Организация контроля затрат и анализа деятельности ор¬ганизации по данным бухгалтерского управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 10:39, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является систематизация теоретических и практических знаний в области организации контроля затрат, овладение методикой исследования и анализа деятельности организации.

Объектом исследования являются затраты хозяйствующего субъекта как экономическая категория, а предметом – процедуры анализа и контроля затрат в рамках деятельности по организации и ведению управленческого учета.

Задачи работы представляют собой изучение следующих аспектов:

•Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования
•Управленческий контроль
•Контроль издержек
•Бюджетирование
•Виды отклонений, их оценка
•Анализ деятельности предприятия

Содержание

I. Теоретическая часть: Тема № 16.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие, виды и методы контроля затрат……………………………5

1.1 Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и получаемой прибыли…………………………………………..5

1.2 Классификация затрат для принятия управленческого решения и планирования………………………………………………………………………….10

1.3 Классификация затрат для осуществления функции контроля и регулирования в управленческом учете……………………………………………..14

Глава 2. Организация контроля затрат и анализа деятельности организации по данным управленческого учета………………………………………………...…15

2.1 Система управленческого контроля………………………………………15

2.2 Система управленческого анализа……………………………………..…21

Глава 3. Бюджетирование, как средство контроля и анализа деятельности предприятия…………………………………………………………………………...26

II. Практическая часть: задача № 2……………………………………….….30

Заключение…………………………………………………………………..…35

Список использованной литературы………………………………………….38

Работа состоит из  1 файл

курс моя.docx

— 74.68 Кб (Скачать документ)

     Управленческий  анализ представляет собой не только вид экономического анализа, но и  один из элементов управленческого  учета. Объектом последнего, а, следовательно, и самого управленческого анализа  выступают прошлые и будущие  результаты функционирования сегментов  предпринимательской деятельности.

     Сегмент является основной информационной единицей управленческого учета, выделяемой для получения отчетной и прогнозной информации. Следовательно, от того, каким  образом будет решен вопрос о  сегментации бизнеса, зависит последующее  функционирование всей системы управленческого  учета, в том числе и успешность проведения управленческого анализа. Говоря иначе, выбранный организацией подход к сегментации бизнеса  скажется на том, насколько качественной и пригодной для целей управления окажется информация, собранная в  системе управленческого анализа.

     Информационной  базой управленческого анализа  выступают данные, собранные в  системе бухгалтерского управленческого  учета. В их числе - данные, аккумулированные в других блоках управленческого  учета: сегментарном учете, планировании и внутренней отчетности. Обладая  такой информацией, можно оценивать  степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, строить  краткосрочные прогнозы поведения  затрат при различных объемах  производства. Прогнозный экономический  анализ строится на зависимости поведения  затрат от изменения деловой активности организации. Эта информация черпается  из данных сегментарного учета.

     Управленческий  анализ призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию. При возникновении потребности  во внеучетной информации (данных о цене на продукцию конкурирующих организаций; ожидаемом спросе на продукцию по альтернативным ценам и др.) используются результаты маркетинговых исследований, социологических опросов и т.д.

     Методы  управленческого анализа чрезвычайно  разнообразны, что объясняется широким  спектром стоящих перед ним задач. Ретроспективный анализ осуществляется посредством сравнения фактических  результатов с бюджетными и выявления причин возникших отклонений.

     В рамках краткосрочного перспективного анализа, лежащего в основе принятия тактических управленческих решений, исследуются прогнозное соотношение  прибыли, затрат и объемов продаж, доходы и расходы будущих периодов, анализируется поведение приростных; релевантных показателей и т.д. Особое значение при этом имеет информация, собранная в системе «директ-костинг». Она позволяет планировать маржинальный доход (сумму покрытия) по отдельным видам продукции, заказам, направлениям деятельности, организации в целом и оценивать его потенциальную способность к покрытию постоянных расходов организации.

     Выработка управленческого решения предполагает выбор из нескольких альтернатив  развития событий оптимального варианта. Принятие многих важных решений, требующих  многокритериальной оценки, осуществляется на основе анализа по методу «затраты - объем – прибыль», при котором  каждая из рассматриваемых альтернатив  количественно характеризуется  определенным уровнем затрат и прибыли.

