беларусь.

     Для совершения операций с карточками их держателю открывается в банке-эмитенте карт-счет.

    Банк, выпустивший пластиковую карточку, носит название банк-эмитент; юридическое  или физическое лицо, заключившее  с банком-эмитентом договор об использовании карточки в качестве платежного средства – держатель карточки.

    Юридическому  лицу (предпринимателю без образования  юридического лица) для получения  карточек необходимо представить в  банк:

  • дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
  • заявление-анкету на каждого держателя карточки;
  • доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.

    Пластиковая карточка представляет собой пластиковую  пластину с нанесенной магнитной полосой или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карт-счету в банке. В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию цифр, что при правильном наборе санкционирует дебетование его банковского счета.

    По  функциональному назначению выделяют следующие виды карт:

  • кредитные карточки, используемые в кредитных платежных системах;
  • дебетовые карточки – используемые в дебитных платежных системах;
  • карточки с овердрафтом.

    Кредитовые карточки связаны с оплатой различных услуг и товаров за счет кредита, предоставленного банком либо специализированной сервисной компанией, не имея ни наличных денег, ни денег на банковском счете. Держатель кредитовой карточки должен иметь договор с банком, в котором клиент обязуется в течение определенного срока возвратить банку появившийся в результате платежа долг.

    Дебетовые карточки предназначены для получения  наличных денег в банковских автоматах или покупки товаров с расчетом через электронные терминалы. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке.

    Карточки  с овердрафтом предоставляют  возможность производить платежи свыше суммы, которая зачисляется на счет владельца карточки, эта сравнительно небольшая сумма трактуется как автоматическое предоставление кредита без специального кредитного договора.

    В зависимости от владельца карточки выделяются личные и корпоративные карточки. Личная карточка выдается физическим лицам на основании договора с обслуживающим его банком. Корпоративная карточка выдается организации (фирме) или индивидуальному предпринимателю с образованием юридического лица.

    Карточка  действительна в течение срока  предусмотренного договором. При истечении  срока действия карточка может быть заменена. Замена производится также при преждевременном выходе карточки из строя.

    В случае утери карточки держатель  обязан письменно или по телефону известить об этом банк-эмитент, который принимает решение о выдаче новой карточки или закрытии карт-счета.

       В соответствии с условиями заключенных договоров, оплата может производиться несколькими видами:

      – авансы, которые предусматривают  оплату под поставку товаров,  работ, услуг;

  • предварительная оплата, предусматривает полностью стопроцентную оплату товаров, работ, услуг до их поставки покупателю, согласно заключенному договору;
  • отсрочка платежа, оплата производится за товары, работы, услуги спустя определенный срок, указанный в договоре;
  • по факту поставки товаров, работ, услуг, оплата производится в момент их получения;
  • под реализацию, оплата товаров, работ, услуг производится только после того, как они будут реализованы покупателям.

   В. И. Тарасов [60,с.248] считает, что использование  банковских пластиковых карточек способствует повышению личной безопасности и улучшает расчеты на предприятиях торговли за товары. Их применение позволит получать дополнительный доход в виде процентов от суммы денежных средств, размещенных на карточке, упростит получение потребительского кредита в банке-эмитенте.

   Т. Званкович [13,с.29] пишет, что внедрение пластиковых карточек – это один из действенных путей оптимизации безналичных расчетов. Он считает, что определены оптимальные методики внедрения пластиковых карточек, одной из которых является так называемая «корпоративная карточка», как инструмент, наиболее тесным образом связывающий в единое целое банковскую систему, предприятие и его сотрудников, что позволяет предоставить корпоративным клиентам большой пакет услуг, а банкам иметь больше клиентов.

    Мы  считаем, что использование пластиковых  карточек как инструмента безналичных платежей имеет для клиентов банка ряд достоинств: удобство в использовании средств карточного счета, защищенность средств, хранящихся на счете, быстрота совершения расчетных операций. Использование пластиковых карточек также способствует уменьшению наличного денежного оборота и затрат по его обслуживанию, ускорению оборачиваемости средств в сфере потребительских сделок, повышению качества труда работников банка и обслуживания предприятий торговли, населения.

    При расчетах с организациями встречаются такие понятия, как «вексель», «овердрафт», «форвардные и фьючерсные сделки», «лизинг», и «факторинг». Считаем необходимым рассмотреть данные понятия.

    Вексель является, с одной стороны, средством  оформления коммерческого кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар, с другой – ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя. Различают две разновидности векселя – простой и переводной. В простом векселе участвуют две стороны: векселедатель и векселедержатель. Переводной вексель выписывается поставщиком. Он содержит приказ векселедержателя плательщику уплатить определенную сумму предъявителю векселя или лицу, указанному в векселе. Переводной вексель должен быть акцептован плательщиком и только в этом случае он приобретает юридическую силу.

    Овердрафт – особая форма предоставления кредитного ресурса клиенту банка в случае, когда величина платежа превышает остаток средств на счете клиента. В этом случае банк списывает средства со счета клиента в полном объеме, то есть автоматически предоставляет клиенту кредит на сумму, превышающую остаток средств.

    Нормативным документом, которым следует руководствоваться при заключении фьючерсных сделок, является «Инструкция по бухгалтерскому учету фьючерсных сделок в банках Республики Беларусь» от 22 марта 2006 года № 67 [20]. Фьючерсные сделки – это заключаемые на биржах срочные сделки купли-продажи сырьевых товаров, золота, валюты, ценных бумаг по ценам, действующим в момент сделки, с поставкой купленного товара и его оплатой в будущем. До исполнения сделки покупатель вносит небольшую гарантийную сумму.

    Форвардные  сделки – срочные сделки купли-продажи по ценам, действующим на момент сделки, с поставкой купленного и его оплатой в будущем. В отличие от фьючерсов форвардные сделки заключаются на внебиржевом рынке, их объем не стандартизирован, а участники сделки преследуют цельнее только застраховать риски изменения цен, но их рассчитывают получить сам товар – предмет сделки.

    Лизинг  пришел в Беларусь в 1991 году вместе с первыми рыночными изменениями. Порядок отражения в бухгалтерском учете лизинговых операций устанавливает «Инструкция по бухгалтерскому учету лизинговых операций в банках Республики Беларусь» от 27 июня 2006 г. № 160 в редакции постановления Совета директоров Нацбанка от 22.03.2007 г. № 89, с изменениями, внесенными постановлением Совета директоров Нацбанка от 18.08.2006 г. № 209 [19].

    Лизинг  – соглашение об аренде движимого  и недвижимого имущества сроком от 3 до 15 лет. В отличие от традиционной аренды объект лизинговой сделки выбирается лизингополучателем, а лизингодатель  приобретает оборудование, технику за свой счет. Срок лизинга короче срока физического износа оборудования, техники. По истечении срока лизинга клиент может продолжить аренду на льготных условиях или купить имущество по остаточной стоимости.

    В настоящее время при ведении  хозяйственной деятельности организации все чаще должны предоставлять покупателям своей продукции (товаров, работ, услуг) возможность оплаты на условиях различных отсрочек. В такой ситуации у продавца может возникнуть недостаток оборотных средств, при росте объемов реализации. Решение – заключить договор факторинга.

    Факторингу  посвящена глава 19 [ст.153–163]. Банковского  кодекса Республики Беларусь [2,с.82]. Постановлением Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 4 апреля 2002 г. № 112 были утверждены Правила бухгалтерского учета финансирования под уступку денежного требования (факторинга) в банках республики Беларусь [53].

    Термин  «факторинг» происходит от английского  посредник, агент. В факторинговых операциях участвуют три стороны: 1) фактор-посредник, которым может быть коммерческий банк или специализированная факторинговая компания; 2) поставщик; 3) покупатель.

    Факторинг – покупка специализированной финансовой компанией всех денежных требований экспортера к иностранному импортеру  в размере до 70-90% суммы контракта  до наступления срока их оплаты; факторинговая компания кредитует экспортера на срок от 30 до 120 дней. Благодаря факторинговому обслуживанию экспортер имеет дело не с разрозненными иностранными импортерами, а с факторинговой компанией.

    Положительные стороны факторинга как инструмента финансового менеджмента для белорусских организаций заключается в следующем:

    - факторинг обеспечивает решение  проблемы пополнения оборотных  средств;

Информация о работе Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками