Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 19:20, реферат
Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.
В мировой практике существуют две концепции регулирования аудиторской деятельности.
Концепция государственного регулирования. В рамках данной концепции аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами, на которые фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
2.
Правовое регулирование аудиторской деятельности в России
2.1.
Концепции регулирования
аудиторской деятельности
Аудиторская деятельность
в России организуется с учетом опыта,
сложившегося в мировой практике.
В мировой практике
существуют две концепции регулирования
аудиторской деятельности.
Концепция государственного
регулирования. В рамках данной концепции
аудиторская деятельность строго регламентируется
централизованными органами, на которые
фактически возлагаются функции государственного
контроля за аудиторской деятельностью.
Эта концепция получила
распространение в таких
Концепция саморегулирования.
В рамках данной концепции аудиторская
деятельность регулируется преимущественно
общественными аудиторскими объединениями
и ориентирована в основном на потребности
акционеров, инвесторов, кредиторов и
других хозяйствующих субъектов.
Эта концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания).
Начальник не отпускает на учебу? Получи диплом в МИЭМП дистанционно, не отлучаясь с работы
2.2.
Система нормативного
регулирования аудиторской
В России система
нормативного регулирования аудиторской
деятельности находится в стадии
становления. Происходит процесс определения
прав и обязанностей органов, регулирующих
аудиторскую деятельность, определение
роли и функций государственных
и общественных аудиторских организаций.
В табл. 2.1 представлена
пятиуровневая система
Таблица 2.1.
Система нормативного
регулирования аудиторской
Уровень
Законодательный акт или нормативный документ
Регулирование
I
- Федеральный закон
РФ от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской
деятельности»;
- Федеральный закон
РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности» (в действующей
редакции);
- Федеральный закон
РФ от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых
организациях»;
- другие федеральные
законы;
- указы Президента
Устанавливают отношения
в аудиторской деятельности
II
Постановления Правительства РФ
Определяют общие
вопросы регулирования
III
Приказы Министерства финансов РФ
Устанавливают нормы
аудита, обязательные для всех субъектов
рынка
IV
Документы СОА
Устанавливают нормы
аудита в рамках СОА
V
Документы аудиторских организаций
Устанавливают нормы
аудита в рамках аудиторской организации
2.3.
Структура и функции
органов регулирования
Переход от государственного
регулирования аудиторской
Государственное регулирование
аудиторской деятельности осуществляет
уполномоченный федеральный орган
(УФО) в лице Министерства финансов
РФ. Его основными функциями
выработка государственной
политики в сфере аудиторской
деятельности;
нормативно-правовое
регулирование в сфере
ведение государственного
реестра СОА, а также контрольного
экземпляра реестра аудиторов и
аудиторских организаций;
анализ состояния
рынка аудиторских услуг в
Российской Федерации.
Для обеспечения
общественных интересов в ходе осуществления
аудиторской деятельности при Министерстве
финансов РФ работает Совет по аудиторской
деятельности, который осуществляет
следующие основные функции:
рассматривает вопросы
государственной политики в сфере
аудиторской деятельности;
рассматривает проекты
федеральных стандартов аудиторской
деятельности и иных нормативных
правовых актов, регулирующих аудиторскую
деятельность, и рекомендует их к
утверждению уполномоченным федеральным
органом;
одобряет порядок
разработки проектов федеральных стандартов
аудиторской деятельности, а также
кодекс профессиональной этики аудиторов;
оценивает деятельность
СОА по осуществлению внешнего контроля
качества работы аудиторских организаций,
аудиторов и при необходимости
дает рекомендации по совершенствованию
этой деятельности;
вносит на рассмотрение
уполномоченного федерального органа
предложения о порядке
рассматривает обращения
и ходатайства СОА в сфере
аудиторской деятельности и вносит
соответствующие предложения на
рассмотрение уполномоченного федерального
органа.
