г)
характер, временные рамки и объем
процедур, в том числе:
- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
д)
координацию и направление работы,
текущий контроль и проверку выполненной
работы, в том числе:
- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов;
- количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
е)
прочие аспекты, в том числе:
- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
- обстоятельства, требующие особого внимания, например существование аффилированных лиц;
- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Аудитору
необходимо составить и документально
оформить программу аудита, определяющую
характер, временные рамки и объем
запланированных аудиторских процедур,
необходимых для осуществления
общего плана аудита. Программа аудита
является набором инструкций для
аудитора, выполняющего проверку, а
также средством контроля и проверки
надлежащего выполнения работы. В
программу аудита также могут
быть включены проверяемые предпосылки
подготовки финансовой (бухгалтерской)
отчетности по каждой из областей аудита
и время, запланированное на различные
области или процедуры аудита.
В
процессе подготовки программы аудита
аудитор обязан принимать во внимание
полученные им оценки неотъемлемого
риска и риска средств контроля,
а также требуемый уровень
уверенности, который должен быть обеспечен
при процедурах проверки по существу,
временные рамки тестов средств
контроля и процедур проверки по существу,
координацию любой помощи, которую
предполагается получить от аудируемого
лица, а также привлечение других
аудиторов или экспертов.
Общий
план аудита и программа аудита должны
по мере необходимости уточняться и
пересматриваться в ходе аудита. Планирование
аудитором своей работы осуществляется
непрерывно на протяжении всего времени
выполнения аудиторского задания в
связи с меняющимися обстоятельствами
или неожиданными результатами, полученными
в ходе выполнения аудиторских процедур.
Причины внесения значительных изменений
в общий план и программу аудита
должны быть документально зафиксированы.
С
помощью аналитических процедур
аудиторская организация должна
выявить области, значимые для аудита.
Сложность, объем и сроки проведения
аналитических процедур аудиторской
организации должны варьировать
в зависимости от объема и сложности
данных бухгалтерской отчетности экономического
субъекта.
Составляя
общий план и программу аудита,
аудиторская организация должна
учитывать степень автоматизации
обработки учетной информации, что
также позволит ей точнее определить
объем и характер аудиторских
процедур.
Аудиторская
организация при необходимости
может согласовать с руководством
проверяемого экономического субъекта
отдельные положения общего плана
и программы аудита. При этом аудиторская
организация независима в выборе приемов
и методов аудита, отраженных в общем плане
и программе, но несет полную ответственность
за результаты своей работы в соответствии
с данным общим планом и данной программой.
Результаты
проводимых аудиторской организацией
процедур при подготовке общего плана
и программы следует детально
документировать, так как они
являются основанием для планирования
аудита и могут использоваться в
течение всего процесса аудита.
Подготовка
и составление общего плана аудита.
Общий план должен служить руководством
при осуществлении программы
аудита. В процессе аудита у аудиторской
организации могут возникнуть основания
для пересмотра отдельных положений
общего плана.
В
общем плане аудиторская организация
должна предусмотреть сроки проведения
аудита и составить график проведения
аудита, подготовки отчета (письменной
информации руководству экономического
субъекта), аудиторского заключения. В
процессе планирования затрат времени
аудитору необходимо учесть:
- реальные трудозатраты;
- расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом; уровень существенности; проведенные оценки рисков аудита.
В
общем плане аудиторская организация
определяет способ проведения аудита
на основании результатов предварительного
анализа, оценки надежности системы
внутреннего контроля, оценки рисков
аудита. В случае решения провести
выборочный аудит аудитор формирует
аудиторскую выборку.
Составной
частью общего плана являются положения
по управлению и контролю качества
выполняемого аудита. В общем плане
рекомендуется предусмотреть:
- формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
- распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита;
- инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита;
- контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита;
- разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур;
- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руководителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская
организация определяет в общем
плане роль внутреннего аудита, а
также необходимость привлечения
экспертов в процессе проведения
аудита.
Подготовка
и составление программы аудита.
Программа аудита является развитием
общего плана аудита и представляет
собой детальный перечень аудиторских
процедур, необходимых для практической
реализации плана аудита. Программа
служит подробной инструкцией для
ассистентов аудитора, а для руководителей
аудиторской организации и аудиторской
группы — одновременно и средством
контроля качества работы.
Аудитору
следует документально оформить
программу аудита, обозначить номером
или кодом каждую проводимую аудиторскую
процедуру, чтобы иметь возможность
в процессе работы ссылаться на них
в своих рабочих документах.
