Основные средства на предприятии на примере ЗАО «Статор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 07:44, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы – изучить порядок отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами, их документальное оформление, учет движения основных средств.
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:
определить значение основных средств для обеспечения деятельности организации;
изучить ключевые понятия учета основных средств и их классификацию;
изучить бухгалтерский учет операций с основными средствами, их документальное оформление;
провести анализ состава, структуры, технического состояния и эффективности использования основных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретические и методические аспекты учета основных средств 6
Понятие, классификация и оценка основных средств, задачи их учета 6
Нормативно-законодательная база по учету основных средств 14
Методы амортизации основных средств 16
Упрощенная система налогообложения основных средств 24
Организация учета основных средств в ЗАО «Статор» 26
Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Статор» 26
Документальное оформление учета основных средств 32
Порядок исчисления амортизационных отчислений 39
Учет ремонта основных средств 42
Анализ состояния и эффективности использования основных средств 46
Назначение и информационное обеспечение анализа основных средств 46
Анализ обеспеченности основными средствами 51
Анализ и оценка эффективности использования основных средств 58
РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МЕР НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ эффективности использования основных средств НА предприятиИ……………. 68
Цели и задачи повышения эффективности использования основных средств на предприятии 68
Программа мер повышения эффективности использования основных средств на ЗАО «Статор» 75
Ожидаемая эффективность мер по улучшению использованию основных средств на ЗАО «Статор» 84
Заключение 88
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников 91
Приложения 94

Работа состоит из  1 файл

Диплом Основные средства на предприятии.doc

— 594.50 Кб (Скачать документ)

       К основным средствам относятся также  капитальные вложения на коренное улучшение  земель (осушительные, оросительные и  другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включается в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым  в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

       В составе основных средств учитываются  находящиеся в собственности  организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

       Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учёта.

       По  степени использования основные средства подразделяются на находящиеся: в эксплуатации; в запасе (резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации.

       В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на: объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду); объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении; объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

       Различают первоначальную, остаточную и восстановительную  стоимость основных средств.

       В бухгалтерском учёте основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

  • изготовленном на самом предприятии, а также приобретённых за плату у других организаций и лиц – исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
  • внесённых учредителями в счёт их вкладов в уставный капитал (фонд) – по договорённости сторон;
  • полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтённых объектов основных средств – по рыночной стоимости на дату оприходования;
  • приобретённых по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами – по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.

       При невозможности установить стоимость  ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим использование обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

       Фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление основных средств  слагаются из:

  • сумм, уплачиваемых организацией в соответствии с договором купли-продажи (продавцу), а также за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам и за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведённых в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;
  • таможенных пошлин и иных платежей;
  • невозмещаемых налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств;
  • вознаграждений, уплачиваемых посреднической организации, через которую приобретён объект основных средств;
  • иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, и затрат по доведению до их состояния, в котором они пригодны к использованию.

       Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются  или увеличиваются) с учётом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда  оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранно валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублёвой оценкой, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия её к бухгалтерскому учёту, и рублёвой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату её погашения.

       Коммерческая  организация может не чаще 1 раза в год (на начало отчётного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей стоимости  путём индексации или прямого  пересчёта по документально подтверждённым рыночным ценам. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учёте и отчётности, существенно не отличалась от текущей стоимости [33].

       При определении рыночной стоимости  могут быть использованы данные о  ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов  государственной статистики, торговых инспекции организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; экспертные заключения о стоимости отдельных объектов основных средств.

       Не  включаются в фактические затраты  на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.

       Стоимость основных средств, в которой они  приняты к бухгалтерскому учёту, не подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

       Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в  случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

       Оценка  объектов основных средств, стоимость  которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путём пересчёта иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учёту.

       Остаточная  стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

       С течением времени первоначальная стоимость  основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или возводимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость.

       Восстановительная стоимость – это стоимость  воспроизводства  основных средств  в современных условиях (при современных  ценах, современной технике  и  т.п.).

       Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации (дебетуют счёт 01 «Основные средства», кредитуют счёт 83 «Добавочный капитал»). При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределённую прибыль организации (Д-т 83 К-т 84). Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведённой в предыдущие отчётные периоды и отнесённой на счёт прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода[8].

       Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, приведённой  в предыдущие отчётные периоды и  отнесённой на счёт прибылей и убытков  в качестве операционных расходов, относится на счёт прибылей и убытков отчётного периода в качестве дохода. В этом случае сумму дооценки отражают по дебету счёта 01 и кредиту счёта 91[приложение Г].

       Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учёту при дооценки допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции.

       Сумма уценки объекта основных средств  относится в уменьшение добавочного  капитала организации, образованного  за счёт сумм дооценки этого объекта, проведённой в предыдущие отчётные периоды (Д-т 83 К-т 01). Превышение суммы уценки над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведённой в предыдущие отчётные периоды, относится на счёт прибылей и убытков в качестве операционного расхода (Д-т 91 К-т 01). Оценка объекта основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путём пересчёта суммы в иностранной валюте по курсу Банка России, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учёту. [приложение Г].

       Результаты  переоценки основных средств, проведённой  организацией в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения. Для целей налогообложения сумма  добавочного капитала, списанного при  выбытии основных средств, учитываться не будет.

       Выбытие объекта основных средств имеет  место в случаях продажи, безвозмездной  передачи, списания в случае морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций.

       Если  списание объекта основных средств  производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается  к бухгалтерскому учёту в сумме, согласованной сторонами в договоре и оформляется актом (накладной) по форме ОС-1. На основании этого документа делается соответствующая запись в инвентарной карточке учёта основных средств по форме ОС-6[12].

       Доходы  и расходы от списания с бухгалтерского учёта объекта основных средств  отражается в бухгалтерском учёте в отчётном периоде, к которому они относятся. Доходы и расходы от списания объектов основных средств с бухгалтерского учёта подлежат зачислению на счёт прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов.

       Для определения целесообразности и не пригодности объектов основных средств к дальнейшему использованию, а также для оформления документации на списание указанных объектов в организации приказом руководителя может быть создано постоянно действующая комиссия, состав которой входят соответствующие лица, на которую возложена ответственность за сохранность основных средств.

       Согласно  плану счетов, выбытие основных средств  отражается следующим образом. К  счёту 01 нужно открыть субсчёт  «Выбытие основных средств». В дебет  этого субсчёта списывается первоначальная стоимость объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации. 

       Восстановление  объекта основных средств может  осуществляться посредствам ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты  на восстановление объекта основных средств отражается в бухгалтерском учёте отчётного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначальные принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

       В случае наличия у одного объекта  нескольких частей, имеющий разный срок полезного использования, учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

       Единицей  учёта основных средств является отдельный инвентарный объект, под  которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

       Каждому инвентарному объекту присваивают  определённый инвентарный номер, который  сохраняется за данным объектом на всё время его нахождения в  эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств. Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте. Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия[11]. 

Информация о работе Основные средства на предприятии на примере ЗАО «Статор»