Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа
Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Учетная
система современной
┌────────────────┐
│ Влияние ├─────┐ ┌─────┤ Влияние внешних │
│ внутренних │ \│/ \│/ │ факторов: │
│ факторов: │ ┌──┴──────────┴──┐ │рынок сбыта; │
│размер ├─>│Цели предприятия│<─┤рынок снабжения; │
│предприятия; │ └────────────────┘ │рынок кадров; │
│организационная │ ┌────────────────┐ │рынок инвестиций;│
│структура; ├─>│ Цели управления│<─┤политическая │
│технологии │ └────────────────┘ │и социальная │
│производства; │ ┌────────────────┐ │среда │
│производственная├─>│ Цели системы │<─┤ │
│программа │ │ бюджетирования │ │ │
└────────────────┘
└────────────────┘ └─────────────────┘
Рис. 2.1. Влияние внешней и внутренней среды на систему управления
предприятия
Подвергаясь
влиянию изменений, происходящих во
внутренней и внешней среде, организационная
структура системы
Обеспечить
адаптацию системы
┌────────────────┐
┌─────┘\│Позиционирование│┌───
│ ┌───┐/│ системы │└──────┐ │
│ │ │ бюджетирования │ │ │
│ │ └────────────────┘ │ │
│ │
└─┘
┌────────────────────────┐┌───
│ Реализация мероприятий ││ Выбор направлений │
│ по повышению ││ модернизации │
│результативности системы││ и усовершенствования │
│ бюджетирования ││системы бюджетирования│
└────────────────────────┘└───
/ \ ┌─┐
/┐ ┌\
│ │
└─┘
┌────────────────────────┐┌───
│ Разработка новых ││ Анализ и оценка │
│ методов и инструментов ││ выбранных направлений│
│ системы бюджетирования ││ модернизации │
└────────────────────────┘└───
/ \ ┌─┐
/┐ ┌\
│ │
│ │ ┌────────────────────┐ │ │
│ └──┐│Определение наиболее│/└
└────┘│ результативных │\┌─────┘
│ инноваций │
└────────────────────┘
Рис. 2.2. Мероприятия по повышению результативности системы
бюджетирования
Процесс повышения результативности уже имеющейся бюджетной системы следует начинать с определения места и роли бюджетирования в системе управления предприятием. Для этого периодически бухгалтером-менеджером проводится опрос руководителей различных уровней управления. Предметом такого опроса выступают требования к желаемой системе бюджетирования. После чего определяются направления функционирования системы, которые будут подвержены изменениям.
Следующий этап - это анализ и оценка выбранных направлений реформирования системы бюджетирования. Бухгалтер-менеджер производит примерный расчет затрат на создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, позволяющих модернизировать систему бюджетирования. Далее определяет степень удовлетворенности внутренних пользователей и дает оценку результативности применения разработанных им продуктов и услуг. После того как были определены все мероприятия по повышению результативности функционирования системы бюджетирования, переходим к этапу реализации намеченных изменений. Бухгалтер-менеджер разрабатывает форму и содержание бюджетов, устанавливает сроки и порядок осуществления контроля.[8,c592]
Проведение регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления.
Важным моментом обеспечения эффективной работы системы бюджетирования является рациональное распределение функций и задач бюджетирования. По мнению экспертов, существенным недостатком современной организационной структуры системы бюджетирования является то, что более 50% рабочего времени бухгалтеру-менеджеру требуется только на осуществление контроля исполнения бюджетов. И в этом случае бухгалтер-менеджер все в большей степени выполняет не аналитическую, а регистрационную функцию, что противоречит его роли "навигатора" в системе управления предприятием. Решение данной проблемы нам видится в перераспределении задач бухгалтера-менеджера, т.е. делегировании части его полномочий руководителям структурных подразделений. Наиболее оптимальный вариант перераспределения задач бюджетирования представлен нами на рис. 2.3.
┌───────────────────────────┐
┌─────────────────────────────
│ Сфера задач руководителя │ │Сфера задач бухгалтера-менеджера│
│ структурного
подразделения│ │
├───────────────────────────┤
├─────────────────────────────
│┌────────────────────┐ │ │ │
││
Сбор, анализ │
│ │
││
и подготовка │ ┌──┴──┴────────────┐
││ информации для │ │Разработка системы│ │
││составления бюджетов│ │ бюджетирования │ │
│└────────────────────┘
└──┬──┬────────────┘
│┌──────────────────┐
┌──┴──┴────────────┐
││ Разработка │ │ Выбор методов │ │
││ и составление │ │ и инструментов │ │
││ бюджетов │ │ бюджетирования │ │
│└──────────────────┘
└──┬──┬────────────┘
│┌───────────────────────┐ │ │ ┌ - - - - - - - - - - ─┐│
││ Утверждение и текущий │ │ │ Утверждение │
││ контроль исполнения │<- - ┼ - - - ─┤ и текущий контроль ││
││ бюджетов │ │ │ исполнения бюджетов │
│└───────────────────────┘ │ │ └ - - - - - - - - - - ─┘│
│┌───────────────────────┐ │ │ ┌ - - - - - - - - - - ─┐│
││ Контроль и анализ │<- - ┼ - - - - Контроль и анализ │
││ отклонений │ │ │ │ отклонений ││
│└───────────────────────┘ │ │ └ - - - - - - - - - - ─┘│
│┌───────────────────────┐ │ │ ┌ - - - - - - - - - - ─┐│
││ Разработка │ │ │ Разработка │
││ корректировок │<- - ┼ - - - ─┤ корректировок ││
││ и мероприятий │ │ │ и мероприятий │
││ по изменению │ │ │ │ по изменению ││
│└───────────────────────┘ │ │ └ - - - - - - - - - - ─┘│
│
│ │┌────────────────────────────
│ │ ││ Содействие, консультирование,││
│ │ ││ разработка инструкций ││
│ │ ││ и указаний ││
│
│ │└────────────────────────────
│
│ │┌────────────────────────────
│ │ ││ Разработка новых методов ││
│ │ ││ и инструментов системы ││
│ │ ││ бюджетирования ││
│
│ │└────────────────────────────
│
│ │┌────────────────────────────
│ │ ││ Повышение результативности ││
│ │ ││ работы ││
│
│ │└────────────────────────────
└───────────────────────────┘
└─────────────────────────────
Рис. 2.3. Рекомендуемый вариант перераспределения задач системы