Основные подходы к сметному планированию (бюджетированию) обычной деятельности хозяйствующего субъекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 10:52, курсовая работа

Описание

Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В принципе в бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по обеспечению достижения запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по у.у..doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

    Учетная система современной организации  находится под влиянием постоянно  меняющихся факторов окружающей среды (рис. 2.1). Изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, оказывают соответствующее воздействие на функционирование организации в целом и ее системы бюджетирования в частности. При этом возникает необходимость адаптации системы бюджетирования к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды. 
 
 
 
 
 

┌────────────────┐                      ┌─────────────────┐

│     Влияние    ├─────┐          ┌─────┤ Влияние внешних │

│   внутренних   │    \│/        \│/    │    факторов:    │

│    факторов:   │  ┌──┴──────────┴──┐  │рынок сбыта;     │

│размер          ├─>│Цели предприятия│<─┤рынок  снабжения; │

│предприятия;    │  └────────────────┘  │рынок кадров;    │

│организационная  │  ┌────────────────┐  │рынок инвестиций;│

│структура;      ├─>│ Цели управления│<─┤политическая     │

│технологии      │  └────────────────┘  │и социальная     │

│производства;   │  ┌────────────────┐  │среда            │

│производственная├─>│  Цели системы  │<─┤                 │

│программа       │  │ бюджетирования │  │                 │

└────────────────┘  └────────────────┘  └─────────────────┘ 

Рис. 2.1. Влияние внешней и внутренней среды на систему управления

предприятия 

    Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная  структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению.[10,c269]

    Обеспечить  адаптацию системы бюджетирования к быстро меняющимся требованиям  рыночной экономики возможно путем  постоянного ее совершенствования. Мероприятия, составляющие алгоритм повышения результативности функционирования бюджетной системы, рассмотрены на рис. 2.2.

          

                ┌────────────────┐

        ┌─────┘\│Позиционирование│┌────────┐

        │ ┌───┐/│     системы    │└──────┐ │

        │ │     │ бюджетирования  │       │ │

        │ │     └────────────────┘       │ │

        │ │                             \┘ └/

        └─┘                              \ /

┌────────────────────────┐┌──────────────────────┐

│ Реализация мероприятий ││   Выбор направлений │

│      по повышению      ││     модернизации     │

│результативности системы││ и усовершенствования │

│     бюджетирования     ││системы  бюджетирования│

└────────────────────────┘└──────────────────────┘

        / \                              ┌─┐

       /┐ ┌\                             │ │

        │ │                             \┘ └/

        └─┘                              \ /

┌────────────────────────┐┌──────────────────────┐

│    Разработка новых    ││    Анализ и оценка   │

│ методов  и инструментов ││ выбранных направлений│

│ системы  бюджетирования ││     модернизации     │

└────────────────────────┘└──────────────────────┘

        / \                              ┌─┐

       /┐ ┌\                             │ │

        │ │                              │ │

        │ │   ┌────────────────────┐     │ │

        │ └──┐│Определение наиболее│/└───┘  │

        └────┘│   результативных   │\┌─────┘

              │      инноваций     │

              └────────────────────┘ 

Рис. 2.2. Мероприятия по повышению результативности системы

бюджетирования 

    Процесс повышения результативности уже  имеющейся бюджетной системы  следует начинать с определения  места и роли бюджетирования в  системе управления предприятием. Для  этого периодически бухгалтером-менеджером проводится опрос руководителей различных уровней управления. Предметом такого опроса выступают требования к желаемой системе бюджетирования. После чего определяются направления функционирования системы, которые будут подвержены изменениям.

    Следующий этап - это анализ и оценка выбранных направлений реформирования системы бюджетирования. Бухгалтер-менеджер производит примерный расчет затрат на создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, позволяющих модернизировать систему бюджетирования. Далее определяет степень удовлетворенности внутренних пользователей и дает оценку результативности применения разработанных им продуктов и услуг. После того как были определены все мероприятия по повышению результативности функционирования системы бюджетирования, переходим к этапу реализации намеченных изменений. Бухгалтер-менеджер разрабатывает форму и содержание бюджетов, устанавливает сроки и порядок осуществления контроля.[8,c592]

    Проведение  регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления.

