Автор работы: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормативного регулирования бухгалтерской отчетности
Задачами курсовой работы являются:
- отражение практических знаний о понятии, составе, представлении, утверждении бухгалтерской отчетности;
- отражение форм, требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы финансовой отчетности
в Российской Федерации 5
1.1. Понятие финансовой отчетности и изменения в свете
новых требований
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой
отчетности 14
1.3. Технико-экономическая характеристика предприятия 23
Глава 2. Краткая характеристика нормативных документов,
регулирующих бухгалтерскую финансовую отчетность 29
Краткая характеристика ПБУ 1 29
Краткая характеристика ПБУ-4, ПБУ-9, ПБУ-10, ПБУ-18,
ПБУ-23 33
Глава 3. Основные направления совершенствования бухгалтерской отчетности в свете требований МСФО 46
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Помимо перечисленных выше приложений к отчету организации обязаны представлять к нему дополнительные пояснения, отражающие различные аспекты финансовой и хозяйственной деятельности, которые расшифровывают отчетные данные. Перечень дополнительных показателей закреплен в п. 27 ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. В него, к примеру, включена информация о движении отдельных видов нематериальных активов, основных средств, финансовых вложений, отдельных видов дебиторской задолженности, об изменениях в уставном, резервном, добавочном капиталах и многое другое.
Пояснения разрешено оформлять как в табличном, так и текстовом виде. Конечно, табличная форма пояснений предназначена для количественных данных. Информацию же описательного характера, характеризующую, к примеру, способы оценки, способы амортизации, изменения в учетной политике и прочее, придется оформлять в текстовом виде.
Законодатели предусмотрели Пример оформления пояснений в табличной форме, он отражен в Приложении 3 к Приказу (форма 0710005). Кстати сказать, аналогичный "отчет" существует и в настоящее время, это форма N 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу". Однако в новой версии расшифровки скомпонованы по иному и пронумерованы. Это вызвано, в том числе и требованиями составления бухгалтерской отчетности. Так, в п. 28 ПБУ 4/99 сказано, что статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, к которой даются пояснения, должна иметь указание на такое раскрытие. Именно для этого в будущую бухгалтерскую отчетность введено такое новшество - колонка, связующая информацию, отраженную в балансе (отчете о прибылях и убытках) с поясняющей информацией. Теперь все пояснения должны будут иметь номер, а напротив каждой статьи самого отчета, которая расшифровывается в пояснениях, необходимо будет указать этот номер.
Покажем на примере как изменилась структура "пояснительной записки" ( таблицу).
Таблица
Новая
структура (Приложение 3 к Приказу) |
Действующая структура (форма 5 к балансу) |
1.
Нематериальные активы и на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) |
Нематериальные активы (с амортизацией) |
2. Основные средства | Основные средства (с амортизацией) |
- | Доходные вложения
в материальные ценности |
- | Расходы на НИОКР |
- | Расходы на освоение природных ресурсов |
3. Финансовые вложения | Финансовые вложения |
4. Запасы | - |
5.
Дебиторская и кредиторская задолженность |
Дебиторская и
кредиторская задолженность |
6. Затраты на производство | Расходы по обычным
видам деятельности (по элементам затрат) |
7.
Резервы под условные обязательства |
- |
8. Обеспечения обязательств | Обеспечения |
9. Государственная помощь | Государственная помощь |
Каждый раздел будущей пояснительной записки предполагает более подробную детализацию. Например, для отражения расшифровок по основным средствам (разд. 2 пояснений), предложены такие подразделы:
- 2.1 "Наличие и движение основных средств";
- 2.2 "Незавершенные капитальные вложения";
- 2.3 "Изменение стоимости основных средств в результате достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;
- 2.4 "Иное использование основных средств".
Не надо забывать, что такая детализация пояснений условна, фактически расшифровок может быть и больше и меньше, все зависит от ситуации, и, конечно, немаловажную роль при составлении бухгалтерской отчетности будет играть принцип существенности показателей.
Одним из важных требований при составлении бухгалтерской отчетности является соблюдение принципа существенности данных, которые организация обязана отразить в отчетности обособленно. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно, в случае их существенности, и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99).
В
действующем порядке
Теперь таких прямых указаний нет, но, несмотря на это, принцип существенности не отменяется. К примеру, для доходов (расходов) организации такой показатель определен п. 21.1 ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Так, в случае выделения в отчете о прибылях и убытках видов доходов, каждый из которых в отдельности составляет пять и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный год, в нем показывается соответствующая каждому виду часть расходов. А вот уровень существенности для НМА в ПБУ 14/2007 (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) не установлен, поэтому организация определяет его самостоятельно и обязательно закрепляет в учетной политике.
Обратимся к нормам, регулирующим аудиторскую деятельность. В них достаточно точно выражена суть принципа существенности. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности (п. п. 3, 4 Стандарта N 4, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696). При этом рекомендовано учитывать как значение (количество), так и характер (качество) оцениваемого объекта.
Новые формы баланса и отчета о прибылях и убытках предусмотрели недостатки предыдущих версий бухгалтерской отчетности. Например, специалистами высказывались замечания, что не выполняются требования о том, что в случае существенности информация о расходах по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам должна отражаться в бухгалтерском балансе по самостоятельной группе статей актива (п. 16 ПБУ 17/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н). Теперь в разделе баланса "Внеоборотные активы" появилась такая отдельная строка, как "Результаты исследований и разработок".
И это не единственная поправка в формах баланса, отчета о прибылях и убытках, а также приложений к ним. Так, в разделе баланса "Капитал и резервы" добавлена строка "Переоценка внеоборотных активов", в разделе "Долгосрочные обязательства" - "Резервы под условные обязательства", и многое другое. В целом формы отчетов изменились как по количеству строк, так и по сути отражаемых показателей. Например, отчет о прибылях и убытках в части отражения прибыли (убытка) до налогообложения изложили более подробно. Появилась возможность отразить как сумму постоянных налоговых обязательств и активов, так и отдельно привести изменения величин ОНО и ОНА (соответственно, отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов).
Примечательно, что новый баланс должен будет отражать информацию в динамике трех последовательных лет: на отчетную дату отчетного периода, на конец предыдущего года и на конец года, предшествующего предыдущему. Как известно, сейчас данные в балансе отражаются лишь на начало и конец отчетного периода. Правилами составления бухгалтерской отчетности диктуются требования об отражении по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности данных как минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному (п. 10 ПБУ 4/99). Такая же периодичность введена в форму отчета об изменении капитала (форма 0710003) и некоторые части пояснений по форме 0710005.
Интересно, что в бланках бухгалтерской отчетности мы не видим колонки с номером строк, однако показатели нумероваться будут. Перечень Кодов показателей (кодов строк) приведен в Приложении 4 к Приказу. Их надо будет указывать при предоставлении бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики, в налоговые органы и иные органы исполнительной власти (п. 5 Приказа).
Обратим внимание на небольшую неточность в кодировке форм отчетов. Коды страниц 2, 3, 4 к форме 0710003 поименованы некорректно. Вместо формулировки "форма 0710023 с. 2", "форма 0710023 с. 3" и "форма 0710023 с. 4" следует понимать "форма 0710003 с. 2", "форма 0710003 с. 3", "форма 0710003 с. 4".
Согласно п. 7 Приказа новые формы
бухгалтерской отчетности вступают в
силу начиная с годовой
бухгалтерской отчетности за 2011 г. До
утверждения опубликованного Приказа, законодатели хотели
разрешить применять новые бланки уже
при сдаче отчетности за 2010 г. Однако, такую
норму вносить не стали. И теперь, в соответствии
с Приказом, "новый баланс" надо будет представить
первый раз по итогам следующего - 2011 г.
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности
Бухгалтерский
учет в Российской Федерации организуется
исходя из сложившейся системы
В зависимости от статуса и назначения нормативные документы делятся на следующие группы (рис. 1), определяющие четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Группировка нормативных документов, регламентирующих
бухгалтерский
учет и отчетность
┌───────────────────────
│ Система нормативного регулирования бухгалтерского учета │
│ отчетности в Российской Федерации │
└───────────────────────
┌───────────────────────
│Законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ│
└───────────────────────
┌───────────────────────