Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками для дальнейшего совершенствования.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются:
- раскрытие теоретических основ форм безналичных расчетов;
- анализирование принципов организации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование порядка документального оформления операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- проведение анализа кредиторской задолженности;
- проведение анализа соотношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;
- выявление путей совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 8.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

    Р.Н. Томкович [61, с.69] выделяет также и  такие принципы безналичных расчетов, как:

  • принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика денежных средств, то есть платежи совершаются за счет собственных средств плательщиков или кредитов банка;
  • принцип правового режима осуществления расчетов и платежей. Он обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества;
  • принцип периодической очередности платежей. Очередность платежей может быть: хронологическая (претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы поступают в банк, независимо от цели платежа) и целевая – в первую очередь совершаются наиболее важные по значению платежи;
  • принцип осуществления расчетов по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и у плательщика – необходимая предпосылка расчетов;
  • принцип согласия (акцепта) плательщика. Данный принцип реализуется путем применения либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств, либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, переводных векселей);
  • принцип контроля за проведением операций. Контроль подразделяется на: предварительный, текущий и последующий;
  • принцип срочности платежа (расчеты осуществляются строго в сроки, предусмотренные в договорах, в инструкциях Минфина и т.д.);
  • принцип имущественной ответственности по договору. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

      Принципы  организации безналичных расчетов неоднократно изменялись. Мы считаем, что несмотря на все их изменения, основные моменты принципов безналичных расчетов остались, наполнившись новым содержанием.

    Платежи осуществляются лишь при наличии  достаточных средств на счете плательщика. Средства со счета организации списываются по распоряжению владельца счета. Оплата расчетных документов при недостаточности средств на счете производится в очередности, устанавливаемой законодательными и нормативными актами.

    В организации безналичных расчетов в соответствии с принципами заинтересованы все участвующие стороны, однако их реализация возможна лишь при наличии и соблюдении ряда условий.

    Основными условиями организации безналичных  расчетов являются:

  • наличие банковского счета у участников безналичных расчетов;
  • самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета;
  • свободный выбор участниками форм безналичных расчетов;
  • договорная основа порядка ведения счетов и осуществления расчетов.

    Наличие банковского счета – не только обязательное условие для всех участников расчетов, но и  единственная возможность  для функционирования всего безналичного денежного оборота, поскольку безналичные расчеты совершаются только путем записей по счетам. Счета, по которым могут совершаться безналичные перечисления, разнообразны: счета текущие, ссудные, контокоррентные, депозитные, по доверительному управлению имуществом, благотворительные, временные, корреспондентские и др. Порядок открытия счетов регламентируется Национальным банком Республики Беларусь. Основной среди перечисленных счетов – текущий (расчетный), который имеется у каждого юридического лица.

      Самостоятельность клиента в выборе банка для открытия счета отвечает  интересам собственника в поиске оптимального варианта для проведения расчетов, обеспечивающего надежность в размещении средств.

      Свободный выбор участниками форм безналичных  расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчетов.

      Мы  считаем, что свободный выбор  участниками форм безналичных расчетов необходим, но возможен с согласия всех сторон. Реализация данного условия происходит при заключении соответствующих договоров, где оговаривается использование конкретной формы расчетов.

      В.А. Луговой [33, с.33-35] очень точно отмечает, что правильная орга-низация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление договорной и расчетной дисциплины и улучшение финансового состояния. Кроме того, правильная (рациональная) организация расчетных операций, правильность постановки их учета предупреждает негативные последствия по этим операциям. Поэтому часто аудиторской проверке подвергаются все расчетные операции.

      По  нашему мнению, немало важным является правильная и своевременная организация расчетов с покупателями и заказчиками. Она также имеет огромное значение в договорной дисциплине.

      М. И. Плотницкий  [47, с.152] отмечает, что  все сделки, связанные с поставками товарно-материальных ценностей, оказанием услуг, выполнением работ, перечислением налогов в бюджет и другими хозяйственными операциями, завершаются денежными расчетами наличной и безналичной формы. Организация безналичных расчетов имеет определенные преимущества перед платежами наличными  деньгами, обусловленные тем, что безналичный платежный оборот полностью проходит через банковские учреждения, которые ведут счета организаций и, следовательно, имеется возможность контроля со стороны налоговых органов за движением и направлениями использования денежных средств. При этом значительно сокращаются издержки обращения.

      Н. И. Кондакова [25, с.54] считает, что организация безналичных расчетов предполагает определенный порядок их проведения, который не зависит от конкретной формы и является единым для всех участников, представляет собой наиболее общие правила проведения безналичных расчетов.

      Безналичные расчеты как операции по движению денежных средств с одного банковского счета на другой предполагают использование документов, которые и вызывают это движение. Безналичное движение средств в обязательном порядке опосредствуется расчетными документами, которые рассматриваются как платежные инструменты и включаются в платежную систему страны. Как правило, они имеют законодательно установленную форму и соответствуют стандартам. Кроме того, банком регламентируются их количество, обязательные реквизиты, возможность использования в письменной или электронной форме. Расчетный документ, который определяет дальнейшие действия банка, рассматривается как платежная инструкция клиента (платежные поручения, платежные требования, заявления и др.), которая может иметь приложения (реестры, транспортные документы и пр.).

