Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.
Объектом исследования являются затраты хозяйствующего субъекта как экономическая категория, а предметом – процедуры анализа и контроля затрат в рамках деятельности по организации и ведению управленческого учета.
Задачи работы представляют собой изучение следующих аспектов:
•Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования
•Управленческий контроль
•Контроль издержек
•Бюджетирование
•Виды отклонений, их оценка
•Анализ деятельности предприятия
I. Теоретическая часть: Тема № 16.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, виды и методы контроля затрат……………………………5
1.1 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и получаемой прибыли…………………………………………..5
1.2 Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования………………………………………………………………………….10
1.3 Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования в управленческом учете……………………………………………..14
Глава 2. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным управленческого учета………………………………………………...…15
2.1 Система управленческого контроля………………………………………15
2.2 Система управленческого анализа……………………………………..…21
Глава 3. Бюджетирование, как средство контроля и анализа деятельности предприятия…………………………………………………………………………...26
II. Практическая часть: задача № 2……………………………………….….30
Заключение…………………………………………………………………..…35
Список использованной литературы………………………………………….38
2.1
Система управленческого
контроля
Под
общей системой контроля на предприятии
понимают коммуникационную сеть управленческого
учета, с помощью которой
Внутренний управленческий контроль содержит методы и способы, которые помогают управлению, планированию и контролю, за хозяйственной деятельностью предприятия, подразделений и внутри них. Примером может служить бюджетирование и составление отчетов, нормативный метод учета затрат.
Внутренний управленческий контроль сосредоточивает свое внимание на элементах предприятия: отделах, службах, цехах, участках, бригадах, называемых центрами ответственности.
Деление
организации на центры ответственности
базируется на следующем положении:
каждую структурную единицу
В
условиях рыночных отношений организационный
аспект сегментации
На
рисунке 1 представлены центры ответственности,
которые возможны на предприятии. Центры
издержек как начальная стадия развития
управленческого учета
Рис.
1 - Центры ответственности на предприятии
Структуризация бизнеса по центрам ответственности, в отличие от деления его на информационные сегменты, является типовой для всех организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, размеров и организационной формы.
Для иллюстрации содержания организационного аспекта сегментации бизнеса можно воспользоваться формулой расчета рентабельности активов (РА), широко используемой в экономическом анализе:
где РА - рентабельность активов сегмента бизнеса;
Р - прибыль сегмента бизнеса;
А - стоимость его активов;
N- доходы (выручка) сегмента бизнеса;
S-расходы сегмента бизнеса.
Степень
ответственности руководителей
сегментов бизнеса за отдельные
составляющие этой зависимости представлена
в таблице 1.
Таблица 1. Степень влияния руководителей организационных сегментов бизнеса на параметры производственной деятельности
Вид центра ответственности | Показатель, контролируемый руководителем центра ответственности и составляющий основу его мотивации |
Центр затрат | S |
Центр доходов | N |
Центр прибыли | P = N-S |
Центр инвестиций | PA = P/A = (N-S)/A |
Поскольку
у каждого центра ответственности
имеются свои цели, то для их осуществления
они вырабатывают свою стратегию. Иногда
такую процедуру управления называют
стратегическим планированием. Но по существу
стратегическое планирование не входит
в систему внутреннего
Повышение эффективности хозяйствования на любом этапе экономического развития страны является главной задачей. Это делает необходимым применение нормативной системы управления как на уровне отраслей национального хозяйства, так и в рамках одного предприятия.
Нормативная система управления затратами представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Но основной целью является полное использование производственных факторов и экономное ведение хозяйства.
Нормативные
издержки служат основой управления
бизнесом. Они обусловлены рядом
ограничений и ориентируют
Рассчитывают нормативные затраты на материал и труд, накладные расходы. Исходя из сущности нормы подразделяются на основные, идеальные и текущие. Соответственно они характеризуют тенденцию эффективности производства отдельных изделий в течение длительного периода; минимальную величину затрат для деятельности в идеальных условиях производства; достижимые затраты на короткий отрезок времени.
Система текущих норм, нормативов и смет расхода различных ресурсов называется нормативным хозяйством. Основой расчета нормативных величин выступают пооперационные, подетальные, поузловые нормы материальных затрат, нормы времени, нормы выработки и т.п. Нормативное хозяйство есть отправная точка системы контроля, за издержками производства.
Большой
удельный вес материальных затрат в
себестоимости продукции
Нормы материальных затрат относительно продукта делят на пять групп: пооперационные, подетальные, поузловые, поиздельные и функциональные. Каждый вид норм несет отдельную полезную информацию и рассчитывается на основе своих источников информации.
Для регулирования ежегодной общей суммы затрат на содержание запасов и расхода материалов большое значение имеет оценка.
Методы
оценки запасов: ФИФО, ЛИФО, средневзвешенная
цена, стоимость замещения. Установлено,
что для преодоления
Нормативные затраты по рабочей силе состоят из норм времени, норм выработки продукции, обслуживания и численности, сдельных и часовых ставок. На нормировании труда основана система организации труда на предприятии.
На управленческий контроль воздействуют факторы окружающей среды: существо организации, правила, направления и процедуры по управлению деятельностью членов организации, культура организации, внешняя среда.
Существо организации — люди, работающие совместно для достижения одной или нескольких целей. Имеются две системы контроля за существом организации: механическая и сметного контроля.
Механическая система контроля действует чаще всего в текущий период и заключается в следующем:
Система сметного контроля использует элементы механического контроля и обратной связи. Она неразрывно связана с планированием и потому применяется как в текущий период, так и в долгосрочной перспективе.
Механическая система и система сметного контроля организуются по-разному в зависимости от типа управления: с обратной или прямой связью.
Обратная связь предусматривает «вход» и «выход». Под «входом» понимаются ресурсы: материальные, трудовые, финансовые. Под «выходом» — товары, услуги и затраты на их проведение. Такая связь включает в себя контроль путем сопоставления фактических данных с плановыми, корректировку плановых данных в случаях выявления отклонений, например, при контроле за затратами. В данной системе фактические показатели сравнивают со сметными (стандартными) и корректируют в целях приведения в соответствие сметных показателей с будущими результатами.
Управление с прямой связью предусматривает оценку ожидаемого уровня объема производства и затрат и сопоставление с плановыми показателями. При выявлении отклонений предпринимают определенные действия для того, чтобы свести эти отклонения к минимуму. Основная цель – предупредить ошибки и решить поставленные задачи в будущем. При управлении с прямой связью первостепенное значение имеют сметы. Сметы составляют, ориентируясь на желаемые результаты в будущем. В них вносят коррективы при принятии альтернативных решений до тех пор, пока смета не будет отражать планируемые результаты.
Элементами
системы внутреннего
Правила,
направления и процедуры по управлению
деятельностью организации
Характер
системы внутреннего контроля зависит
от внешней среды. Заказчики, поставщики,
конкуренты, общество, государственные
органы и другие внешние стороны
постоянно вступают во взаимоотношения
с предприятием и влияют не только
на информационную систему, ориентированную
на внешних пользователей, но и на
построение системы внутреннего
контроля.
2.2
Система управленческого
анализа
Система
управленческого анализа –
Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа -ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач.
Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Необходимость проведения перспективного анализа, возникшая с переходом российских организаций на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа. В то время как ретроспективный анализ отвечает на вопрос как это было?", прерогативой перспективного управленческого анализа является поиск ответа на вопрос "что будет, если?". В рамках перспективного анализа следует выделить краткосрочный и стратегический подвиды, имеющие собственные цели и методы.