Для обеспечения
условий осуществления
Саморегулируемая организация
аудиторов осуществляет следующие основные
функции:
разрабатывает и
устанавливает условия членства аудиторов
и аудиторских организаций в СОА;
применяет меры дисциплинарного
воздействия, предусмотренные
образует третейские
суды для разрешения споров, возникающих
между членами СОА, а также
между ними и потребителями произведенных
членами СОА услуг, иными лицами,
в соответствии с законодательством
о третейских судах;
осуществляет анализ
деятельности своих членов на основании
информации, представляемой ими в
СОА в форме отчетов в порядке,
установленном уставом СОА или
иным документом, утвержденными решением
общего собрания членов СОА;
представляет интересы
членов СОА в их отношениях с органами
государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления;
организует профессиональное
обучение, аттестацию работников членов
СОА, прохождение аудиторами обучения
по программам повышения квалификации;
обеспечивает информационную
открытость деятельности своих членов,
опубликовывает информацию об этой деятельности
в порядке, установленном
участвует в разработке
проектов стандартов в области бухгалтерского
учета и бухгалтерской (финансовой)
отчетности;
разрабатывает проекты
федеральных стандартов аудиторской
деятельности;
разрабатывает и
утверждает стандарты СОА;
принимает кодекс профессиональной
этики аудиторов;
осуществляет контроль
за деятельностью своих членов в части
соблюдения ими требований стандартов
и правил СОА, условий членства в СОА;
рассматривает жалобы на действия членов СОА и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил СОА, условий членства в СОА.
Надоело писать лекции под диктовку? Получи диплом в МИЭМП дистанционно
2.4.
Совет по аудиторской
деятельности
Министерством финансов
РФ утверждаются Положение о совете
по аудиторской деятельности и Положение
о рабочем органе совета по аудиторской
деятельности.
Состав совета по
аудиторской деятельности утверждается
руководителем Министерства финансов
РФ.
В состав совета по аудиторской
деятельности входят:
1) десять представителей
пользователей бухгалтерской (
2) два представителя
Министерства финансов РФ;
3) по одному представителю
от федерального органа
4) два представителя
от СОА, кандидатуры которых
выдвигаются совместно всеми
СОА.
Представители пользователей
бухгалтерской (финансовой) отчетности
подлежат ротации один раз в три
года не менее чем на 25% их общего
числа.
Представители СОА
подлежат ротации один раз в год.
Председатель совета
по аудиторской деятельности избирается
на первом заседании совета из представителей
пользователей бухгалтерской (финансовой)
отчетности, входящих в состав совета.
Секретарем совета
по аудиторской деятельности является
представитель Министерства финансов
РФ из числа членов совета.
Заседания совета по
аудиторской деятельности созываются
председателем совета по мере необходимости,
но не реже одного раза в три месяца.
Оно считается правомочным, если
на нем присутствуют не менее двух
третей членов совета.
Решения совета по аудиторской
деятельности принимаются простым
большинством голосов членов совета,
участвующих в его заседании.
Совет по аудиторской
деятельности создает рабочий орган
для подготовки решений совета.
Состав рабочего
органа совета по аудиторской деятельности
и его численность утверждаются
Министерством финансов РФ.
В состав рабочего органа
совета по аудиторской деятельности
входят:
1) руководители постоянно
действующих коллегиальных
2) руководитель единой
аттестационной комиссии;
3) представители
Министерства финансов РФ;
4) представители
научной и педагогической
Число представителей
СОА в рабочем органе совета по
аудиторской деятельности должно составлять
не менее 70% общего числа членов рабочего
органа совета.
Состав рабочего
органа совета по аудиторской деятельности
подлежит ротации один раз в три
года. В количественном отношении
ротации подлежит не менее 30% из общего
числа членов рабочего органа совета.
Ротации не подлежат:
1) руководители постоянно
действующих коллегиальных
2) представители
Министерства финансов РФ;
3) руководитель единой
аттестационной комиссии.
Регламент совета по
аудиторской деятельности и регламент
рабочего органа совета по аудиторской
деятельности утверждаются советом
по аудиторской деятельности.
Сведения о деятельности
совета по аудиторской деятельности
и его рабочего органа должны быть
открытыми и общедоступными.
Совет по аудиторской деятельности должен поддерживать высокий профессиональный уровень аудиторской деятельности в общественных интересах.
2.5.
Саморегулируемая организация
аудиторов
Саморегулируемой организацией
аудиторов (СОА) признается некоммерческая
организация, созданная на условиях членства
в целях обеспечения условий осуществления
аудиторской деятельности.
Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в России