Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 08:40, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является изучение организации и учета расчетов с покупателями и заказчиками для дальнейшего совершенствования.
Исходя из данной цели, задачами дипломной работы являются:
- раскрытие теоретических основ форм безналичных расчетов;
- анализирование принципов организации по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- исследование порядка документального оформления операций по учету расчетов с покупателями и заказчиками;
- проведение анализа кредиторской задолженности;
- проведение анализа соотношения дебиторской задолженности к кредиторской задолженности;
- выявление путей совершенствования бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа 8.doc

— 655.50 Кб (Скачать документ)

    Расчетам  с помощью платежных требований присущи следующие особенности:

  • данная форма расчета применяется только после отгрузки продукции;
  • данная форма расчета осуществляется через систему инкассо.

      При расчетах платежными требованиями (акцептная форма расчетов) получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ, содержащий требование к плательщику об уплате получателя определенной суммы через банк за отгруженные (отпущенные) товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Банк оплачивает эти требования с согласия (акцепта) плательщика с его счета.

      Акцепт  может  быть:

- предварительный;

- последующий.

      Предварительный  акцепт –  это  согласие  плательщика,  полученное  банком  до  поступления  платежа.

      При расчетах в порядке предварительного  акцепта требование оплачивается на следующий день после истечения срока акцепта. Плательщик имеет право заявить обслуживающему его учреждению банка отказ от акцепта по иногородним расчетам в течение трех рабочих дней и по одногородним расчетам в течение двух дней после получения требования этим учреждением банка, не считая дня поступления требования. При необходимости руководитель учреждения банка может увеличить срок акцепта требований до десяти дней. Мотив  должен  быть  обоснован.

      Последующий  акцепт – это   согласие  плательщика,  полученное  банком  после  поступления   платёжного  требования. При расчетах  в порядке последующего акцепта требования оплачиваются в течение операционного дня по мере их поступления в банк плательщика. За ним сохраняется право заявить полный и частичный отказ от акцепта при иногородних расчетах в течение трех рабочих дней после поступления требований в банк. В день получения заявления об отказе от акцепта суммы отказа восстанавливаются на том счете плательщика, с которого была произведена оплата требования.

      Существует также и безакцептная  форма безналичных расчетов. Она  используется при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке.

      У плательщика существует право  полного отказа от оплаты, оно возникает в случаях отсутствия договора, предъявления требования на незаконные товары и услуги, при отгрузке товаров не по надлежащему адресу, при поставке недоброкачественных или некомплектных товаров и т.д.

      Частичный отказ от оплаты платежного требования может быть заявлен при отгрузке (наряду с заказными) товаров, которые не заказаны, а также при отгрузке товаров в количестве, превышающем заказное, при обнаружении недоброкачественности или некомплектности части товаров, превышении установленных цен и наценок и т.д. Без акцепта оплачивают платежные требования за газ, воду, электрическую энергию, пользование телефонами и почтово-телеграфные услуги.

      Платежное требование составляется  на типовых бланках. Если оно  не совмещено со спецификацией, к нему должны прикладываться товарно-транспортные накладные либо заменяющие их документы. При иногородних расчетах в банк представляются три, при одногородних – четыре экземпляра требований. При этом составляется реестр в двух экземплярах. Требования сдаются в банк на инкассо вслед за отгрузкой товара или оказанием услуг, но не позднее срока давности (один год с момента отгрузки). Требования с последующим акцептом или без него, подлежащие оплате в течение операционного дня, оплачиваются в тот же день, а при отсутствии или недостаточности средств на счетах плательщика и невозможности предоставления кредита для их оплаты  помещаются в картотеку № 2. Требования, акцептованные покупателями, но не оплаченные им в срок, оплачиваются по мере поступления средств на счет плательщика.

      При  осуществлении  расчётов  платёжными  требованиями  обеспечи-вается  чёткий  порядок  адресной  доставки,  строгий  контроль  за  расчётами  со  стороны   предприятий  и  банков.

      А. С. Чечеткин [65, с.47-51] отмечает, что поставщик имеет возможность отгружать продукцию без предварительного оформления расчетных документов, что позволяет ускорить отгрузку продукции. Плательщик может проверить выполнение поставщиком договорных обязательств, заявить отказ от оплаты.

     Мы  считаем, что слабым звеном при данной форме расчетов являются:

- возможность  возникновения неплатежей (дебиторской  и кредиторской задолженности);

- трудоёмкость, связанная с операциями, отказами  от акцепта, запросами о судьбе  неоплаченных требований.

    При расчетах за товары и услуги сельскохозяйственные организации используют и расчетные чеки. Чек – это форма безналичного расчёта,  содержащая ничем необусловленное письменное распоряжение владельца счета (чекодателя) обслуживающему его банку произвести уплату указанной на чеке денежной суммы предъявителю чека (чекодержателю).

    При осуществлении безналичных расчетов в форме расчетных чеков, кроме «Инструкции о банковском переводе» [14], необходимо дополнительно руководствоваться и таким нормативным документом, как «Инструкция о порядке проведения операций с использованием чеков из чековых книжек и расчетных чеков» от 30 марта 2005 г. № 43 в редакции постановления Правления Нацбанка от 25.09.2007 г. № 181 [15]. Схема организации расчетов чеками представлена в приложении 7.

    Для  получения  чековой  книжки  хозяйство  предоставляло  в  обслуживающий банк заявление – обязательство  на получение чековой книжки в одном экземпляре и поручение в двух экземплярах для депонирования средств за подписями лиц, которым дано право подписывать документы для совершения операций по счету организации, с проставлением оттиска его печати  на  перечисление  средств  с  текущего  счёта  на  чековый  счёт. 

     Размер  дохода на депонированную сумму чековой  книжки определяется договором между банком и клиентом. Он устанавливается в размере суммы денежных средств, находящихся на специальном счете. На обороте каждого чека проставляется сумма лимита чековой книжки.

      Срок  действия чековой книжки – один год, а при наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем (расчетном) счете этот срок по заявлению чекодателя может быть продлен еще на один год. Продление оформляется банком чекодателя.

    Правом  выставлять чек обладают все физические и юридические лица.

    Чеки  могут быть покрыты за счет средств чекодателя, зачисленных на специальный счет в банке, и непокрытыми, т.е. гарантированные банком.

        Пополнение чековой книжки производится  банком чекодателя аналогично  порядку  первоначального  депонирования  средств  с  указанием  дополнительной  суммы  на  корешке  следующего  неиспользованного  чека  или  на  лицевой  строке  чека  прописью  и  цифрами  с  пометкой  «дополнительный  износ».  Указанная запись заверяется подписью  контролёра и печатью банка на лицевой стороне чека, при этом чек остаётся в  чековой  книжке.

    Владелец  счета может выдать разовую доверенность на распоряжение чеком иному физическому лицу в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

    В случае утери чековой книжки владелец счета должен известить в письменной форме банк, выдавший чековую книжку. Чековая книжка,  из  которой  утерян  отдельный  чек  должна  быть  возвращена  в  банк – чекодателя.  Остаток  средств  по  чековому  счёту  специального режима возвращается  чекодателю  в  течении  одного  месяца  с  момента  получения  заявления об утере чековой книжки или со  дня возврата чековой книжки в  банк – чекодателя.  После поступления от владельца счета письменного заявления  об  утере  чековой  книжки,  банк  прекращает  списание  средств  с чекового  счёта, указанного в заявлении.

      При приемке чеков в уплату  за товары или услуги работник  организации, на которого возложены  такие функции, удостоверяется  в личности чекодателя, проверяет  правильность заполнения чека, наличие  на обороте чека проставленной суммы лимита чековой книжки, принимает чек к оплате, проставляя на его обороте и корешке оттиск печати организации и дату чека к оплате, подписывает его и корешок. Выписанные чеки действительны в течение десяти дней, не считая дня выписки.

