Производственный учет как составная часть управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:23, доклад

Описание

Управленческий учет состоит из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации.. Они существуют обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.

Работа состоит из  1 файл

шпоры б.у новые.doc

— 676.00 Кб (Скачать документ)

В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных  показателей функционирования объекта  основных средств в результате проведенной  реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных средств (НМА) начинается с первого числа  месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного  погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

 Начисление амортизационных  отчислений по объекту основных  средств, НМА прекращается с  первого числа месяца, следующего  за месяцем полного погашения  стоимости этого объекта либо  списания этого объекта с бухгалтерского учета.

В течение срока полезного  использования объекта основных средств начисление амортизационных  отчислений не приостанавливается, кроме  случаев перевода его по решению  руководителя организации на консервацию  на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Начисление амортизационных  отчислений по объектам основных средств, НМА производится независимо от результатов  деятельности организации в отчетном периоде и отражается в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому оно относится.

Суммы начисленной амортизации  по объектам основных средств отражаются в бухгалтерском учете путем  накопления соответствующих сумм на счете 02 «Аморт-я ОС».

Бух. записи по нач-ю ам-ции (в Д отр-ся источник покрытия р-дов или место экспл-ции ОС): Д08К02 – нач-е А ОС используемого в строит-ве. Д20К02 – в осн. пр-ве. Д23К02 – в вспомогат. пр-ве. Д25К02 – в пр-ве. Д26К02 – в управленч. целях. Д29К02 – в обслужив. пр-ве. Д44К02 – в торговле. Д91К02 – в непроизв. целях, по аренде. Д 97К02 – в производствах, носящих сезонный хар-р. Д02К01 – при выбытии ОС с баланса.

Восстановление  ОС

Восстановление объектов основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Начисление амортизации не производится во время реконструкции и технического перевооружения основных средств с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию. На время реконструкции и технического перевооружения срок службы основных средств продлевается.

Ремонт основных средств  необходим для поддержания их в рабочем состоянии.  З-ты на ремонт опр-ся пр-ем самост-но, исходя из величины первонач. ст-ти ОС, их технич. уровня и  физич. состояния.

Основным критерием ремонта явл-ся то, что он не увел-ет баланс. ст-ть ОС.

По объему и характеру  ремонтных работ различают два  вида ремонта: текущий и капитальный. Тек. ремонт направлен на поддержание ОС в рабочем состоянии, к кап. ремонту относ-ся работы по восстан-ю или замене отдел. частей здания (сооружений) и инженерно-технич. оборуд-я зданий в связи с из физич. износом.

Источники затрат для  них едины: или за счет издержек производства, когда сумма фактических затрат сразу включается в производственную себестоимость, или за счет специально создаваемого резерва на ремонт. Расходы по ремонту основных средств относят на затраты производства того периода, в котором они возникли.

 Ремонты м.б. плановыми  и внеплановыми. К плановым ремонтам  относ-ся работы по систематич. и своеврем. предохранению ОС от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии. Внеплановые ремонты связаны с непредвиденными обстоятельствами: аварией, внезапными остановками механизмов и т.п.

Перед ремонтом комиссия, назначенная рук-лем пр-я, сост-ет акт технич. осмотра объекта ОС, подлежащего ремонту, в котором перечисл-ся обнаруженные дефекты, перечень деталей, кот. необходимо заменить, сод-ся выводы о хар-ре и объеме работ. Сметно-технич. докум-ция сост-ся на основе акта технич. осмотра объекта, подлежащего ремонту, проекта модернизации при кап. ремонте и установл. объема работ.

Ремонт м. осущ-ся подрядным  или хоз. способами. На ремонт, осущ-мый  подрядным способом, пр-е заключает  договор подряда с подрядчиком. При подряд. способе вып-я работ по ремонту учет з-т ведет подрядчик и предъявляет орг-ии-заказчику акты выполненных работ.

Приемка объектов по окончании  капитального ремонта производится по акту о приеме - сдаче отремонтированных, реконструируемых и модернизированных  объектов (форма №ОС-3). Данный акт служит основанием для списания фактической с/с капитального ремонта.