      Таким образом, расчетный документ может  выступать в качестве платежного инструмента, быть платежной инструкцией клиента. Движение расчетных документов, посредством которых в определенной последовательности совершаются операции по банковским счетам, называется документооборотом. Он определяется платежной инструкцией клиента.

      Для всех безналичных расчетов осуществление  платежей происходит в пределах остатка  средств на счете (в том числе  и с учетом поступлений за день) в календарной очередности, что предполагает общее правило для плательщика контролировать состояние своего счета. При невозможности полного выполнения обязательств в нормативном порядке для плательщика устанавливается очередность платежей, которая регламентирует последовательность операций банка при недостатке средств на счете клиента для проведения всех расчетов. Указание очередности платежа – обязательный реквизит расчетного документа. В самом общем виде очередность платежей предполагает:

      - осуществление операций вне очереди по распоряжению владельца в пределах ежедневного или накопленного остатка в счет неотложных нужд, которые по заявлению собственника бронируются на счете;

      - при наличии задолженности по  заработной плате получение вне очереди средств на ее выплату в размере бюджета прожиточного минимума;

      - платежи в первоочередном порядке  в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по исполнительным документам о взыскании заработной платы и приравненным к ней платежам, а также за реализованные материальные ценность государственного и мобилизационного резерва;

      - во вторую очередь осуществление  платежей за газ, электрическую  и тепловую энергию, коммунальные услуги, погашение задолженности по банковским кредитам и процентов по ним;

      - в третью очередь проведение  платежей за сельскохозяйственную  продукцию, продукцию ее переработки и продовольственные товары;

      - в четвертую очередь осуществление  всех остальных платежей, в том  числе за товарно-материальные  ценности, услуги и т.п., причем их приоритетность при оплате устанавливается владельцем счета.

      Необходимость соблюдения определенной очередности  при недостатке средств на счете  способствует выполнению обязательств плательщика не только по сумме платежа, но и по срокам. Сроки платежа предусматриваются в договорах поставки и иных договорах, обязательствах перед бюджетом, кредитных договорах и должны быть исполнены при расчетах. Срок платежа – обязательный реквизит расчетного документа, который учитывается при проведении межбанковских расчетов. Приоритетность расчетного документа для оплаты по сроку перед другими определяется владельцем счета.

      Наличие очередности платежей не является гарантией  своевременного выполнения плательщиком обязательств, как в установленный срок, так и в сумме платежа, обозначенной в расчетном документе. Такой гарантии общие правила проведения расчетов дать не могут. Однако эти правила предполагают наблюдение со стороны плательщика за собственной платежеспособностью для обеспечения достаточной суммы средств на счете и завершения расчетов, а также возможность при недостатке средств и соблюдении определенных условий получения краткосрочного кредита или иного источника для выполнения обязательств. Кредит может быть получен: в виде превышения оплаты над имеющимся остатком как разрешенный овердрафт по счету; при открытии на базе текущего счета контокоррентного  счета для финансово устойчивых клиентов; как целевой кредит для платы за конкретные товарно-материальные ценности; на заработную плату и др. Для пополнения средств на счете могут осуществляться и иные операции, например, учет векселей в банке, операции с валютными ценностями, операции с ценными бумагами. Наблюдение за ликвидностью счетов обязательно не только для клиентов, но и для банков при совершении операций по корреспондентским счетам. В этом случае при недостаточности средств рынка межбанковских кредитных ресурсов в качестве кредитора последней инстанции выступает Национальный банк страны. Все вышесказанное позволяет определить следующие основные правила проведения безналичных расчетов:

  • движение средств по банковским счетам опосредствуется движением расчетных документов, которые рассматриваются как платежные инструкции клиента;
  • движение документов происходит в определенной последовательности, которая называется документооборотом. Она зависит от содержания платежных инструкций;
  • форма расчетного документа, его реквизиты, количество регламенти-руются банком и предполагают соблюдение стандартов заполнения;
  • списание средств со счета плательщика происходит в пределах остатка счета в календарной очередности;
  • при недостаточности средств на счете плательщика для выполнения обязательств соблюдается очередность платежей;
  • списание средств со счета плательщика происходит с учетом срока платежа;
  • со стороны плательщика осуществляется контроль за наличием на счете средств, необходимых для выполнения обязательств; возможна помощь банка в поддержании его ликвидности.

      При наличии общих правил проведения расчетов безналичные расчеты обладают большим многообразием. Для исследования их особенностей можно использовать различные критерии.

      А. М. Молчанов [37, с.36] по составу участников безналичные расчеты подразделяет на  клиентские (в пределах одного банка – межбанковские) и банковские (внутрибанковские, межбанковские).

      Безналичные расчеты зависят и от места  проведения. Они могут быть как  на территории страны (внутренние), так  и международными.

      Также при проведении безналичных расчетов имеют значение размер платежа (крупный и мелкий), объект платежа (за товары и услуги, обязательства нетоварного характера), срок платежа для межбанковских переводов (срочный и обычный), способ платежа для межбанковских переводов (валовая основа (на сумму каждого платежа) и клиринг (зачет встречных требований)).

      Безналичные расчеты могут быть представлены в виде кредитового или дебетового перевода, чека или пластиковой карточки.

         Следует отметить, что существуют  также следующие формы безналичных расчетов:

- платежное  поручение по исполнению кредитового  перевода;

- платежное  требование-поручение по исполнению кредитного перевода;

Информация о работе Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками