Автор работы: z*********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа
Целью данной работы является изучение нормативного регулирования бухгалтерской отчетности
Задачами курсовой работы являются:
- отражение практических знаний о понятии, составе, представлении, утверждении бухгалтерской отчетности;
- отражение форм, требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы финансовой отчетности
в Российской Федерации 5
1.1. Понятие финансовой отчетности и изменения в свете
новых требований
1.2. Нормативное регулирование бухгалтерской финансовой
отчетности 14
1.3. Технико-экономическая характеристика предприятия 23
Глава 2. Краткая характеристика нормативных документов,
регулирующих бухгалтерскую финансовую отчетность 29
Краткая характеристика ПБУ 1 29
Краткая характеристика ПБУ-4, ПБУ-9, ПБУ-10, ПБУ-18,
ПБУ-23 33
Глава 3. Основные направления совершенствования бухгалтерской отчетности в свете требований МСФО 46
Заключение 56
Список использованной литературы 57
Приказом от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ № 66н) утверждены новые формы бухгалтерской отчетности:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках,
- отчет об изменениях капитала;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет о целевом использовании полученных средств.
Последний отчет включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Некоммерческим организациям, за исключением указанных выше общественных организаций (объединений), рекомендуется применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений (п. п. 2 и 4 Приказа № 66н).
Организации остальных форм собственности, за исключением кредитных, а также государственных (муниципальных) учреждений, могут использовать данные формы при разработке собственных форм отчетности, которые представляются с 2011 г. (п. 7 Приказа № 66н).
Организации
- субъекты малого предпринимательства
формируют бухгалтерскую
В то же время малые предприятия вправе представлять отчетность и в полном объеме рекомендованных форм.
В годовых отчетах, представляемых в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, в формах после графы «Наименование показателя» организация вводит графу «Код», где указывает установленные коды показателей (п. 5 Приказа № 66н). Перечень кодов приведен в Приложении № 4 к Приказу № 66н. Они отличаются от тех, которые применяются сейчас и утверждены Приказом Госкомстата России и Минфина России от 14.11.2003 № 475/102н.
Приказ № 66н зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г. № 18023.
В новых формах Минфин России реализовал часть готовящихся в ближайшее время изменений, которые также планируется ввести с отчетности за 2011 г. Проекты соответствующих приказов размещены на официальном интернет-сайте Минфина России.
Во-первых, финансовое ведомство подготовило проект изменений в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.
В соответствии с изменениями переоценка групп однородных основных средств по текущей стоимости будет производиться не на начало, а на конец отчетного года. Сумма уценки будет относиться не на счет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), а на прочие расходы. А сумму дооценки основного средства, равную размеру предыдущей уценки, придется относить не на нераспределенную прибыль (непокрытый убыток), а на прочие доходы. Помимо этого исключено положение о том, что земельные участки и объекты природопользования не подлежат переоценке.
В связи с этим соответствующие изменения будут внесены и в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
Аналогичные изменения в части правил переоценки нематериальных активов будут внесены и в ПБУ 14/2007.
Во-вторых, планируется внести изменения в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. Приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н, и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
Изменения в ПБУ 3/2006 касаются учета курсовой разницы, возникающей в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, в рубли, отражаемой в бухгалтерском учете отчетного периода, за который составляется бухгалтерская отчетность организации. По новым правилам указанная разница подлежит зачислению не на финансовые результаты организации как прочие доходы или прочие расходы, а на ее добавочный капитал. При прекращении организацией деятельности за пределами Российской Федерации (полном или частичном) часть добавочного капитала, соответствующая сумме указанных разниц, относящихся к прекращаемой деятельности, присоединяется к финансовому результату организации в качестве прочих доходов или прочих расходов.
В ПБУ 18/02 приведены новые формулировки некоторых норм. Применительно к раскрытию информации в отчете о прибылях и убытках они устанавливают, что в данном отчете отражаются не отложенные налоговые активы и обязательства, а их изменения.
В-третьих, подготовлено ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», которое заменит ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», утв. Приказом Минфина России от 28.11.2001 № 96н. Новое ПБУ установит порядок отражения оценочных, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности.
Кроме того, Приказом, который введет в действие ПБУ 8/2010, планируется внести изменения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и в Инструкцию по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. В частности, у счета 96 предполагается сменить название с «Резервы предстоящих расходов» на «Оценочные обязательства».
В-четвертых, подготовлена новая редакция ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»: теперь это будет ПБУ 12/2010 «Операционные сегменты». Положение будет обязательно для организаций - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Они должны раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности информацию по сегментам. Другие организации будут применять ПБУ 12/2010 только в случае принятия ими решения о раскрытии информации.
Безусловно, с появлением новых Положений по бухгалтерскому учету значительно увеличится трудоемкость составления отчетности: придется раскрывать больше информации для пользователей. Но изучение новых стандартов не стоит откладывать, т.к. их положения придется учитывать при составлении учетной политики и в настройке программ. Ведь для того чтобы с 2011 г. в отчетности, составленной по новым формам, правильно приводились сопоставимые данные за предыдущий год, нужно уже в 2010 г. вести соответствующую аналитику.
Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов в качестве совещательного при федеральном органе исполнительной власти, на который возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов российских стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском языке, включая глоссарий терминов.
Профессиональная общественная экспертиза проектов стандартов и иных нормативных правовых актов предполагает определение соответствия их в первую очередь потребностям заинтересованных пользователей информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. При этом потребности органов государственной власти принимаются во внимание наряду с потребностями иных пользователей и не рассматриваются в качестве приоритетных. Кроме того, должно определяться соответствие проектов стандартов и других нормативных правовых актов: общим принципам бухгалтерской отчетности в рыночной экономике; законодательству Российской Федерации; экономическим условиям хозяйственной деятельности в Российской Федерации; МСФО; отраслевой специфике деятельности хозяйствующих субъектов; требованию практической реализуемости.
В
дальнейшем по мере накопления опыта
государственно-общественного
Как
показывает отечественная и мировая
практика, важнейшим элементом
Основой системы контроля должен быть институт аудита как форма независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов лицами, обладающими необходимой квалификацией и наделенными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из основных инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности. Предпосылками действенности аудита бухгалтерской отчетности являются:
а) качественные стандарты аудиторской деятельности, соответствующие Международным стандартам аудита;
б)
четкие правила независимости
в) непреложное следование аудиторских организаций и аудиторов Кодексу профессиональной этики;
г)
единые квалификационные требования к
аудиторам независимо от того, в
какой отрасли или сфере
д) высокий квалификационный уровень (в том числе в области МСФО) аудиторов, обеспечиваемый системой аттестации и повышения квалификации, включая квалификационный экзамен;
е) контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов со стороны прежде всего профессиональных общественных объединений;
ж)
эффективная система
Наряду
с аудитом система контроля качества
бухгалтерской отчетности предполагает
соответствующую надзорную