При хоз. способе ремонт осущ-ся силами самого пр-я с исп-ем собств. рес-сов. В этом случае к акту по форме ОС-3 прилаг-ся справка о  сметной ст-ти ремонта и факт-ки произведенных расходах.

В целях орг-ии контроля за своеврем. получением объектов ОС из ремонта инвент. карточки по этим объектам в картотеке рекоменд-ся переставлять в группу «ОС в ремонте».

При выполнении капитального, среднего и текущего ремонта осуществляется замена отдельных блоков, узлов и деталей оборудования; замена оконных, дверных блоков, перемещения некапитальных ограждений, восстановление до 40% штукатурки, мелкие ремонтные работы, не влияющие на увеличение выпуска.

Следует учитывать, что затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т. п.) объекта основных средств. Затраты на модернизацию отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 08 Кредит 10, 70,69, 60 и  др. — отражены затраты на модернизацию основного средства;

Дебет 01 Кредит 08 - затраты  на модернизацию отражены в составе  первонач. ст-ти основных средств.

Включение в себестоимость  продукции (работ, услуг) затрат, имеющих долговременный (капитальный) характер связано с занижением налогооблагаемой базы, поэтому в составе издержек производства не могут быть отражены затраты по модернизации оборудования, реконструкции объектов основных средств и затраты на техническое перевооружение предприятий.

К реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса по комплексному проекту.

К техническому перевооружению  действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб. К расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии или прилегающей территории с целью создания дополнительных или новых производственных мощностей, (строительство филиалов, входящих в состав основного производства).

В случае наличия у  одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.

Для равномерного учета р-дов на проведение ремонта орг-ии м. создавать резерв предстоящих расходов на ремонт ОС (ремонтный фонд).

Создание резерва: Д23К96 – для ремонта без модернизации (равными долями в теч-е 12 месяцев), Д08К96 – с модернизацией.

Исп-е ремонтного фонда: Д96К76 – при подрядном способе, Д96К10,70,69,…- при хоз. способе.

Закр-ся счет 96 после окончания  всех ремонтных работ; если ремонт носит  долгоср. хар-р более 1 года, остаток  по сч.96 инвентар-ся и отр-ся в прочих активах или пассивах бух. баланса. Сумма резерва, создаваемого для капитального ремонта, ежемесячно включается в себестоимость в размере норматива, устанавливаемого предприятием самостоятельно. Норматив разрабатывается сроком на пять лет в твердой фиксированной сумме или в процентах от стоимости ОС.

Источником покрытия р-дов явл-ся счет 23, кот. затем спис-ся в Д20.

Можно выделить следующие способы отражения затрат на ремонт: 1)вариант предусматривает создание резерва; 2)вариант предусматривает отражение затрат на ремонт без создания резерва: 2.1. при осущ-ии ремонта хоз. способом: Д23К10,02,70,69; Д20К23. 2.2. при осущ-ии ремонта подрядным способом: Д23К76.

Первич. док-ты для учета  р-дов на ремонт: - дефектная ведомость  – указ-ет перечень необходимых  видов ремонта, зап.частей, а также степень влияния ремонтных работ на измен-е технич. хар-к объекта; - план ремонтных работ, в кот. указ-ся сроки провед-я ремонт. работ, вид ремонта и перечень подрядчиков, если это подрядный способ; - смета ремонтных работ, кот. опр-ет виды расходов и источник их покрытия; - акт выбытия ОС на ремонт.работы - указ-ся способ ремонта, виды расх, источники покрытия расх, сущ-ют ли элементы, связ. с модернизацией.

Выбытие ОС.

Ст-ть объекта  ОС, кот. выбывает или постоянно не исп-ся для произв-ва пр-ции, вып-я  работ и оказания услуг либо для управленч. нужд орг-ии, подлежит списанию с БУ.

Выбытие объекта  ОС признается в БУ орг-ии на дату единовременного  прекращения действия условий принятия их к БУ.

Выбытие из состава  ОС при передаче (продаже, мене и  т.д.) другой орг-ии оформл-ся актом приема-передачи ОС (ф. №ОС-1).

