Планирование в аудите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:44, лекция

Описание

Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.

Работа состоит из  1 файл

Планирование.docx

— 341.28 Кб (Скачать документ)

Вид собственности — частный, государственный;

Интересы владельцев или  связанных лиц;

Структура капитала — включая  плановые изменения;

Организационная структура;

Стратегическое планирование, ожидания руководства;

Ресурсы и методы финансирования;

Общее руководство:

деловая репутация и опыт работы;

независимость от внешних  контролирующих органов;

сроки проведения собраний;

опыт работы в коллективе;

изменения профессиональных консультантов.

Текущее руководство:

опыт работы и репутация;

адаптируемость;

ключевые финансовые работники  и их статус в управлении;

работники департамента бухгалтерии;

способы и виды вознаграждений работников;

использование планов и бюджета;

информационная система  руководства;

Функции внутреннего аудита.

Состояние системы внутреннего  контроля.

9.2. Деятельность хозяйствующего  субъекта — продукт, рынок,  поставщики, расходы, операции:

вид деятельности;

месторасположение;

кадровая политика, спрос, уровень оплаты, контракты, обязательства;

вид выпускаемого продукта или оказываемых услуг;

изучить производственный цикл и отметить: начало выполнения заказа, составление заявок на материалы, динамику производства, завершение производства, организацию хранения готовой продукции, отправку продукции потребителю;

изучение основных стабильных поставщиков товаров и услуг.

исследования и развитие;

состояние активов и обязательств;

состояние соблюдения юридических  и нормативных документов;

текущая и плановая информационная система руководства.

10. Финансовое состояние  — факторы, которые влияют  на финансовое положение хозяйствующего  субъекта:

состояние учета;

финансовые и статистические показатели;

тенденция развития.

11. Требования к отчету  — внешние факторы, которые  могут повлиять при подготовке  финансовых отчетов.

12. Законодательство:

регулярные процедуры  и необходимые требование;

требование аудита;

налогообложения;

использование финансовой отчетности.

13. Для получения вышеперечисленных  информации аудитору следует:

13.1. Установить связь с  предыдущим аудитором; 

13.2. Изучить финансовую  отчетность на конец года предыдущего  года и промежуточную финансовую  отчетность текущего года;

13.3. Изучить отчеты хозяйствующего  субъекта, направленные в другие  инстанции.

13.4. Посетить административную  контору хозяйствующего субъекта, в процессе которого аудитору  следует выполнить следующие  процедуры:

а) встретиться с работниками  руководящего состава по вопросам финансов и получить от них сведения или  определить самому:

должностные обязанности  каждого руководителя, члена администрации, отвечающего за аудит;

схему организационной структуры;

месторасположение и относительную  важность всех отделов, товарных складов  и предприятий;

б) получить внутренние распоряжения или докладные записки, содержащие сведения о характере и видах  продукции хозяйствующего субъекта, методах производства и его размещении, структуре внутреннего управления;

в) ознакомиться с планом счетов, методами финансирования операций хозяйствующего субъекта, реестром долгосрочной задолженности, названиями обслуживающих  банков, договоренностями между банком и клиентом о предоставлении займов на определенную сумму, другими банковскими  услугами;

г) в отношении акционерных  компаний аудитор должен получить перечень владельцев акций со следующими сведениями: фамилия, адрес, количество сертификатов, количество приобретенных акций, функция  акционера в компании;

д) получить информацию об:

условиях купли (условиях платежей, используются ли аккредитивные  письма для закупок за рубежом);

условиях продажи (условиях платежей, используются ли аккредитивные  письма для закупок за рубежом);

операциях между состоящими в деловых отношениях участниками: купли и продажи, ссуды, использовании  или оказании услуг ниже себестоимости (в сфере организации производства, юридические и административные услуги);

е) получить реестр: всех филиалов и дочерних предприятий, клиентов и  поставщиков, от которых клиент зависит  в экономическом плане;

ж) получить сведения о составленном предварительном бухгалтерском  балансе;

з) ознакомиться с Главной  книгой и журналами регистрации  первоначальных бухгалтерских записей, выяснив при этом: ведутся ли бухгалтерские  счета в соответствии с требованиями Закона «О бухгалтерском учете», качество бухгалтерских счетов;

и) определить степень ответственности  клиента за подготовку: предварительного бухгалтерского баланса, реестров, исправлений  записей и приписок, инструкций по инвентаризации, финансовой отчетности;

к) представить предварительный  график проведения аудита, договориться о сроках: инвентаризации наличных материальных ценностей, подсчета наличных денег и ценных бумаг;

л) получить следующие установленные  образцы форм и документы клиента: требования на поставки, заказы на продажи, счета-фактуры на проданные материалы, заказы на производство, расписки, чеки, платежные ведомости, отчетность о  продаже и кредитах, отчетность о  закупках и кредитах;

м) обследовать рабочее  пространство, на котором предстоит  работать аудитору.

13.5. Посетить головное  предприятие, во время которого  аудитору следует:

а) провести деловую встречу  с руководителем;

б) изучить производственный цикл и отметить: начало выполнения заказа, составление заявок на материалы, динамику производства, завершение производства, организацию хранения готовой продукции, отправку продукции потребителю;

в) получить документальное подтверждение передвижения продукции;

г) обратить внимание на состояние  предприятия и оборудования;

д) посетить материальные склады и проверить: состояние инвентарной  ведомости, учет товарно-материальных ценностей и поступающих материалов, акты инвентаризации.

14. В случае если хозяйствующий  субъект является постоянным, сведения  о его экономической деятельности  можно получить из:

а) постоянной документации хозяйствующего субъекта;

б) рабочих документов за предыдущий год;

в) данных группы аудиторов, проводивших аудит в предыдущем году;

г) финансовых смет хозяйствующего субъекта за текущий год;

д) промежуточной финансовой отчетности хозяйствующего субъекта за текущий год;

е) информации аудиторской  группы, которая в течение года выполняла профессиональные обязательства  в отношении хозяйствующего субъекта. К таким обязательствам относятся: проверка промежуточной финансовой отчетности, планирование налогообложения, услуги по рационализации управления, переговоры с руководством хозяйствующего субъекта.

ДАТА ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ

15. Настоящий стандарт  аудита вступает в силу с  1 января 2000 года.

 

 