    Важным  моментом обеспечения эффективной  работы системы бюджетирования является рациональное распределение функций  и задач бюджетирования. По мнению экспертов, существенным недостатком современной организационной структуры системы бюджетирования является то, что более 50% рабочего времени бухгалтеру-менеджеру требуется только на осуществление контроля исполнения бюджетов. И в этом случае бухгалтер-менеджер все в большей степени выполняет не аналитическую, а регистрационную функцию, что противоречит его роли "навигатора" в системе управления предприятием. Решение данной проблемы нам видится в перераспределении задач бухгалтера-менеджера, т.е. делегировании части его полномочий руководителям структурных подразделений. Наиболее оптимальный вариант перераспределения задач бюджетирования представлен нами на рис. 2.3.

 

     

┌───────────────────────────┐  ┌────────────────────────────────┐

│  Сфера задач руководителя │  │Сфера задач бухгалтера-менеджера│

│ структурного подразделения│  │                                │

├───────────────────────────┤  ├────────────────────────────────┤

│┌────────────────────┐     │  │                                │

││    Сбор, анализ    │     │  │                                │

││    и подготовка    │  ┌──┴──┴────────────┐                   │

││   информации для   │  │Разработка  системы│                   │

││составления бюджетов│  │  бюджетирования  │                   │

│└────────────────────┘  └──┬──┬────────────┘                   │

│┌──────────────────┐    ┌──┴──┴────────────┐                   │

││    Разработка    │    │   Выбор методов  │                   │

││   и составление  │    │  и инструментов  │                   │

││     бюджетов     │    │  бюджетирования  │                   │

│└──────────────────┘    └──┬──┬────────────┘                   │

│┌───────────────────────┐  │  │        ┌ - - - - - - - - - - ─┐│

││ Утверждение  и текущий │  │  │               Утверждение      │

││  контроль исполнения  │<- - ┼ - - - ─┤  и  текущий контроль  ││

││        бюджетов       │  │  │           исполнения бюджетов  │

│└───────────────────────┘  │  │        └ - - - - - - - - - - ─┘│

│┌───────────────────────┐  │  │        ┌ - - - - - - - - - - ─┐│

││   Контроль и анализ   │<- - ┼ - - - -    Контроль и анализ   │

││       отклонений      │  │  │        │      отклонений      ││

│└───────────────────────┘  │  │        └ - - - - - - - - - - ─┘│

│┌───────────────────────┐  │  │        ┌ - - - - - - - - - - ─┐│

││       Разработка      │  │  │               Разработка       │

││     корректировок     │<- - ┼ - - - ─┤     корректировок    ││

││     и мероприятий     │  │  │              и мероприятий     │

││      по изменению     │  │  │        │     по изменению     ││

│└───────────────────────┘  │  │        └ - - - - - - - - - - ─┘│

│                           │  │┌──────────────────────────────┐│

│                           │  ││ Содействие, консультирование,││

│                           │ ││     разработка инструкций    ││

│                           │  ││          и указаний          ││

│                           │  │└──────────────────────────────┘│

│                           │  │┌──────────────────────────────┐│

│                           │  ││   Разработка новых методов   ││

│                           │  ││    и инструментов системы    ││

│                           │  ││        бюджетирования        ││

│                           │  │└──────────────────────────────┘│

│                           │  │┌──────────────────────────────┐│

│                           │  ││  Повышение результативности  ││

│                           │  ││            работы            ││

│                           │  │└──────────────────────────────┘│

└───────────────────────────┘  └────────────────────────────────┘ 

Рис. 2.3. Рекомендуемый вариант перераспределения задач системы

Информация о работе Основные подходы к сметному планированию (бюджетированию) обычной деятельности хозяйствующего субъекта