     Результаты  краткосрочного управленческого анализа  позволяют ответить на многие вопросы, интересующие руководство организации, например:

     Какая продукция (работы, услуги) является наиболее рентабельной, а потому более предпочтительна  для коммерческой деятельности?

     Как повлияют изменения в ценовой  политике организации на объемы продаж и в конечном счете - на финансовые результаты деятельности сегмента?

     Какая минимальная деловая активность позволит сегменту избежать убытков?

     Какие убытки ожидают организацию в  случае неполной загрузки производственных мощностей?

     Решение многих задач управленческого анализа  возможно лишь при использовании  экономико-математического моделирования, построения имитационных моделей и  систем, позволяющих прогнозировать финансовые результаты в условиях неопределенности и риска. Используются также методы статистики, экономического анализа  и экономико-математические методы. Возможности применения статистических методов для целей прогнозирования, глубоко проработанные российскими  учеными, давно и успешно используются в хозяйственной практике отечественных  предприятий. В условиях антикризисного управления производственно-хозяйственной  деятельностью организаций особую актуальность приобретает параметрический  анализ, содержание и возможности  которого также глубоко проработаны  отечественными учеными.

     С развитием информационных технологий все более востребованными становятся разнообразные интеллектуальные системы, позволяющие, например, анализировать  результаты финансово-хозяйственной  деятельности организации, оценивать  ее финансовое состояние, осуществлять экспертизу инвестиционных проектов, управлять бизнес-процессами (закупок, реализации и т.д.), моделировать их. Существующие в этой области научные  разработки также должны найти широкое  практическое применение в управленческом учете.

     Развитие  информационных технологий позволяет  воспользоваться для целей проведения управленческого анализа результатами исследований в области построения имитационных моделей, способных решать слабоструктурируемые задачи. Имитационное моделирование предоставляет возможность экспериментировать с производственно-финансовыми процессами (существующими или предполагаемыми) в тех случаях, когда делать это на реальном объекте либо невозможно, либо не целесообразно, а именно:

  • описать поведение системы;
  • построить теории и гипотезы, которые могут объяснить наблюдаемое поведение;
  • использовать эти теории для предсказания будущего поведения системы, т.е. тех воздействий, которые могут быть вызваны изменениями в системе или изменениями способов ее функционирования.

     Имитационное  моделирование в значительной степени  опирается на теории вычислительных систем, математику, теорию вероятностей и статистику. В процессе построения имитационной модели вместе с тем  могут использоваться регрессионный  и корреляционный виды анализа. Имеющиеся  в этой области научные результаты также необходимо использовать в  системе управленческого учета.

     Таким образом, все многообразие рассмотренных  выше методов, интегрируясь в единую систему, позволяет эффективно решать стоящие перед управленческим анализом задачи как ретроспективного, текущего, так и прогнозного характера.

     Вышеизложенное  позволяет определить управленческий анализ как раздел экономического анализа  и составную часть управленческого  учета, основной целью которых является изучение прошлой, текущей, а главное, будущей деятельности сегментов  бизнеса, основанное на прогнозировании  их доходов, расходов и финансовых результатов  при выборе сегментами той или  иной хозяйственной тактики. Управленческий анализ как самостоятельный элемент управленческого учета оптимизирует соотношение «расходы-доходы» на этапе предварительного управления деятельностью сегментов бизнеса.

     Процесс управления предпринимательской деятельностью  предполагает выработку не только краткосрочных, но и долгосрочных стратегических решений. Разновидностью стратегического (перспективного) анализа является инвестиционный анализ. Инвестиции - неотъемлемое условие  поступательного экономического развития, как отдельных предприятий, так  и общества в целом. В то же время  общая нестабильность и непредсказуемость  развития событий во всех сферах жизни  страны, высокий уровень инфляции и несовершенство действующего законодательства делают необходимым выполнение подробных  инвестиционных исследований с целью  снижения риска инвестирования. В современных экономических условиях, для которых характерны быстро изменяющаяся рыночная конъюнктура, ожесточенная конкуренция, сопровождающаяся активной борьбой за покупателя, принятие решений в области инвестиций и финансов, не может осуществляться без предварительного управленческого анализа.