Планирование аудита


Бухгалтерский учет - Аудит

Планирование аудита 
Программа проведения аудиторской проверки. Оценка системы внутреннего контроля клиента, как критерий для планирования проверки. 
Планирование – процесс, позволяющий наиболее рационально выполнять аудит и одновременно уменьшать риск необнаруженных существующих ошибок в финансовой отчетности клиента. 
Аудитор должен тщательно планировать свою деятельность по трем основным причинам: это дает аудитору возможность получить достаточное количество свидетельств о положении дел клиента, поможет удержать в разумных пределах затраты на аудит и позволит избежать недоразумений с клиентом. 
Задачи планирования аудита: 
· установление этапов и сроков работы с клиентом; 
· определение затрат; 
· рациональное использование рабочего времени специалиста; 
· подготовка адекватной рабочей группы специалистов для работы с клиентом; 
· определение разделов аудита, имеющих наибольшее значение для формирования аудиторского мнения; 
· распределение между специалистами разделов аудита, обязанностей и ответственности; 
· создание условий для осуществления последовательного контроля за аудитом; 
· обеспечение взаимодействий с бухгалтерией аудиторской фирмы по вопросам финансового планирования. 
Планирование аудита состоит из 6 основных этапов: 
1. Предварительное планирование. 
2. Сбор общих сведений. 
3. Сбор информации о правовых обязанностях клиента. 
4. Оценка существенности аудиторского риска. 
5. Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля. 
6. Разработка общего плана аудита и программы аудита. 
Предварительное планирование осуществляется на начальной фазе аудиторской работы; включает в себя принятие решения о согласии начать или продолжить аудит для клиента, установление причин, по которым клиент обосновывает свой заказ на аудит, подбор персонала для выполнения аудиторских обязанностей (формирование штатов), заключение договора с клиентом, составление письменного обязательства перед клиентом. 
Сбор общих сведений – общая информация о предприятии, необходимая от того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. Основными источниками информации о предприятии являются: 
· обсуждение с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, несвязанным с ведением учета, которое позволит получить информацию «из первых рук»; 
· посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов, которые предоставляют возможность убедиться в наличии и сохранении активов, составить представление об условиях производства; 
· внешние и внутренние отчеты и публикации. Внешние: деловая печать, газеты, аналитические отчеты по отраслям, сравнение с основными конкурентами и среднеотраслевые показатели, государственное налоговое законодательство. Внутренние: финансовые отчеты, состояние финансов предприятия, протоколы, заседания совета директоров, правления, акционеров, внутренние отчеты аудиторов и консультантов. 
Следует ознакомиться с историей развития предприятия, видами деятельности, т.е. важно иметь представление об отрасли клиента. Важно получить информацию о политике предприятия в различных областях (кредитная политика, учетная политика), узнать степень ответственности и прав руководителей различных уровней, определить круг лиц, имеющих право менять политику предприятия. На основе полученной информации аудитор должен решить вопрос о необходимости привлечения для консультаций отдельных специалистов (юристов, налоги). 
Сбор информации о правовых обязанностях клиента. С самого начала работы аудитору следует ознакомиться с юридическими документами клиента: Уставом, документами регистрации, протоколами заседаний совета директоров и собрания акционеров, в которых может содержаться информация о распределении полученной прибыли, объявление дивидендов, выплата вознаграждений, подписание контрактов и соглашений, решение об участии в других предприятиях, о приобретении собственности, предоставлении долгосрочных займов. 
Оценка существенности аудиторского риска. Существенность и риск очень важно учитывать при планировании аудита. Под существенностью (материальностью) в аудите понимают предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, финансовых резервов в целом или максимально допустимый размер ошибочности суммы, которая может быть показана в публикациях финансовых отчетов и рассмотрении как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение. Для оценки существенности аудитор должен иметь представление о возможных пользователях информации и о возможных решениях, которые могут приниматься на его основе с тем, чтобы определить соотношение неправильности отчета и принятия этих решений. Суждение аудитора о степени существенности достаточно субъективно и требует от него значительного профессионализма, опыта работы, знания специфики деятельности клиента, особенностей экономической и социальной среды. В начале проверки аудитор должен решить (на основе внутрифирменных стандартов), какую общую сумму ошибки можно считать существенной или материальной. Существует ряд факторов, от которых зависит предварительно устанавливаемый уровень существенности: 
· размер предприятия; 
· величина чистой прибыли до налогообложения; 
· стоимость текущих активов; 
· общая стоимость активов; 
· объем текущих обязательств; 
· еличина капитала. 
Уровень существенности устанавливается из этих показателей. 
Аудиторский риск заключается в следующем: аудитор приходит к выводу, что финансовая отчетность составлена правильно, и на этом основании выражает в аудиторском заключении мнение без оговорок, а в действительности финансовая отчетность содержит существенные погрешности. 
Аудиторский риск – это оценка неэффективности аудиторской проверки, базирующаяся на оценке риска системы учета клиента, неэффективность системы внутреннего контроля клиента и невыявление ошибок клиента аудитором. 
Существуют 2 вида основных методов оценки аудиторского риска: 
1. Оценочный (интуитивный) – наиболее широко используется сегодня российскими аудиторами (фирмами), заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп, операций, как высокий, вероятный и маловероятный к использованию этой оценки в планировании аудита (используют высокий, низкий, средний). 
2. Количественный – предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. 
Аудиторский риск= Чистый риск · Контрольный риск · Процедурный риск 
Аудиторский риск – это риск неэффективности аудиторской проверки, который отражает суждения аудитора о приемлемости вероятности содержания в финансовых отчетах невыявленных существенных ошибок после проведения аудита. 
Чистый риск – это риск, связанный со спецификой компании, т.е. вероятность содержания в финансовых отчетах до рассмотрения эффективности системы внутреннего контроля ошибок, превосходящих допустимую величину. 
Контрольный риск – это риск неэффективности системы внутреннего контроля, т.е. вероятность пропуска ошибок, превосходящих допустимую величину, системой внутреннего контроля. 
Процедурный риск – риск неэффективности процедур тестирования – приемлемая для аудитора вероятность невыявления в процессе тестирования ошибок, превосходящих допустимую величину. 
Эта модель является основой планирования аудита, поэтому возможности ее использования при оценке резервов аудита ограничены. После того, как будут определены все риски, установлен соответствующий план аудита, составляющие плана по чистому риску и контрольному риску не подлежат изменению на основании полученных аудиторских свидетельств. 
Процедурный риск= ; 
Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля. С аудиторской точки зрения, оценка эффективности системы внутреннего контроля (СВК) заключается в оценке сильных и слабых сторон экономического субъекта. СВК может считаться эффективной, если: 
· она эффективно предупреждает о возникновении недостоверной информации; 
· эффективно выявляет недостоверность в пределах ограниченного времени после того, как недостоверная информация возникла. 
Аудиторская оценка эффективности СВК необходима для оценки и планирования масштаба аудита. Если СВК оценивается аудитором как эффективная, у него появляется возможность снизить объем проверки, а в некоторых случаях и вовсе ее не проводить. 
Результатом процесса планирования является программа аудита. Она представляет собой перечень действий с указанием сроков и исполнителей. Программа должна охватывать следующие этапы: 
1. Составление обзора деятельности клиента, в которое входит описание систематических процессов и связанных с ними потоками документооборота; учетная политика; организационная структура; 
2. Разработка стратегии аудита, связанная со спецификой клиента, и нацеливающая усилия проверяющих на разделы финансовой отчетности; 
3. Проведение аудита, т.е. выполнение выбранных аудиторских процедур теми аудиторами, которые имеют достаточный для запланированных процедур опыт и квалификацию; 
4. Формирование аудиторского мнения на основе собранных свидетельств


