Отечественные и зарубежные методы калькулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:21, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение отечественных и зарубежных методов калькулирования.
Для достижения поставленной цели рассмотрены следующие задачи:
Изучены основные элементы и принципы калькулирования себестоимости продукции, работ ,услуг
проведен обзор российских и зарубежных калькуляционных систем.

Работа состоит из  1 файл

отрасли проф сферы.docx

— 106.02 Кб (Скачать документ)
    • учет конкретных производственных затрат;
    • относить постоянные расходы всей суммой на финансовый результат и не разносить их по видам продукции;
    • деление затрат на постоянные и переменные, что дает возможность проводить анализ безубыточности;
    • использование более гибкого ценообразования, что позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и уменьшает возможность «оседания» продукции на складе;
    • возможность определения прибыли, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, планирования цен и скидок на определенный объем продаж;
    • оценку запасов готовой продукции на складе только по переменным затратам.

             Ключевые понятия метода:

            Маржинальный доход - разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль от производственной деятельности и постоянные затраты.

         Маржинальная калькуляция себестоимости - распределение на объект затрат только переменных прямых затрат.

         Современная система директ-костинг предлагает два варианта учета:

  • простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты;
  • развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные и косвенные переменные общехозяйственные расходы.

        Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.

         В процессе применения этого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.

Взаимосвязь показателей  при маржинальном подходе:

Выручка от продажи продукции (В)

Переменные затраты (ПеЗ)

Маржинальный доход (МД = В - ПеЗ)

Постоянные затраты (ПоЗ)

Прибыль (П = М - ПоЗ)

        Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат.

Взаимосвязь показателей  позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

       Директ-костинг позволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.

       Критический объем производства (количествово продукции) можно определить по формуле:

О = ПоЗ / (Ц - ПеЗ), где

О - критический объем  выпуска, ПоЗ - постоянные затраты в  целом по предприятию, Ц - продажная  цена единицы продукции, ПеЗ - переменные затраты на единицу продукции.[13].

2.2.3. Метод «абсорбшн-костинг».

«Абзорпшен-костинг» - метод  полного распределения (поглощения) производственных затрат. Это метод  калькулирования себестоимости  готовой продукции с распределением всех производственных расходов (как  переменных, так и постоянных) между  реализованной продукцией и остатками  готовой продукции, то есть при применении данного метода постоянные производственные затраты признаются запасоемкими [4].

Метод «абсорбшен-костинг» заключается в калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг) путем отнесения всех производственных затрат текущего периода на выпущенную в этом же периоде продукцию (выполненные работы, оказанные услуги). Это наиболее широко используемый подход к калькулированию себестоимости, применяемый в бухгалтерском учете, а так же соответствующий требованиям налогового учета.

В себестоимость выпускаемой  продукции по методу полных затрат «абзорбшен-костинг» включаются прямые производственные затраты (счет 20 «Основное производство») и общепроизводственные затраты (счет 25 «Общепроизводственные расходы»). Общехозяйственные затраты (счет 26 «Общехозяйственные расходы») относятся на себестоимость реализации (счет 90.2) готовой продукции в текущем периоде без подразделения на виды продукции (работ, услуг).

В состав прямых производственных затрат, включают: материальные затраты, направленные на производство продукции; затраты на оплату труда работников, участвующих в производстве; услуги сторонних организаций, относящиеся непосредственно к производству продукции (работ, услуг). Прямые производственные затраты обычно относятся к конкретному виду выпускаемой продукции в момент отражения в учете по счету 20 «Основное производство». Общепроизводственные затраты складываются и делятся между объектами учета пропорционально базе распределения. В качестве базы распределения чаще всего используются:

    • производственные показатели:
    • продолжительность труда производственных рабочих (человеко-часы);
    • продолжительность работы основного оборудования (машино-часы);
    • объем выпущенной продукции (в натуральных единицах);
    • количество оказанных услуг (количество операций) и т.д.;
    • экономические показатели:
    • фонд оплаты труда производственных рабочих;
    • выручка от реализации выпущенной продукции;
    • прямые затраты и т.д.

Метод «абзорбшен-костинг» с точки зрения управления затратами имеет ряд недостатков и может использоваться для нужд налогового учета и в случае, когда доля общепроизводственных затрат в себестоимости невелика (не более 10%). Это связано с тем, что этот метод достаточно сильно искажает объем постоянных затрат в себестоимости отдельного вида продукции и, самое главное, не позволяет определить места и причины возникновения этих затрат в себестоимости отдельного вида продукции. Эта непрозрачность возникновения косвенных затрат в себестоимости конкретной номенклатуры выпускаемой продукции не позволяет принимать выверенные управленческие решения по оптимизации издержек производства.

Сравнение методов «абсорбшн-костинг» и «директ-костинг» приведено в Приложении 4.

 

2.2.4. «АВС-метод» (activity-basedcosting, ABC, калькулирование по функциям, видам деятельности).