     Результаты  стратегического анализа оказывают  серьезное воздействие на будущее  положение организации, а потому необходимо глубокое предварительное  исследование перспектив деятельности организации в соответствующей  экономической среде.

     Приемы  и методы краткосрочного прогнозного  анализа, основанные, прежде всего, на разделении издержек на постоянные и  переменные, теряют свою силу в длительной перспективе. Это связано с тем, что расширение временного периода  планирования (масштабной базы) вносит существенные коррективы в поведение  затрат. Издержки, постоянные в краткосрочном  периоде, в более удаленной перспективе  оказываются переменными, и наоборот, неизменные для управленческого  анализа удельные переменные расходы  таковыми не являются.

     Стратегический  управленческий анализ основан на иных, отличных от рассмотренных ранее подходах и принципах. Принимаются во внимание различные факторы, обусловленные состоянием внешней среды (внеучетные источники информации): рынки товаров и услуг, процентные ставки и котировки валют, устанавливаемые государственными и коммерческими организациями, экономический бум, высокий уровень инфляции, спад производства, усиление конкуренции и т.д. Серьезное место в стратегическом анализе отводится учету дополнительных расходов на повышение качества и временному фактору – как источникам дополнительного преимущества в конкурентной борьбе. Цель стратегического анализа будет достигнута лишь в том случае, когда основанные на нем долгосрочные управленческие решения позволят добиться адекватности между требованиями внешней среды и возможностями организации.

     В странах с рыночной экономикой, отличающейся более стабильной, чем в России, внешней экономической средой, все  большее значение приобретают приемы стратегического учета и анализа, функциональный учет затрат (ABC), система  «таргет-костинг» (ТС), стратегическое управление затратами (SCM), а также анализ, основанный на концепции стратегических бизнес-единиц (СБЕ). Исключительная значимость этого вида управленческого анализа, его перспективность для развивающейся рыночной экономки обусловливает необходимость создания методики его проведения, учитывающей специфику российских условий хозяйствования.

     Таким образом, анализ и контроль затрат является важной частью системы управления затратами  на предприятии, и направлен обычно на выявление резервов снижение себестоимости  продукции. 

     Глава 3. Бюджетирование - как средство контроля и анализа деятельности предприятия 

     Бюджетирование – процесс разработки и составления бюджетов в соответствии с целями хозяйственной и финансовой деятельности организации.

     Бюджет  – это не только количественное выражение плана, но и метод регулирования. Основной бюджет охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование. Преимущества этого метода проявляются  в принудительном краткосрочном  и долгосрочном планировании ресурсов предприятия, поведении конкурентов, текущем и проектируемом рыночном спросе на продукцию. Бюджеты подразделяют на гибкие и жесткие. Гибкие бюджеты предусматривают изменение условий хозяйствования.

     В состав основного бюджета предприятия  входят: смета затрат на материалы; смета затрат на заработную плату  основных производственных рабочих; смета  накладных производственных расходов; смета цеховых затрат; смета коммерческих расходов; смета административно- управленческих расходов; кассовая консолидированная  смета; проект отчета о прибылях и  убытках — обобщенная смета.

     Разработка, анализ и контроль бюджетов являются важнейшей составной частью системы  управленческого учета в организации. В бюджетах находят свое отражение  оперативные планы деятельности организации, на основе выявления и  анализа отклонений от бюджетных  показателей определяются проблемные участки работы. С помощью бюджетирования руководство имеет возможность заранее найти оптимальное соотношение в распределении производственных и финансовых ресурсов между отдельными подразделениями, а также видами деятельности. Другими словами, система бюджетов дает руководству возможность построить целостную картину будущей работы организации. Бюджетирование является как инструментом планирования, так и контроля.

     Функции бюджета как средства контроля и  оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Иными словами, по завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия различают бюджеты статические (жесткие) и гибкие.

     Статический бюджет - это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Иными словами, в статическом  бюджете доходы и расходы планируются, исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный  бюджет, являются статическими, так  как доходы и затраты предприятия  прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного  запланированного уровня реализации.

Информация о работе Организация контроля затрат и анализа деятельности ор¬ганизации по данным бухгалтерского управленческого учета