Организация учета денежных средств и расчетных операций в субъектах малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является углубленное изучение организации учета денежных средств и расчетных операций в субъектах малого предпринимательства.
В процессе достижения данной цели решались следующие задачи:
1. Изучить организацию учета денежных средств и расчетных операций
2. Рассмотреть основные принципы ведения расчетных операций
3. Ознакомиться с нормативными документами, регулирующими порядок учета денежных средств и расчетных операций
4. Проследить учет кассовых операций и безналичных
3. Выявить критерии контроля над выполнением расчетов и соблюдением кассовой дисциплины

Содержание

Введение……………………………………………………………………4
1 Теоретические и методологические основы организации учета денежных средств и расчетных операций……………………………………..6
1.1 Организация учета денежных средств и расчетных операций ….6
1.2 Основные принципы ведения расчетных операций ……………....15
1.3 Нормативные документы, регулирующие порядок учета денежных средств и расчетных операций………………………………………………….16
2 Учет расчетных операций ……………………………………………30
2.1 Учет кассовых операций…………………………………………….30
2.2 Учет безналичных операций………………………………………..52
3 Контроль над выполнением расчетов и соблюдением кассовой дисциплины ……………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………66
Список литературы…………………………………………………….68

Работа состоит из  1 файл

курсовая м.б..docx

— 101.86 Кб (Скачать документ)

- упрощение налогообложения.

Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса  начинается с формирования учетной  политики, составления рабочего плана  счетов, определения формы бухгалтерскою  учета и состава применяемых  форм первичных учетных документов, cсистемы документооборота, которые утверждает руководитель предприятия

Малое предприятие на основании  ПБУ 1/98«Учетная политика организации»  разрабатывает учетную политику, под которой понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное  измерение, текущая группировка  и итоговое обобщение фактов хозяйственной  деятельности.

Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При этом утверждаются:

- Рабочий план счетов  бухгалтерского учета, содержащий  синтетические и аналитические  счета, необходимые для ведения  бухгалтерского учета в соответствии  с требованиями своевременности  и полноты учета и отчетности;

- Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных  операций, по которым не предусмотрены  типовые формы документов, а также формы первичной внутренней бухгалтерской отчетности.

- Порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств;

- Порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной  политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления  ведения и организации бухгалтерского учет из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца года.

Если по конкретному вопросу  в нормативных документах не установлены  способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной  политики организация осуществляет обработку соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и иных ПБУ.

Принятая вновь созданным  предприятием учетная политика считается  применяемой со дня государственной  регистрации предприятия. Изменения  учетной политики должно быть обосновано. Изменения вводятся с 1 января финансового  года и могут производиться при  изменениях в законодательстве РФ или  нормативных актах по бухгалтерскому учету, а также разработки организацией новою способа ведения бухгалтерского учета, который позволяет более  достоверно представить факты хозяйственной  деятельности организации или снизить  трудоемкость учетного процесса без  снижения степени достоверности  информации.

Изменения учетной политики, которые оказали бы существенное влияние на финансовое положение  организации, движение денежных средств  или финансовые результаты деятельности следует раскрыть в бухгалтерской  отчетности.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на малом предприятии ведется в  рамках системы взаимосвязанных  бухгалтерских счетов путем применения метода двойной записи и предполагает, что в момент отражения отдельной операции в системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется, то есть в зависимости от экономического содержания и характера операции определяются соответствующие счета для ее учета.

Предназначенная для конкретного  малого предприятия система счетов регламентируется принятым на предприятии  сокращенным рабочим планом счетов, который позволяет вести учет имущества и его обязательств в регистрах бухгалтерского учета  по главным для него счетам.

При организации бухгалтерского учета на малых предприятиях допускается  использование рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством  счетов. Выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех хозяйственных  операций на данном предприятии, с отражением особенностей его деятельности.

Рабочий план счетов позволяет  вести учет активов, капитала и обязательств в регистрах бухгалтерского учета  на основных счетах, обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью учетных данных.

Некоторые бухгалтерские  счета, входящие в рабочий план счетов малого предприятия, кроме своих  прямых учетных задач должны также  выполнять функции других счетов.

Если деятельность малого предприятия не связана с использованием собственных или арендованных основных средств, определенного запаса материалов, учета задолженности покупателей  и обязательств поставщикам и  подрядчикам, или же, если процесс  производства и реализации продукции  завершается в течение месяца, то предприятие малого бизнеса может  использовать рабочий план счетов с  сокращенной номенклатурой.

Отражение хозяйственных  операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной  записи.

Малым предприятиям предоставлено  право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей деятельности и управления. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую  систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством финансов РФ.

Каждой форме бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации  и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету  первичных учетных документах, и  отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Приспосабливая регистры бухгалтерского учета к специфике  своей работы, малые предприятия  должны соблюдать: единые методологическую основу бухгалтерского учета, которая  предполагает ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи, взаимосвязь  данных аналитического и синтетического учета, сплошное отражение в учете  всех хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского учета на основании  первичных учетных документов, накопление и систематизацию данных первичных  документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Применяя единую журнально-ордерную форму счетоводства, предприятие  составляет и разработочные таблицы  на основании первичных документов.

