Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубленное изучение организации учета денежных средств и расчетных операций в субъектах малого предпринимательства.
В процессе достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить организацию учета денежных средств и расчетных операций
2. Рассмотреть основные принципы ведения расчетных операций
3. Ознакомиться с нормативными документами, регулирующими порядок учета денежных средств и расчетных операций
4. Проследить учет кассовых операций и безналичных
3. Выявить критерии контроля над выполнением расчетов и соблюдением кассовой дисциплины
Введение……………………………………………………………………4
1 Теоретические и методологические основы организации учета денежных средств и расчетных операций……………………………………..6
1.1 Организация учета денежных средств и расчетных операций ….6
1.2 Основные принципы ведения расчетных операций ……………....15
1.3 Нормативные документы, регулирующие порядок учета денежных средств и расчетных операций………………………………………………….16
2 Учет расчетных операций ……………………………………………30
2.1 Учет кассовых операций…………………………………………….30
2.2 Учет безналичных операций………………………………………..52
3 Контроль над выполнением расчетов и соблюдением кассовой дисциплины ……………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………….68
• кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам (п.34 Порядка);
• на предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности (п.35 Порядка);
• в случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц (п5 Порядка);
• на малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности (п.36 Порядка).
П.29 «Порядка ведения кассовых операций» установлено, что во время совершения операций кассир должен запереть двери в кассу. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Запрещается также хранение в кассе наличных денег и других ценностей, не принадлежащих данному предприятию.
В определенной степени обеспечению сохранности денежных средств способствует действующий порядок документального оформления движения денежной наличности. П.22 «Порядка ведения кассовых операций» установлено, что все поступления и выдачи наличных денег в обязательном порядке учитываются кассиром в кассовой книге сразу же после совершения операции. Записи в кассовой книге ведутся в 2-х экземплярах через копировальную бумагу чернилами или шариковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служат отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами. Причем предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге не допускаются. Сделанные исправления заверяются подписями кассира, а также главного бухгалтера предприятия или лица, его заменяющего. Правильность ведения кассовой книги контролируется главным бухгалтером организации.
На предприятиях с автоматизированной системой бухучета кассовая книга может вестись автоматизированным способом, при котором ее листы формируются в виде машинограммы "Вкладной лист кассовой книги". Одновременно с ней формируется машинограмма "Отчет кассира". Обе названные машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги.
Нумерация листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в порядке возрастания с начала года.
В машинограмме "Вкладной лист кассовой книги" последним за каждый месяц должно автоматически печататься общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный год - общее количество листов кассовой книги за год.
Кассир после получения машинограмм "Вкладной лист кассовой книги" и "Отчет кассира" обязан проверить правильность составления указанных документов, подписать их и передать отчет кассира вместе с приходными и расходными кассовыми документами в бухгалтерию под расписку во вкладном листе кассовой книги.
В целях обеспечения сохранности и удобства использования машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании календарного года (или по мере необходимости) машинограммы "Вкладной лист кассовой книги" брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия и книга опечатывается.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
Выдача денег из кассы производится строго по расходным ордерам или же надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными, а также лицом, получившим деньги.
Согласно п.27 «Порядка ведения кассовых операций» выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, в оправдание остатка наличных денег в кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и взыскивается с кассира.
Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указывается фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег.
Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: "По доверенности".
При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя, причем это требование должно соблюдаться и при выдаче денег работникам предприятия.
Прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.
При получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:
• наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или лиц на это уполномоченных;
• правильность оформления документов;
• наличие перечисленных в документах приложений.
При несоблюдении одного из этих требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления.
Согласно п.38 «Порядка ведения кассовых операций» учредители предприятий, вышестоящие организации (в случае их наличия), а также аудиторы в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. Примерная форма акта ревизии наличия денежных средств приведена в приложении.
В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Соблюдение предприятиями
требований Порядка ведения кассовых
операций систематически проверяется
банками. Причем копию акта проверки
с перечисленными нарушениями банк
передает в соответствующую
Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений и злоупотреблений, обязательны к выполнению всеми предприятиями.
Приказом Минфина РФ от
21.12.98г. №64Н "О Типовых рекомендациях
по организации бухгалтерского учета
для субъектов малого предпринимательства"
утверждены типовые рекомендации по
организации бухгалтерского учета
для субъектов малого предпринимательства,
где ведомость формы N В-4, (см. приложение)
применяется малым предприятием
для учета денежных средств и
фондов, учет которых ведется на
следующих бухгалтерских
При использовании одного бланка ведомости для отражения операций, учитываемых на нескольких бухгалтерских счетах, на каждый из них в ведомости отводится необходимое количество строк и в графе "Основание" записывается его номер и наименование.
По окончании месяца по каждому счету подсчитываются итоги оборотов по дебету и кредиту и выводится сальдо на первое число месяца следующего за отчетным.
В конце месяца дебетовые и кредитовые обороты заносятся в шахматную ведомость, форма В – 9, выводят конечные остатки по счетам и формируют бухгалтерскую отчетность.
Подводя итог и сравнивая организацию учета кассовых операций на предприятиях малого бизнеса с другими предприятиями, мы видим, что формы первичных кассовых документов и правила их составления общие, но есть различия в ведении аналитического и синтетического учета. Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассе любого предприятия.
1.2 Основные принципы ведения расчетных операций
Расчеты, или расчетные операции – это акты движения денег, динамика финансов.
Экономическая сущность расчетов состоит в перераспределении денежных ресурсов между участниками предпринимательских и иных отношений. В расчетах реализуется основная полезная социальная функция денег – они выступают как средство платежа. Правильная организации расчетных операций способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Расчетные отношения включают следующие элементы [9; с. 21]:
-участники расчетов - поставщик и грузополучатель, плательщик и получатель средств;
-объект расчетной сделки (операции) - товарно-материальные ценности, оказанные услуги, выполненные работы, ценные бумаги, финансовые требования и обязательства, а также денежные (валютные) средства;
-органы, осуществляющие платежи, - банковская система (коммерческие банки и расчетно-кассовые центры, а также клиринговые учреждения);
-своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;
-контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банком, персоналом;
-контроль за соблюдениями форм расчетов, зафиксированных в договорах с покупателями и поставщиками;
-своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
1.3 Нормативное регулирование и организация бухгалтерского учета малого предпринимательства
Организация и ведение
бухгалтерского учета субъектами малого
предпринимательства
В настоящее время складывается
4-х уровневая система
Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации
Уровень |
Наименование |
Нормативные документы |
Первый |
Законодательный |
Федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ |
Второй |
Нормативный |
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету |
Третий |
Методический |
Нормативные акты (иные чем положения), методические указания и методические рекомендации, письма Минфина РФ |
Четвертый |
Организационно- |
Учетная политика организации |