      Чекодержатель принятые в уплату расчетные чеки представляет по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Поручение-реестр представляется в банк не позднее третьего рабочего дня после принятия чека к оплате.

      После зачисления средств на счет чекодержателя обслуживающий его банк от своего имени составляет реестр поручения и вместе с чеками направляет их в банк чекодателя для списания средств с его счета.

      А. Ю. Гусев [7,с.5] считает, что  расчеты чеками ускоряют оборот  денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии товаров, при закупках в магазинах мелкого опта.

    По  мнению Г. Н. Белоглазовой [3, с.189] чек  удобен для расчетов в случаях, когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик – передавать товар до получения гарантии платежа или когда продавец заранее не известен. Расчеты чеками также ускоряют оборот денежных средств, они удобны для расчетов за мелкие партии товаров, при закупке в магазинах мелкого опта. Чековая форма расчетов в настоящее время развита недостаточно. Однако она является одной из перспективных, именно при этой форме расчетов происходит максимальное сближение отгрузки продукции и получение за нее платежа в момент торговой сделки, так как за полученный товар покупатель сразу передает представителю поставщика чек, который и является гарантом его оплаты.

      Мы считаем, что достоинством  данной  формы является: 1)чек  удобен  для  расчётов  в  случаях,  когда  плательщик  не  хочет  совершать  платёж  до  получения  товара,  а  поставщик  передавать  товар  до  получения  гарантии  платежа, то есть максимальное сближение отгрузки продукции и получение за нее платежа в момент торговой сделки, так как за полученный товар покупатель сразу передает представителю поставщика чек, который и является гарантом его оплаты. Недостатком: усложнение  документооборота,  так  как зачисление  средств  поставщику  производится  не  в  момент  предъявления  чеков в свой банк,  а  лишь  после  их  списания  со  счёта  плательщика.

    Нормативным документом, регулирующим порядок осуществления безналичных расчетов в форме аккредитива является «Инструкция о порядке совершения банковских документарных операций» от 29 марта 2001 г. № 67 в редакции постановления Правления Нацбанка от 27.06.2007 г. № 130 [16,с.28-35].

      Аккредитив – это  соглашение,  в  силу  которого  банк,  действующий  по  поручению   клиента  об  открытии  аккредитива   и  в  соответствии  с   его  указаниями  должен  произвести  платежи  получателю  денежных  средств  либо  оплатить,  акцептовать  или  учесть  переводной  вексель  или  дать  полномочия  другому  банку  провести  платежи  получателю  денежных  средств. Схема организации расчетов аккредитивом представлена в приложении 8.

    Аккредитив  может быть отзывным или безотзывным, подтвержденным, переводным, резервным, покрытым или непокрытым.

    Под отзывным аккредитивом понимается аккредитив, который может быть отменен  банком-эмитентом  в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. При  отсутствии  на  аккредитиве  указания  он  является  безотзывным. 

    Безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив) не может быть отменен (изменен или аннулирован) без согласия банка–эмитента и бенефициара.

    Открытие  аккредитива  производится  за  счёт  собственных  средств  приказодателя  или  за  счёт  кредита  банка.

    Предназначается  для  расчётов  только  с  одним  бенефициаром  и  не  может  быть  переадресован. 

    Под переводным понимается аккредитив, по которому по заявлению бенефициара банк-эмитент может дать согласие иному лицу (иному бенефициару) на полное либо частичное исполнение аккредитива, если это допускается обязательством.

    Под резервным аккредитивом понимается аккредитив, по которому банк выдает независимое  обязательство выплатить определенную сумму денежных средств бенефициару по его требованию (заявлению).

    Покрытым  называется аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет  исполняющему банку денежные средства плательщика, снятие с его расчетного счета, или представленный банком плательщику  кредит.

    При открытии непокрытого аккредитива банк-эмитент не перечисляет исполняющему банку денежные средства, а предоставляет ему право списать сумму аккредитива со счета банка-эмитента, открытого им в исполняющем банке.

Информация о работе Организация и учет расчетов с покупателями и заказчиками