Журнально-ордерная форма  бухгалтерского учета предусматривает  применение следующих основных видов  учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной  книги.

По первичным документам, отражающим хозяйственные операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга.

При организации учета  на малом предприятии определен  ряд принципов, которыми должен руководствоваться  бухгалтер. К ним относятся:

- соблюдение в течение  года принятой учетной политики  в отражении

отдельных хозяйственных  операций и оценки имущества;

- отражение в учете  всех хозяйственных операций, совершенных  в отчетном периоде, а также  результатов инвентаризации имущества  организации и его обязательств;

- правильность отнесения  расходов и соответствия их  доходам по отчетным периодам;

- раздельный учет затрат  на производство товаров (работ,  услуг) и капитальные вложения;

- качественное и экономное  ведение учета;

- непротиворечивость.

Выполнение указанных  принципов при ведении бухгалтерского учета основывается на документальном оформлении всех операций в момент их совершения.

 

  1. Учет расчетных операций

 

2.1 Учет кассовых операций

 

Для нормальной, стабильной работы предприятия одним из необходимых  условий является наличие достаточного количества денежных средств. На практике существуют определенные правила управления наличными и безналичными денежными потоками.

Основными документами, регламентирующими  порядок расчетов на территории Российской Федерации, являются: при безналичных  расчетах в рублях - Положение ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", при безналичных расчетах в иностранной валюте - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", при наличных расчетах - Положение ЦБ РФ от 5 января 1998 г. N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" и Письмо ЦБ РФ от 4 октября 1993 г. N 18 "Об утверждении порядка ведения кассовых операций в РФ".

Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательными актами РФ.

Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории РФ, - платежных поручений, векселей, чеков и других - утверждаются Банком России. Расчеты между юридическими лицами, а также между физическими  и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке.

Все предприятия независимо от организационно-правовых форм и  сферы деятельности обязаны хранить  свободные денежные средства в банках. Естественно, возникает вопрос: а как же выплачивать зарплату и осуществлять другие необходимые наличные платежи? Для осуществления наличных выплат и приема наличных денег на каждом предприятии организуется касса. В зависимости от величины предприятия касса может располагаться в отдельном помещении, оборудованном сигнализацией, дверь кассы должна закрываться изнутри, для хранения денежных средств должен быть выделен сейф. На малых предприятиях можно не выделять отдельного помещения для кассы, однако руководитель предприятия обязан обеспечить сохранность денежной наличности. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Кассир не имеет права  хранить личные деньги в сейфе  предприятия. В случае проверки наличности и обнаружения излишков деньги приходуются  в кассу предприятия и объяснения, почему и как личные деньги оказались в кассе, не принимаются.

Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие  должно иметь кассу и вести  кассовую книгу по установленной форме.

Предприятия могут иметь  в своих кассах наличные деньги в  пределах лимитов, установленных банками. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

Для того чтобы установить лимит остатка кассы, необходимо заполнить и утвердить в обслуживающем  банке соответствующий документ.

Если лимит остатка  кассы не установлен, то фактически он равен нулю. Как следствие, если на конец рабочего дня в кассе  остались хоть какие-то деньги - это  превышение лимита остатка, за что при  проверке предприятия банком будут  вынесены штрафные санкции. Исключение - денежные средства на выплату заработной платы могут храниться в кассе  в течение трех дней, то есть, по сути, в эти три дня может быть превышен лимит без каких-либо последствий. Однако следует иметь в виду, что  это не любые дни месяца, а только дни, установленные для выплаты заработной платы.

Если предприятие имеет  несколько расчетных счетов в  различных банках, достаточно установить лимит остатка кассы в одном  из банков. При проверке кассовых операций банк примет лимит, установленный другим банковским учреждением. Лимит устанавливается сроком на один календарный год.

Наличную выручку из кассы  можно будет расходовать только на цели, указанные в расчете лимита, поэтому рекомендуем обязательно  указывать в качестве цели расхода - "Выплата зарплаты", "Хозяйственные  расходы", "Командировочные расходы".

Предприятия не имеют права  накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов  для осуществления предстоящих  расходов, в том числе на оплату труда.

Кроме того, ежеквартально  предприятие должно сдавать в  банк кассовый план (кассовую заявку). Кассовая заявка служит для того, чтобы  учреждение банка могло спланировать движение наличных денежных средств  и иметь возможность своевременно удовлетворить потребности своих  клиентов, а также для возможности  проведения статистического анализа  оборота наличных денежных средств в различных отраслях народного хозяйства.

Бланки документов для  установления лимита остатка кассы, а также кассовую заявку нужно брать в обслуживающем банке.

К оформлению первичных документов нужно относиться очень трепетно. И особенно это касается документов, подтверждающих движение наличных денежных средств. На это приходится обращать серьезное внимание, чтобы не допустить  хищений.

Информация о работе Организация учета денежных средств и расчетных операций в субъектах малого предпринимательства