Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа
Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
┌─────────────────┐ ┌────────────────┐ │ │
│
Бюджет НЗП │ │
Бюджет │ │
│
├──>│ производства │ │
│
│ │ полуфабрикатов │ │
└─────────────────┘
└────────┬───────┘ │
┌─────────────────┐ ┌────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐│
│Нормативы расхода│ │ Бюджет прямых │ │ │Себестоимость реализованной││
│ ├──>│ производств. ├─┼─>─┤ продукции/товаров/услуг ││
│ │ │ расходов │ │ │ ││
└─────────────────┘ └────────┬───────┘ │ └───────────────────────────┘│
┌─────────────────┐
┌────────────────┐ │
│ Бюджет остатков ├──>│ Бюджет закупок │ │ - │
│ сырья/материалов│
│сырья/материалов│ │
└─────────────────┘ └────────────────┘ │ │
┌────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐│
│Бюджет накладных├─┼─>─┤ Накладные расходы ││
│ расходов │ │ │ ││
└────────────────┘ │ └───────────────────────────┘│
Рис. 1.4.
Схема формирования валовой прибыли[17,с47]
Именно
выбор оптимальной бюджетной
модели на этапе разработки финансовой
и бюджетной структур позволит предприятию
не только сократить время и затраты,
но и получить максимальный результат,
выражающийся в улучшении финансовых
показателей в кратчайшие сроки, а также
обеспечить возможность дальнейшего роста
и развития системы.
2.
Современные тенденции
в бюджетировании
2.1.
Исследования западных
специалистов
Традиционные методы бюджетирования требуют много времени и больших затрат, не соответствуют сегодняшнему уровню конкуренции и не могут быстро адаптироваться к постоянно изменяющейся внешней среде. На некоторых предприятиях планирование и бюджетирование отнимает 20% времени управленческих кадров. Статистическое агентство Hacket Group установило, что для осуществления планирования и бюджетирования на каждый миллиард долларов выручки затрачивается в среднем 25 000 чел.-дней. Но дело в том, по данным исследователей, что у многих есть возможность сократить такие расходы.
Что
же говорится в западной литературе
о том, как изменить существующее
положение? В 2001 г. британской Крэнфилдской
школе менеджмента были выделены
средства, чтобы найти лучшие примеры
осуществления процессов
Команда крэнфилдских исследователей изучила более 100 литературных источников. Затем они провели интервью с менеджерами в 15 компаниях, признанных передовыми по постановке процессов планирования и бюджетирования.
Первоначальное исследование литературных источников на Западе выявило несколько слабых сторон применения процессов планирования и бюджетирования на предприятиях. Их западные исследователи делят на три категории:
1)
бюджетирование зачастую не
2) бюджеты затратны, что не всегда обоснованно. Как уже отмечалось, составление бюджетов отнимает в среднем 20% времени управленческих кадров. Помимо этого бюджеты не всегда основываются на достоверных оценках. Тем самым это приводит к достижению неоптимальных показателей и принятию неверных управленческих решений;
3)
иногда бюджеты не
В западной литературе доминирующей становится позиция, что процессы планирования и бюджетирования, которые по традиции используют многие организации, не приносят ожидаемых результатов. Они требуют слишком большого количества времени и затрат, часто являются причиной принятия неоптимальных решений. Более того, одной из наиболее значимых проблем в области использования бюджетов является то, что они предполагают ретроспективный, т.е. направленный в прошлое, анализ, характеризующий, достиг ли тот или иной показатель установленного значения за достаточно небольшой отрезок времени, в то время как должны соответствовать бизнес-стратегии и создавать стоимость в долгосрочном и среднесрочном периодах. В западной литературе нет единого мнения о том, приведут ли все эти недостатки использования бюджетирования к управлению за рамками бюджетов.
Команда крэнфилдских исследователей пришла к следующему заключению. Во-первых, бюджеты должны соответствовать стратегии организации, существующим в ней процессам управления. Во-вторых, они должны вовлекать процессы, ориентированные на создание стоимости, т.е. концентрироваться на выявлении факторов, влияющих на ее прирост, учитывать связи между ними. По мнению крэнфилдских исследователей, мало в каких организациях бюджетирование соответствует этим условиям.