Аудиторскую
программу следует составлять в
виде программы тестов средств контроля
и в виде программы аудиторских
процедур по существу.
Программа
тестов средств контроля — это
перечень совокупности действий, предназначенных
для сбора информации о функционировании
системы внутреннего контроля и
учета. Тесты средств контроля помогают
выявить существенные недостатки средств
контроля экономического субъекта.
Аудиторские
процедуры по существу — это детальная
проверка правильного отражения
в бухгалтерском учете оборотов
и сальдо по счетам. Программа аудиторских
процедур по существу представляет собой
перечень действий аудитора для таких
детальных конкретных проверок. Для
процедур по существу аудитору следует
определить, какие именно разделы
бухгалтерского учета он будет проверять,
и составить программу аудита
по каждому разделу бухгалтерского
учета.
В
зависимости от условий проведения
аудита и результатов аудиторских
процедур программа может пересматриваться.
Причины и результаты изменений
следует документировать.
Выводы
аудитора по каждому разделу аудиторской
программы, документально отраженные
в рабочих документах, являются фактическим
материалом для составления аудиторского
отчета (письменной информации руководству
экономического субъекта) и аудиторского
заключения, а также основанием для
формирования объективного мнения аудитора
о бухгалтерской отчетности экономического
субъекта.
По
окончании процесса планирования аудита
общий план и программа аудита
должны быть оформлены документально
и завизированы в порядке, установленном
в аудиторской организации.
Федеральное
правило (стандарт) аудиторской деятельности
№ 3, разработанное с учетом международных
стандартов аудита, устанавливает единые
требования по планированию аудита финансовой
(бухгалтерской) отчетности, применяется
в первую очередь к проверкам,
которые аудитор проводит не первый
год в отношении данного аудируемого
лица. Для проведения аудиторской
проверки в течение первого года
аудитору требуется расширить процесс
планирования, включив в него вопросы
помимо тех, которые указаны в
федеральном правиле (стандарте).
Страницы: ... 3132333435 ...| Оглавление
Услуги
- Обязательный аудит
- Инициативный аудит
Начальным
этапом проведения аудиторской проверки
является планирование аудита.
Планирование
аудита — один из обязательных этапов, который
заключается в определении стратегии
и тактики аудита, объема проверки, составлении общего плана, разработке
программы и конкретных аудиторских процедур.
При
осуществлении этого этапа для
обеспечения надлежащего уровня
гарантии проводимого аудита и для
обеспечения соответствия проводимой
аудиторской проверки нормативным
требованиям к качеству и надежности
аудита мы будем руководствоваться
с Федеральным правилом (стандартом)
№ 3 «Планирование аудита», утвержденным
постановлением Правительства РФ от
23.09.2002 № 696.
Планирование
аудита включает в себя составление
плана ожидаемых работ и разработку
аудиторской программы. Планирование
включает также разработку графиков,
определение сроков и обсуждение
их с клиентом, проведение инструктажа
с аудиторами, организацию связей
с подразделениями клиента, обсуждение
стратегии и подготовки к аудиту с клиентом.
Планирование аудита способствует:
- уделению необходимого внимания важным областям аудита;
- выявлению потенциальных проблем;
- выполнению работы с оптимальными затратами, качественно и своевременно;
- эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу;
- координации работы аудиторов и других специалистов.
Затраты
времени на планирование работы зависят
от масштабов деятельности аудируемого
лица, сложности аудита, опыта работы
аудитора с данным лицом, а также
знания особенностей его деятельности.
При
планировании аудита выделяют следующие
этапы:
- предварительное планирование аудита;
- подготовка и составление общего плана аудита;
- разработка программы аудита.
Общий план аудита
Для
повышения эффективности аудита
и координации аудиторских процедур
с работой персонала клиента
аудитор вправе обсуждать отдельные
разделы общего плана аудита и
определенные аудиторские процедуры
с руководством и персоналом клиента.
При этом он несет ответственность
за содержание общего плана, программы
аудита. Общий план является описанием
предполагаемого объема и порядка
проведения проверки.
При разработке общего плана аудита
аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого
лица, в том числе:
- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
- общий уровень компетентности руководства;
б) системы бухгалтерского
учета и внутреннего контроля,
в том числе:
- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
в) риск и существенность,
в том числе:
- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
- установление уровней существенности для аудита;
- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;