 

6.2. Планирование аудита*

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана  аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской  программы, определяющей объем, виды и  последовательность осуществления  аудиторских процедур, необходимых  для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор  обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена  эффективно.

Планирование  аудита предполагает разработку общей  стратегии и детального подхода  к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудиторская организация должна согласовать  с руководством экономического объекта  основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные  проблемы и работа была выполнена  с оптимальными затратами, качественно  и своевременно. Планирование позволяет  эффективно распределять работу между  членами группы специалистов, участвующих  в аудиторской проверке, а также  координировать такую работу.

См. Федеральное правило (стандарт) аудиторской  деятельности № 3 «Планирование аудита».

Затраты времени на планирование работы зависят  от масштабов деятельности аудируемого  лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также  знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого  лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить  события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы  общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения  эффективности аудита и координации  аудиторских процедур с работой  персонала аудируемого лица. При  этом аудитор несет ответственность  за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о:

  • внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;
  • внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

  • организационно-управленческой структурой экономического субъекта;
  • видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;
  • структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);
  • технологическими особенностями производства продукции;
  • уровнем рентабельности;
  • основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;
  • порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;
  • существованием дочерних и зависимых организаций;
  • организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;
  • принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть устав экономического субъекта; документы  о регистрации экономического субъекта; протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта; документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее; бухгалтерская отчетность; статистическая отчетность; документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты); контракты, договоры, соглашения экономического субъекта; внутренние отчеты аудиторов-консультантов; внутрифирменные инструкции; материалы налоговых проверок; материалы судебных и арбитражных исков; документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний; сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта; информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

Аудиторская организация должна оценить возможность  проведения аудита. В случае если аудиторская  организация считает возможным  проведение аудита, она переходит  к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с  экономическим субъектом.

При планировании состава аудиторской  группы аудиторская организация  должна учитывать бюджет рабочего времени  для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень  членов группы; преемственность персонала  группы; квалификационный уровень членов группы.

Информация о работе Планирование в аудите