Метод ABC находит распространение на предприятиях США, Германии, Франции. Предприятиям, выпускающим продукцию широкого ассортимента из одного исходного сырья, необходима информация о затратах на каждой стадии (функции) переработки. Эту задачу позволяет решить система учета по функциям (ABC-метод). Ее сущность - аккумулирование затрат по функциям.

          Предприятие рассматривается как набор рабочих операций, в процессе осуществления которых необходимо затрачивать ресурсы.

      Согласно  методике определяется полный  перечень и последовательность  выполнений операций (функций) с  одновременным расчетом потребности  ресурсов для каждой операции.

      Выделяют  четыре типа операций по способу  их участия в выпуске продукции:

  1. штучная работа (выпуск единицы продукции)
  2. пакетная работа (выпуск заказа, комплекта)
  3. продуктовая работа (продукция как таковая)
  4. общехозяйственная работа

       Операции 1-3 соотносятся с затратами, которые  могут быть прямо отнесены  на конкретный продукт. Общехозяйственные  затраты нельзя точно отнести,  поэтому они распределяются согласно  разработанным алгоритмам.

      Ресурсы  классифицируются путем выделения  2х групп:

  • поставляемые в момент потребления (например, сдельная зарплата)
  • поставляемые заранее (например, оклады).

      Все ресурсы,  затраченные на рабочую операцию, составляют ее стоимость, но  простой подсчет стоимости по  отдельным операциям не позволяет определить себестоимость продукции. Поэтому также рассчитывается индекс распределения затрат (кост-драйвер).

    Через систему  кост-драйвов определяется количество  потраченных ресурсов в расчете  на выпуск продукции.

 

2.2.5. Метод Target costing.

Метод Target costing.Этот метод  активно используется в Японии, США.

На сегодняшний день распространена по всему миру в основном в компаниях, работающих в инновационных отраслях (автомобилестроение, машиностроение, электроника, компьютерные, цифровые технологии) и сфере обслуживания.

      Сущность  Таргет-костинг применяется на  этапе проектирования нового  изделия или модернизации устаревающей  продукции.

      В основу  идеи Таргет-костинга положено  понятие целевой себестоимости  и формула ее расчета: Себестоимость  = Цена - Прибыль.

      Цена - это  рыночная цена изделия (услуги), которая определяется при помощи  маркетинговых исследований. Прибыль  - желаемая величина, которую стремится  получить организация от продажи  данного изделия (услуги).

Таргет-костинг рассматривает  себестоимость не как заранее  рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому  задача Таргет-костинга - разработка изделия (услуги), сметная себестоимость  которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что  невозможно добиться его целевой  себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о  том, что это изделии не будет  разработано и внедрено в производство.

2.2.6. Система Jist-in-time.

Данная система получила широкое распространение в Японии, США, Германии.

В основу системы положен  принцип: "ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость".

        Снабжение производства осуществляется малыми партиями в соответствии с необходимостью, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей.

         Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий.

         При этом спрос сопровождает продукцию в течение всего объема производства. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых.

    Основной упор делается на качество, доступность и общую стоимость продукции, а не на уровень закупочных цен.

2.2.7.  ФСА-метод.

Метод ФСА начал активно  применяться в промышленности с 60-х годов, прежде всего в США. Сейчас ФСА является одним из самых  популярных видов анализа изделий  и процессов. Может быть полезен  там, где большую часть затрат составляют не прямые затраты, а накладные  расходы (например, отрасли сферы  услуг).

Сущность Метод ФСА  представляет собой анализ затрат на выполнение изделием его функций. Все  объекты рассматриваются как  совокупность функций, которую они  должны выполнять. Функции анализируются  на предмет необходимости и полезности и подразделяются на:

  • основные (определяют назначение изделия),
  • вспомогательные (способствуют выполнению основных)
  • ненужные (не содействуют выполнению основных функций).

Цель ФСА - развитие полезных функций при оптимальном соотношении  между их значимостью для потребителей и затратами на их осуществление.

ФСА проводится для существующих продуктов и процессов с целью  снижения затрат без потери качества, а также для разрабатываемых  продуктов с целью снижения их себестоимости.

Проведение ФСА включает следующие основные этапы:

- Сбор информации о функциях исследуемого объекта (информация о назначении, технико-экономических характеристиках, себестоимости и т.д.).

- Исследование функций (степень полезности) разработка предложений по совершенствованию объекта анализа (снижение себестоимости путем устранения ненужных функций).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Практическая часть.

Рассмотрим применение изученных  ранее методов калькулирования  на конкретных примерах.

 Нормативный метод учета затрат.

Нормативная себестоимость  единицы продукции ЗАО «ВЕКТРА» составляет 1600 руб., объем выпуска  готовой продукции в течение  месяца — 200 ед. По сравнению с нормативными, затраты на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, составили перерасход в сумме 15 000 руб., а по затратам материалов была достигнута экономия в сумме 8000 руб. На начало периода в незавершенном производстве находилось 40 ед. продукта с нормативной себестоимостью 1500 руб. за ед. Расчет фактической себестоимости единицы выпуска складывается из следующих этапов.

Информация о работе Отечественные и зарубежные методы калькулирования