Перемещение объекта от одного подотчетного лица к другому оформляется также актом (накладной) приема-передачи ОС (форма № ОС-1) с выполнением бухгалтерской проводки внутри счета 01.

Принятое  комиссией решение о списании объекта оформл-ся актом на списание объекта ОС (ф.№ОС-4) с указанием данных, характ-щих ОС: дата принятия объекта к БУ, год изготовления или постройки, время ввода в экспл-цию, СПИ, первонач. ст-ть и сумма начисл. аморт-ции, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние осн. частей, деталей, узлов, конструктивных элементов. Акт на спис-е ОС утвержд-ся рук-лем орг-ии.

Бух-р делает в инвентарной карточке (ф. №ОС-6) отметку о выбытии объекта. Инвентарные  карточки по выбывшим объектам надо хранить отдельно в теч-е срока, опред. приказом рук-ля, но не менее 5 лет. При ликвидации автотранспортного ср-ва в бух-рии д.б. док-ты об утилизации лома или утиля (сдача в металлолом, вывоз на свалку).

Детали, узлы, запчасти выбывающего объекта ОС, пригодные к дальнейшему употреблению, сдаются на склад с оформлением приходного ордера по ф.№М-4. передача указанных запчастей со склада в произв-во (н-р, в ремонтный цех) оформл-ся требованием-накладной по ф.№М-11. Если запчасти продаются на сторону, то заведующий складом оформляет накладную на отпуск материалов на сторону по ф.М-15.

Для учета  выбытия объектов ОС к счету 01 «ОС» может открываться субсчет «Выбытие ОС». В дебет этого субсчета переносится  ст-ть выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной аморт-ции. По окончании процедуры выбытия остат. ст-ть объекта списыв-ся со счета 01 «ОС» на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Способы выбытия ОС:

1. Реализация объектов ОС. Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи, то выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре. Оценка - по продажн. ст-ти. Первич. док-ты: накладная на отпуск, сч-ф, договор К-П, акт выбытия ОС. Дебет 62 Кредит 91 – продажная ст-ть. Дебет 91 Кредит 68 – НДС с продаж. ст-ти. Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие ОС» - списание начисленной амортизации; Дебет 91  Кредит 01 «Выбытие ОС» - списана остаточная стоимость ОС.

2. Безвозмездная  передача - по рыноч. ст-ти, либо по остаточ. ст-ти. Первич. док-ты: акт выбытия ОС, договор дарения. Дебет 01 «Выбытие ОС» Кредит 01 - списание балансовой ст-ти безвозмездно передаваемых ОС; Дебет 02 Кредит 01 «Выбытие ОС» - списание начисл. аморт-ции по безвозмездно передаваемым ОС;Дебет 91 Кредит 01 «Выбытие ОС» - списана остаточная стоимость безвозмездно передаваемых ОС.

3. Передача в счет взносов в  уставные капиталы других предприятий.  Для отражения передачи основных средств в качестве вклада в уставный капитал другого предприятия используются следующие документы: учредительный договор; и акт приемки-передачи, подтверждающий передачу основных средств; документы, подтверждающие стоимость услуг сторонних организаций, связанных с передачей основных средств в качестве вклада в уставный капитал. Примен-ся счет 58, поскольку отвлечение активов связано с получением прибыли от участия. Дебет 58 Кредит 01 - отражена передача объекта основных средств в счет вклада в уставный капитал; Д02К01 – списание начисл. аморт-ции по передаваемому ОС.

4. Выбытие в качестве вклада в совместную деятельность (простое товарищество) отражается следующими проводками на балансе участника договора: Дебет 91 Кредит 01 - передача основных средств в счет вклада в общее имущество простого товарищества по остаточной стоимости (в сумме фактических затрат на приобретение); Дебет 58(76) Кредит 01 — передача основных средств в счет вклада в общее имущество простого товарищества в оценке согласно договору простого товарищества. Док-ты: акт выбытия ОС, договор простого товарищества.

Информация о работе Производственный учет как составная часть управленческого учета