Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:44, лекция
Аудиторская проверка – достаточно сложный процесс. Вспомним, что в п. 3.9 перечислено несколько десятков аудиторских процедур (фактических, аналитических, специальных, документальных), бoльшая часть из которых, кроме того, может быть и сплошной, и выборочной. В свою очередь, выборочные процедуры тоже могут быть различными (статистические, содержательные и т. д.). От того, какие процедуры, в каком объеме и в какой последовательности применяет аудитор, зависит многое: будут ли результаты проверки достаточно объективными или нет, будет ли проверка более или менее трудоемкой, более или менее рискованной и т. д.
Для
вынесения профессионального
Чтобы считаться доказательной, информация должна быть реальной, уместной и беспристрастной. Наиболее доказательной является информация, полученная аудитором в результате его личных наблюдений и вычислений, а также полученная из независимых внешних источников. Достаточно низкой представляется доказательность информации, состоящей из документов, составленных, обработанных и хранящихся у клиента. Наименее доказательными считаются устные и письменные сообщения руководства и служащих компании, поэтому они обязательно должны подтверждаться другой информацией.
Официальных
оценок количества информации, достаточного
для составления аудиторского заключения,
не существует. Успех планирования
в значительной степени зависит
от полноты информации. Труднодоступность
или высокая стоимость
На
этапе предварительного планирования
аудиторская организация
Оценка уровня существенности
На
стадии планирования аудиторская группа
должна сделать предварительное
заключение о величине существенных
показателей, т. е. величине, при которой
ошибки как единичные, так и взятые
суммарно, могут существенно повлиять
на данные в финансовой отчетности.
Концепция существенности базируется
на том, что некоторые данные могут
быть более важны, чем другие, при
адекватном представлении финансовой
отчетности, а также на интересе
ее потенциальных пользователей
к отдельным показателям. Так, если
предприятие стабильно
Для применения существенности по каждому отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность того, что сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности. Размер допустимой ошибки учитывается при разработке программы проверки каждого конкретного счета и при расчете размера выборки. Обычно допустимая ошибка устанавливается на уровне 50-70% от планируемой существенности. Однако предельно допустимая ошибка на должна быть и слишком низкой, что может привести к необоснованному завышению объемов аудиторских процедур.
Аудиторские
организации обязаны установить
систему базовых показателей
и порядок нахождения уровня существенности,
которые должны быть оформлены документально
и применяться на постоянной основе.
Аудиторские организации
Ознакомление с системой внутрихозяйственного
контроля
и оценка риска контроля.
Следующий этап процесса планирования – оценка системы внутреннего контроля, основная цель которой –создание основы для планирования аудиторской проверки, а также для определения вида, времени проведения, объема аудиторских процедур, которые находят свое отражение в аудиторской программе. Следовательно, характер и качество проверки во многом будут зависеть от того, насколько грамотно и достоверно аудитор изучит систему внутреннего контроля.
Система
внутреннего контроля может считаться
эффективной, если она своевременно
предупреждает о возникновении
недостоверной информации, и выявляет
ее. Оценивая эффективность системы
внутреннего контроля, аудиторская
организация должна собрать достаточное
количество аудиторских доказательств.
Если аудиторская организация решает
положиться на систему внутреннего
контроля и систему бухгалтерского
учета для получения
Понятие риска в аудиторской проверке
и его компонентов
Риск
аудитора (аудиторский риск) означает
вероятность того, что бухгалтерская
отчетность экономического субъекта может
содержать невыявленные существенные
ошибки и (или) искажения после подтверждения
ее достоверности, или признать, что она
содержит существенные искажения, когда
на самом деле таких искажений в бухгалтерской
отчетности нет.
Аудиторский риск состоит из трех компонентов:
внутрихозяйственный риск;
риск средств контроля;
риск необнаружения.
Аудитор обязан изучать эти риски в ходе работы, оценивать их и документировать результаты оценки. При оценке рисков аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций: высокий, средний, низкий (возможно применение большего количества градаций).
Внутрихозяйственный
риск характеризует степень
Риск средств контроля характеризует степень надежности системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля экономического субъекта, т. е. риск, заключающийся в том, что существующие и регулярно применяемые средства этих систем не будут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения, являющиеся существенными по отдельности или в совокупности, и (или) препятствовать возникновению таких нарушений.
Риск
необнаружения характеризует
При
планировании проверки аудитор обязан
учесть факторы, которые могут вызвать
существенные искажения бухгалтерской
отчетности. На основе анализа того,
какое значение уровня существенности
принимает аудитор для проверки
и каковы особенности остатков и
оборотов по счетам бухгалтерского учета,
аудитор обязан решить, какие статьи
учета он будет изучать особенно
внимательно и в каких случаях
будет применять аудиторскую
выборку и (или) аналитические процедуры,
чтобы снизить общий
Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
При
выборе необходимых аудиторских
процедур предпочтение должно отдаваться
тем процедурам, которые в наибольшей
степени позволяют выявить
Глава 2.
Разработка общего плана и программы аудиторской
проверки
2. 1. Общий план проведения аудиторской
проверки
После
завершения анализа рисков аудиторы,
основываясь на предварительных
данных об экономическом субъекте и
результатах проведенных
Составляя
общий план и программу аудита,
аудиторской организации
В
общем плане аудиторская
какие
конкретные области надо изучить, чтобы
аудит был объективен; какие существенные
моменты следует охватить;
какие выборочные планы надо разработать;
формирование аудиторской группы, ее численность и квалификацию специалистов; распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам проверки;
с
какими стандартами, процедурами или
документами необходимо ознакомить
рабочую группу;
бюджет рабочего времени для каждого этапа
проверки;
предполагаемые сроки работы группы;
инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, с положениями общего плана аудита;
контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора, за ведением ими рабочей документации.
Аудиторская
организация определяет в общем
плане необходимость
Таблица 1. Общий план аудиторской проверки.
Проверяемая организация
Период аудиторской проверки
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый аудиторский риск
Планируемый уровень существенности
№ п/п
Планируемые виды работ
Период проведения
Исполнитель
Примечания
Руководитель аудиторской организации:
Руководитель аудиторской группы:
Общий
перечень объектов проверки (планируемых
видов работ) при составлении
общего плана аудиторской проверки
может иметь следующий вид: учредительные
и другие общие документы организации
(устав, лицензии, приказы, распоряжения,
служебные записки, штатное расписание
и т. п. ); учетная политика предприятия;
основные средства;
нематериальные активы;
производственные запасы;
расчеты по оплате труда;
затраты на производство;
готовая продукция, товары и реализация;
денежные средства;
расчеты
(с покупателями, с поставщиками,
с бюджетом и внебюджетными фондами,
с прочими дебиторами и кредиторами);
финансовые результаты и использование
прибыли;
капитал и резервы;
кредиты и финансирование;
учет по забалансовым счетам;
бухгалтерская отчетность и приложения