Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:23, доклад
Управленческий учет состоит из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации.. Они существуют обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.
б) инвентарь и хозяйственные принадлежности (ИХП) — часть МПЗ организации, используемая в качестве средств труда в течение не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) готовая продукция - часть МПЗ организации, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством,
г) товары - часть МПЗ организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки.
В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. При этом определение фактической себестоимости зависит от порядка поступления МПЗ в организацию.
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость (НДС) и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (форма М-4); акта о приемке материалов (форма М-7); лимитно-заборной карты (форма М-8, М-8а, М-9, М-9а); требований-накладных (форма М-11); накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15); карточки складского учета материалов (форма М-17); ведомости учета остатков материалов на складе (форма М-20); сигнальной справки - об отклонениях фактического остатка материалов от установленных норм запаса (форма М-34), актов выбытия; актов списания.
ПБУ5 конкретизирует перечень расходов предприятия, которые должны быть учтены при формировании фактической себестоимости материалов.
Формирование фактической с/с материалов может осуществляться следующими способами: - фактическая с/с материалов формируется непосредственно на счете 10 «Материалы»; - фактическая себестоимость материалов формируется с использованием дополнительных счетов: 15 «Заготовление и приобретение материалов» и 16 «Отклонение в стоимости материалов».
Формирование фактической
При этом способе все данные о фактических расходах, понесенных при заготовлении материалов, собираются по дебету счета 10. При этом в учете делаются проводки: Дебет 10 Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов на основании накладной и счета-фактуры поставщика; Аналитический учет по счету 10 организуется по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения.
Формирование фактической
Предприятиям
предоставлено право
При поступлении материалов на склад они приходуются по учетной цене проводкой: Дебет 10 Кредит 15 - оприходованы материалы по учетным ценам.
Именно эта цена будет использоваться в дальнейшем для расчета с/с списания материала в производство по методу ФИФО или средней с/с.
Все данные о фактических расходах при заготовлении материалов собираются по дебету счета 15. При этом в учете делаются проводки: Дебет 15 Кредит 60 - отражена покупная стоимость материалов на основании счета-фактуры поставщика; Дебет 15 Кредит 76 - отражены транспортные расходы по приобретению материалов (на основании счета-фактуры транспортной организации); 15/16 - списана р-ца м/у факт. р-дами на приобретение мат-ов и учет. ценой плюсом или минусом на сумму сформиров. сальдо по сч. 15.
20/16=Сн16+Об16/Сн10+Об10 - списано откл. на конец мес.
Учет выбытия МПЗ.
При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится организацией (кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов; товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) одним из следующих методов: - по с/с каждой единицы; - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени приобретений материально-производственных запасов (метод ФИФО);
Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.
МПЗ могут оцениваться организацией по средней себестоимости, которая определяется по каждому виду (группе) запасов как частное отделения общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце.
Отпуск материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям оформляется накладной на отпуск материалов на сторону типовой межотраслевой формы № М-15. Одна накладная может быть оформлена сразу на несколько наименований матер. ценностей, для чего на оборотной стороне формы № М-15 предусмотрено продолжение основной таблицы.
Выбранный метод оценки
материалов применяется в течение отчетног
Продажа материальных ценностей, приобретенных специально для перепродажи: 90/41,43 - списывается с/с. Дебет 90 «Продажи» Кредит 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу» - списывается себестоимость проданной продукции или издержки обращения на проданные товары; Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит 90 «Продажи» - предъявлены счета к оплате; Дебет 90 «Продажи» (99) Кредит 99 «Прибыли и убытки» (90) - отражается финансовый результат от продажи.
Продажа излишних запасов: Дт91 Кт10 - списывается стоимость отгруженных покупателю излишних материальных ценностей и т.п.; Дт «Прочие доходы и расходы» Кредит 20,44 - списываются затраты по продаже запасов; Дт 76 Кт 91 «Прочие доходы и расходы» - предъявлены счета к оплате; Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» (99) Кредит 99 «Прибыли и убытки» (91) - отражается финансовый результат от продажи.
Недостача: Дебет 94 Кредит 10 - списывается стоимость недостающих и испорченных материальных ценностей; Дт счета 91 (99) Кредит 10 - списывается стоимость потерь материальных ценностей в результате стихийных бедствий; Дебет 91/2 Кредит 10 - безвозмездная передача МПЗ другим организациям; Дт 79 «Внутрихозяйственные расчеты» Кредит 10 - передача МПЗ в доверительное управление; Д58К10 - вклад в УК по согласов. оценке. Дебет 10/7 «Материалы переданные в переработку на сторону» Кредит 10 - передача материалов в переработку; Дебет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные» - передача МПЗ в залог.
Резерв под снижение ст-ти МЦ.