Анализ западной литературы, проведенный зарубежными специалистам, выявил пять основных моделей, которые, по их мнению, могут способствовать эффективному осуществлению процессов планирования и бюджетирования на предприятии:
1)
процессно-ориентированное
2)
бюджетирование с нулевой
3)
ценностно-ориентированный
4) планирование прибыли (Profit Planning);
5) динамические (непрерывные) бюджеты и прогнозы (Rolling budgets & forecasts).[19]
Западные исследователи дают следующие характеристики этим подходам с точки зрения особенности применения бюджетирования.
Процессно-ориентированное бюджетирование включает планирование и контроль в течение всего процесса создания стоимости, принятия решения о распределении ресурсов и вложения капитала, что является неотъемлемой частью анализа при процессно-ориентированном управлении, которое предполагает структуризацию деятельности фирмы и бизнес-процессов так, чтобы они больше отвечали требованиям потребителей и условиям внешней среды.
Данное утверждение, бесспорно, верно, но не дает процессно-ориентированному бюджетированию неоспоримых преимуществ перед другими моделями. Здесь требуются уточнения. Например, процессно-ориентированное бюджетирование с калькулированием затрат исходя из особенности продукции и услуг:
-
возлагает ответственность и
учет на работников, с тем чтобы
они сами управляли своими
видами деятельности в целях
выполнения плановых
-
предполагает более
-
позволяет увидеть причины
-
дает возможность понять, каким
образом продукт/услуга
-
создает возможности контроля
на том уровне, который позволяет
принимать соответствующие
-
делает прозрачным управление
избыточными и/или
Такое
понимание процессно-
Бюджетирование с нулевой базой, по мнению тех же исследователей, является эффективной моделью бюджетирования, так как предполагает, что основные статьи затрат должны переоцениваться в течение каждого бюджетного цикла, а не браться из бюджетов предыдущих периодов. Таким образом, составители бюджетов не основываются на сложившемся положении дел. Что иногда дает положительный результат, ведь бюджеты "от достигнутого" распространяют прошлый опыт вместе с ошибками, излишними затратами и нерациональными действиями. Прирост стоимости при этом подходе зависит от стабильности среды, в которой работает фирма.
В данном контексте западные исследователи не учитывают того, что бюджетирование с нулевой базы - это бюджетный метод, при котором требуется обосновывать все расходы, а не только превышение уровня прошлого периода (года). Смысл его состоит в том, что перед началом работы по составлению бюджета менеджеру не сообщают о выделенных ассигнованиях, и он вынужден приступать к работе "с нуля" и разрабатывать подробную аргументацию в защиту предполагаемого проекта. Вследствие сказанного этот метод трудоемок, а так как одним из самых существенных недостатков бюджетирования является трудоемкость, не всегда оправдывает себя. Следовательно, здесь стоит оговориться, что этот метод, чтобы быть эффективным, имеет ограничения в применении. А именно он особенно подходит организациям, имеющим высокий уровень постоянных накладных расходов, обслуживающим подразделениям, деятельность которых трудно проконтролировать и оценить, предприятиям, осваивающим какую-либо область деятельности впервые, корпорациям и государственным предприятиям, которым требуется обосновывать все расходы, а не только превышающие ассигнования предшествующего периода.
Ценностно-ориентированный
менеджмент западные исследователи
расценивают как способствующий
эффективному бюджетированию, так как
это формализованный и
Здесь следует отметить, что ценностно-ориентированный менеджмент - концепция управления, направленная на качественное улучшение стратегических и оперативных решений на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения, на ключевых факторах стоимости. Из всего множества альтернативных целевых функций в рамках концепции ценностно-ориентированного менеджмента выбирается максимизация стоимости компании. Стоимость же компании определяется ее дисконтированными будущими денежными потоками, и новая стоимость создается лишь тогда, когда компании получают такую отдачу от инвестированного капитала, которая превышает затраты на привлечение капитала. Но, как известно, для того чтобы управлять чем-либо, необходимо уметь это измерять. В приложении к ценностно-ориентированному менеджменту это означает, что необходим инструмент, позволяющий оценить отдачу от инвестированного в компанию капитала. Таким образом, мы можем выделить основные факторы, влияющие на стоимость компании, которые обязательно должны учитываться в показателе, отражающем создание стоимости, - затраты на собственный и заемный капитал и доходы, генерируемые существующими активами (при этом доход может выражаться в различных формах: прибыль, денежный поток и т.д.).