Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:44, лекция
Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.
Вид собственности — частный, государственный;
Интересы владельцев или связанных лиц;
Структура капитала — включая плановые изменения;
Организационная структура;
Стратегическое планирование, ожидания руководства;
Ресурсы и методы финансирования;
Общее руководство:
деловая репутация и опыт работы;
независимость от внешних контролирующих органов;
сроки проведения собраний;
опыт работы в коллективе;
изменения профессиональных консультантов.
Текущее руководство:
опыт работы и репутация;
адаптируемость;
ключевые финансовые работники и их статус в управлении;
работники департамента бухгалтерии;
способы и виды вознаграждений работников;
использование планов и бюджета;
информационная система руководства;
Функции внутреннего аудита.
Состояние системы внутреннего контроля.
9.2. Деятельность хозяйствующего субъекта — продукт, рынок, поставщики, расходы, операции:
вид деятельности;
месторасположение;
кадровая политика, спрос, уровень оплаты, контракты, обязательства;
вид выпускаемого продукта или оказываемых услуг;
изучить производственный цикл и отметить: начало выполнения заказа, составление заявок на материалы, динамику производства, завершение производства, организацию хранения готовой продукции, отправку продукции потребителю;
изучение основных стабильных поставщиков товаров и услуг.
исследования и развитие;
состояние активов и обязательств;
состояние соблюдения юридических и нормативных документов;
текущая и плановая информационная система руководства.
10. Финансовое состояние
— факторы, которые влияют
на финансовое положение
состояние учета;
финансовые и статистические показатели;
тенденция развития.
11. Требования к отчету — внешние факторы, которые могут повлиять при подготовке финансовых отчетов.
12. Законодательство:
регулярные процедуры и необходимые требование;
требование аудита;
налогообложения;
использование финансовой отчетности.
13. Для получения
13.1. Установить связь с предыдущим аудитором;
13.2. Изучить финансовую
отчетность на конец года
13.3. Изучить отчеты хозяйствующего субъекта, направленные в другие инстанции.
13.4. Посетить административную
контору хозяйствующего
а) встретиться с работниками руководящего состава по вопросам финансов и получить от них сведения или определить самому:
должностные обязанности каждого руководителя, члена администрации, отвечающего за аудит;
схему организационной структуры;
месторасположение и относительную важность всех отделов, товарных складов и предприятий;
б) получить внутренние распоряжения
или докладные записки, содержащие
сведения о характере и видах
продукции хозяйствующего субъекта,
методах производства и его размещении,
структуре внутреннего
в) ознакомиться с планом счетов, методами финансирования операций хозяйствующего субъекта, реестром долгосрочной задолженности, названиями обслуживающих банков, договоренностями между банком и клиентом о предоставлении займов на определенную сумму, другими банковскими услугами;
г) в отношении акционерных компаний аудитор должен получить перечень владельцев акций со следующими сведениями: фамилия, адрес, количество сертификатов, количество приобретенных акций, функция акционера в компании;
д) получить информацию об:
условиях купли (условиях платежей, используются ли аккредитивные письма для закупок за рубежом);
условиях продажи (условиях платежей, используются ли аккредитивные письма для закупок за рубежом);
операциях между состоящими
в деловых отношениях участниками:
купли и продажи, ссуды, использовании
или оказании услуг ниже себестоимости
(в сфере организации
е) получить реестр: всех филиалов и дочерних предприятий, клиентов и поставщиков, от которых клиент зависит в экономическом плане;
ж) получить сведения о составленном предварительном бухгалтерском балансе;
з) ознакомиться с Главной книгой и журналами регистрации первоначальных бухгалтерских записей, выяснив при этом: ведутся ли бухгалтерские счета в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете», качество бухгалтерских счетов;
и) определить степень ответственности клиента за подготовку: предварительного бухгалтерского баланса, реестров, исправлений записей и приписок, инструкций по инвентаризации, финансовой отчетности;
к) представить предварительный график проведения аудита, договориться о сроках: инвентаризации наличных материальных ценностей, подсчета наличных денег и ценных бумаг;
л) получить следующие установленные образцы форм и документы клиента: требования на поставки, заказы на продажи, счета-фактуры на проданные материалы, заказы на производство, расписки, чеки, платежные ведомости, отчетность о продаже и кредитах, отчетность о закупках и кредитах;
м) обследовать рабочее пространство, на котором предстоит работать аудитору.
13.5. Посетить головное
предприятие, во время
а) провести деловую встречу с руководителем;
б) изучить производственный цикл и отметить: начало выполнения заказа, составление заявок на материалы, динамику производства, завершение производства, организацию хранения готовой продукции, отправку продукции потребителю;
в) получить документальное подтверждение передвижения продукции;
г) обратить внимание на состояние предприятия и оборудования;
д) посетить материальные склады
и проверить: состояние инвентарной
ведомости, учет товарно-материальных
ценностей и поступающих
14. В случае если хозяйствующий
субъект является постоянным, сведения
о его экономической
а) постоянной документации хозяйствующего субъекта;
б) рабочих документов за предыдущий год;
в) данных группы аудиторов, проводивших аудит в предыдущем году;
г) финансовых смет хозяйствующего субъекта за текущий год;
д) промежуточной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта за текущий год;
е) информации аудиторской группы, которая в течение года выполняла профессиональные обязательства в отношении хозяйствующего субъекта. К таким обязательствам относятся: проверка промежуточной финансовой отчетности, планирование налогообложения, услуги по рационализации управления, переговоры с руководством хозяйствующего субъекта.
ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
15. Настоящий стандарт аудита вступает в силу с 1 января 2000 года.
Планирование аудита |
Бухгалтерский учет - Аудит | |
Планирование аудита |
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Аудиторская
организация должна согласовать
с руководством экономического объекта
основные организационные вопросы,
связанные с проведением
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
См. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3 «Планирование аудита».
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение
информации о деятельности аудируемого
лица является важной частью планирования
работы, помогает аудитору выявить
события, операции и другие особенности,
которые могут оказывать
Аудитор
вправе обсуждать отдельные разделы
общего плана аудита и определенные
аудиторские процедуры с
Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:
Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:
Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть устав экономического субъекта; документы о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.
Аудиторская организация должна оценить возможность проведения аудита. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.