В соотв-ии с ПБУ5 МПЗ, кот-е морально устарели, полностью или частично потеряли свои первонач. качества, либо текущ. рын. ст-ть которых снизилась отраж-ся в балансе за вычетом резерва под снижение ст-ти мат. ценностей. Текущ. рын. ст-ть опр-ся либо оценочной орг-ей либо экспертом оценщиком. Резерв созд-ся по отдельным номенклатурным номерам МЦ либо по группам МПЗ: 91/14 – создание.
Транспортно-заготовительные р-ды. могут приним-ся к учету путем: 1. отнесения ТЗР на отдел. счет 15 «Заготовление и приобретение мат-лов» согласно расчетным док-там пост-ка (примен-ся когда мат-лы приход-ся по учетным ценам); 2. отнесения ТЗР на отдел. субсчет к счету 10; 3. непосредственного (прямого) включения ТЗР в факт. с/с материала (целесообразно в орг-ях с небольшой номенклатурой мат-лов).
При учете ТЗР по второму способу необходимо сначала опр-ть процент ТЗР, подлежащих списанию, а затем сумму ТЗР, кот. д.б. списана. Процент ТЗР = (остаток ТЗР на нач. + ТЗР за мес.) / (ст-ть мат-лов на нач. + ст-ть мат-лов поступивших за мес.). Сумма ТЗР, подлежащая спис-ю = ст-ть мат-лов отпущенных в пр-во * процент ТЗР.
10.Основное содержание и порядок ведения учета издержек хозяйственной деятельности.
Четкая постановка учета затрат на производство отдельных видов продукции (работ, услуг) во многом определяется действующей их классификацией. В основу общепринятой классификации положены следующие признаки: центры ответственности; центры затрат; зависимость отдельных издержек от объема производства; отношение к технологическому процессу;виды издержек; периодичность расходов; место в процессе производства; отношение к налогообложению; полезность. Центры ответственности предусматривают формирование текущих издержек в разрезе структурных подразделений и предприятия в целом. Цель классификации затрат по данному признаку - создать персональную ответственность руководителей разного ранга по исполнению сметы затрат на производство возглавляемыми ими организационными структурами управления. Центры затрат - это отдельные виды выпускаемой продукции, выполненных работ или оказанных услуг. Они представляют собой экономически однородные объекты учета, на которые относятся соответствующие виды затрат. Зависимость отдельных издержек от объема производства определяется в первую очередь их сущностью и степенью влияния относительно величины конкретных объемов производства. Как правило, стоимость основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих и некоторые другие расходы включаются на основании первичных документов в издержки по определенным видам продукции, работ, услуг прямым путем, затраты же по обслуживанию и управлению производством - косвенным путем. К ним относятся затраты, связанные с содержанием средств труда (машин, оборудования), принимающих участие в процессе производства продукции (работ), износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов общего назначения и др. Такого рода расходы носят комплексный характер. В составе их отражаются, по сути, все экономические элементы затрат. Отношение к технологическому процессу представляет собой целевой характер использования отдельных видов ресурсов. Одни из них являются непосредственным компонентом всякого технологического процесса. Поэтому такие расходы рассматриваются как основные, без которых сам процесс производства становится невозможным. Состав подобных расходов представляет собой вещественную основу изготовляемого продукта, а также стоимость его обработки. Расходы по обслуживанию и управлению производством рассматриваются как накладные расходы. Виды издержек - это элементы и статьи затрат. Элементы затрат формируют макроэкономический уровень. На этом уровне и с помощью соответствующей единой для всех группировки по экономическим элементам финансовая бухгалтерия предприятия может исчислить валовой внутренний продукт. Постатейная группировка затрат для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) строится по отраслевому признаку. Поэтому она не может быть единой для всех отраслей народного хозяйства. Периодичность расходов проявляется в отношении отдельных затрат к отчетному периоду. Те из них, которые постоянно оказывают влияние на формирование себестоимости продукции в достаточно широком диапазоне по времени их осуществления, не выходя за рамки отчетного периода (одного месяца), рассматриваются как ежедневные, текущие расходы. Все другие расходы за пределами указанного срока считаются единовременными, периодическими. В учете западноевропейских стран их принято называть отложенными затратами. К ним относятся расходы по подготовке и освоению производства, горно-подготовительные работы и т.д. Место в процессе производства дает основание рассматривать текущие затраты как производственные, т.е. непосредственно обусловленные процессом производства и его обслуживанием, и затраты в сфере обращения, которые несут предприятия на пути продвижения своей продукции к потребителю (расходы по сертификации продукции, транспортировке, на рекламу и пр.), это внепроизводственные или коммерческие расходы. Отношение к налогообложению. Отдельные текущие расходы (представительские, на содержание служебного транспорта, служебные командировки и др.) в целях налогообложения корректируются в пределах, установленных действующим законодательством. Полезность затрат обусловлена их необходимостью процессе производства. Если такая полезность отсутствует, то затраты следует рассматривать как непроизводительные. Себестоимость продукции (работ, услуг) - стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат. В себестоимость включаются: затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции; затраты на обеспечение предприятия рабочей силой (персоналом);отчисления в различные фонды и бюджеты; затраты на содержание, обслуживание и управление предприятием; платежи сторонним организациям за оказание услуг по производству продукции; затраты на подготовку и освоение новой продукции;прочие затраты.
