Основные подходы к сметному планированию (бюджетированию) обычной деятельности хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание

Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по у.у..doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

Введение 
 

    Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной  деятельности и включают плановые и  отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

    Бюджет  предприятия (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных  бюджетов и описывает в структурированной  форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов. Соответственно с точки зрения последовательности подготовки документов процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основные части, каждая из которых является законченным этапом планирования:

    1) подготовка операционных бюджетов;

    2) подготовка финансовых бюджетов.

    Помимо  операционных и финансовых бюджетов в компании могут использоваться вспомогательные и специальные бюджеты, которые нужны для подготовки исходной информации, необходимой для составления основных бюджетов, или обработки итоговой информации основных бюджетов для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования, более точного учета особенностей местного налогообложения.

    Процесс бюджетирования должен быть стандартизирован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур. В подготовке бюджетов участвуют разные подразделения компании. Все бюджеты составляются на основе прогноза объема продаж.

    Бюджетирование  обеспечивает лучшую координацию хозяйственной  деятельности, повышает управляемость  и адаптивность предприятия к  изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней среде (рыночной конъюнктуре), снижает возможность злоупотреблений и ошибок в управлении, обеспечивает взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формирует единое видение планов предприятия и возникающих в процессе их осуществления проблем всеми ответственными работниками, обеспечивает более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.

 

     1. Теоретические  основы организации  бюджетирования на  предприятии 
 

    1. Бюджетирование: сущность и функции
 
 

    Бюджетирование - это процесс подготовки, организации  и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.

    Бюджет  представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.

    Наиболее  важными требованиями к бюджетам являются: соответствие целям и задачам  финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.

    Основные  принципы бюджетного планирования:

    - унификация всех бюджетных форм, бюджетных периодов и процедур  разработки для компании и  всех структурных подразделений  независимо от специфики их хозяйственной деятельности;

    - совместимость бюджетных форм, форматов  с установленными формами государственной  отчетности;

    - совместимость вспомогательных  бюджетных документов с основными  бюджетными формами;

    - обеспечение возможности составления сводного бюджета;

    - стабильность, неизменность процедур  бюджетирования и установленных  целевых нормативов на протяжении  всего бюджетного периода;

    - разделение накладных расходов  на затраты структурных подразделений  и компании в целом по формуле,  единой для всех подразделений;

    - непрерывность процедуры составления  бюджетов, что предусматривает регулярный  пересмотр и корректировку ранее  сделанных прогнозов на новый  период, не ожидая завершения  действующего;

    - заблаговременная формулировка  финансовых целей всех подразделений в виде заданий определенных норм рентабельности;

    - учет доходов и расходов, поступлений  и списаний денежных средств  в сопоставимых по времени  единицах учета;

    - детальный учет наиболее важных  статей расходов, чья доля в  чистых продажах достаточно велика.

    Система бюджетирования предполагает многовариантный  анализ финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает  анализ различных сценариев изменения  финансового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивости в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

    Бюджетирование  выполняет три основные функции.

    Функция планирования. Данная функция самая  важная. Бюджетирование является основой  для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение. Бюджетирование способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

    Функция учета. Бюджетирование является также  основой для управленческого  учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии можно получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия.

    Роль  бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

    Функция контроля. Также немаловажная для  предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.

    Контроль  исполнения бюджета базируется на следующих  основополагающих принципах:

    1. Принцип темпоральности определяет, что контроль исполнения бюджета  осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчетным интервалам информационного обеспечения. Предварительный и текущий контроль возможен при совершенствовании электронно-документированного управленческого (оперативного) учета, контроль по завершению отчетного периода базируется на данных бухгалтерского учета.

    2. Принцип объективности предъявляет  требования системности и целостности  к информационному обеспечению,  на базе которого осуществляется  контроль исполнения бюджета.  Априори целостной системой учета хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учет. Соблюдение принципа объективности предварительного и текущего контроля возможно при гармонизации данного учета с бухгалтерской отчетностью.

    3. Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что, естественно, включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учета, а также систему согласования информации в параллельных контурах учета.

    4. Принцип ответственности - принцип  персональной ответственности руководителей  структурных подразделений при  формировании, утверждении и последующем  исполнении бюджета в рамках  компетенций, определенных регламентом. Персональная ответственность также распространяется на достоверность используемой в бюджетном процессе информации.

    Бюджеты на предприятии должны постоянно  пересматриваться и корректироваться по мере необходимости, для того чтобы  сохранять их контролирующую роль.

    По  формам можно выделить следующие  группы бюджетов:

    - финансовые (основные, главные) бюджеты  - бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств,  прогнозный баланс;

    - операционные бюджеты - бюджеты  продаж, производства, затрат на  основные материалы, затрат труда, накладных расходов производства, коммерческих, управленческих расходов и др.;

    - вспомогательные бюджеты - инвестиционный  бюджет, кредитный план и др. Финансовые  бюджеты являются конечными документами,  разрабатываемыми при бюджетном планировании. Они обязательны для предприятия.

    Назначение  операционных бюджетов - увязка натуральных  показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые  следует учитывать при составлении основных бюджетов. Операционные и вспомогательные бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав произвольный, исходя из целесообразности их разработки, и определяется руководством предприятия. Наиболее общая классификация видов бюджетов предприятия по основным классификационным признакам приведена таблице 1.1.

    Бюджет  по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и  расходов по операционной деятельности.

    Бюджет  по инвестиционной деятельности направлен  на детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

    Бюджет  по финансовой деятельности призван  детализировать показатели текущего плана  поступления и расходования денежных средств. 

Таблица 1.1.

Общая классификация  бюджетов хозяйствующего субъекта[5,с29]

Классификационный признак  Вид бюджета          
По  сферам деятельности        
предприятия                 
По операционной деятельности     
По  инвестиционной деятельности   
По  финансовой деятельности       
По  видам затрат              Текущих затрат                   
Капитальных затрат               
По  широте номенклатуры затрат Функциональный                   
Комплексный                      
По  методам разработки        Фиксированный                    
Гибкий                           
По  длительности планируемого  
периода                     
Ежедневный, понедельный, месячный, 
квартальный, годовой             
По  периоду составления       Оперативный                      
Текущий                          
Перспективный                    
По  непрерывности планирования Самостоятельный                  
Непрерывный (скользящий)         
По  степени содержания       
информации                  
Укрупненный                      
Детализированный                 

Информация о работе Основные подходы к сметному планированию (бюджетированию) обычной деятельности хозяйствующего субъекта