Рассмотрим классификацию затрат на производство. Основные - затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции, работ, услуг (материалы, заработная плата и начисления на заработную плату рабочих, износ инструментов и т. д.). Основные расходы учитываются на счетах учета производственных затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства».
Накладные - затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Накладные расходы учитываются на счетах 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».
Прямые - затраты, которые можно прямо отнести на определенные виды продукции, работ, услуг (сырье, материалы, полуфабрикаты, з/пл рабочих, начисления на зарплату и т.п.). Прямые затраты учитываются на счетах 20 «ОП», 23 «Вспомогательные производства».
Косвенные - затраты, которые одновременно относятся ко всем видам продукции (затраты на освещение, отопление, общепроизводственные и общехозяйственные расходы). зарплата производственных рабочих; материальные затраты; прямые затраты; выручка от реализации.
Переменные - затраты, которые осуществляются пропорционально объему выпущенной продукции (сырье, материалы, зарплата основных рабочих с начислениями, полуфабрикаты, общепроизводственные расходы). Переменные затраты учитываются на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 « Общепроизводственные расходы».
Постоянные - затраты, кот. не зависят от объема выпускаемой продукции (освещение, отопление, зарплата управленческого персонала и т.п. общехоз. расходы). Эти расходы могут осуществляться и при полной остановке производства. Пост. затраты учитыв. На 26 «Общехоз. расх.».
Калькулирование - это совокупность приемов учета затрат на производство и исчисления с/с ГП. Процесс калькулиров. состоит из 3 этапов: 1. Исчисление с/с всего объема выпущенной продукции, 2. Исчисление с/с каждого вида продукции, 3. Исчисление с/с единицы продукции.
В настоящее время в России используется след. основные методы учета затрат: 1. Попередельный. Используется:В массовых производствах с последовательной переработкой сырья и материалов (нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.), которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов). Передел - совокупность технологических операций, в результате которых сырье и материалы превращаются в полуфабрикаты или готовую продукцию. Полуфабрикат - промежуточное звено в цепочке от материалов, до ГП. Прямые издержки производства формируются (отражаются в учете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляется с/с продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске нескольких видов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорционально установленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностями технологического процесса. Продукция, полученная в каждом переделе (кроме последнего) является полуфабрикатом собственного производства. Поэтому различают полуфабрикатный и бесполуфабрикатный варианты исчисления себестоимости. Полуфабрикатный метод калькуляции позволяет учитывать затраты по каждому переделу и движение полуфабрикатов из цеха в цех. П/фабрикаты входят в с/с продукции отдельной статьей, т.е. себестоимость продукции каждого передела состоит из затрат передела и себестоимости полученных полуфабрикатов. Бесполуфабрикатный метод учитывает исключительно затраты по каждому переделу. Остатки незавершенного производства на конец периода определяются путем инвентаризации передела. С/с единицы каждого вида продукции калькулируется комбинированным или одним из пропорциональных способов 2. Позаказный. Используется: Индивидуальное и мелкосерийное производство сложных изделий (судостроение, машиностроение). Заказ - документально оформленное (бланк заказа) распоряжение на выполнение производственного заказа. На предприятии путем заполнения специальных бланков открываются заказы. Принятые к исполнению заказы регистрируются и им присваивается номер. После открытия заказа вся документация по нему составляется с указанием кода заказа. Копия извещения об открытии заказа передается в бухгалтерию, где составляется карта ан. учета издержек производства по заказу. Прямые основные издержки производства учитыв. в разрезе калькуляционных статей по производственным заказам. Остальные издержки учитываются по местам возникновения и в дальнейшем включаются в с/с заказов путем распределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые к нему относятся, считаются незавершенным производством. По окончании работ заказ закрывается. Определяется, индивидуальна с/с единицы продукции (заказа). 3. Попроцессный (простой). Используется: В отраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где НЗП отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, на электростанциях и т.п.). Прямые и косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяется делением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной в периоде готовой продукции. Издержки вспомогательных производств и управленческие расходы формируются по комплексным калькуляционным статьям затрат. Если незавершенное производство на конец периода отсутствует, то общая величина производственных издержек является себестоимостью, иначе производится распределение издержек на готовую продукцию и незавершенное производство. 4. Нормативный. Используется: В отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное, мебельное производство и другие). Норма - это минимальные затраты, необходимые для производства продукции заданного качества. Норма - это научно-обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия. Норматив - норма, характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме; выраженная в абсолютных или относительных показателях. Норматив товарных запасов - оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Нормативная калькуляция - величина затрат, которую предприятие израсходует на единицу выпускаемой продукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе. Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации.
Информация о работе Производственный учет как составная часть управленческого учета