Расчеты с покупателями и заказчиками в Старожиловском МУП ЖКХ Рязанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 12:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является уяснение значения, задач и методики бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками в Старожиловском МУП ЖКХ Рязанской области, раскрытие состава дебиторской задолженности и действующих правил ее учета, рассмотрение порядка списания просроченной дебиторской задолженности в соответствии с действующими нормативными актами.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по бух. учету.doc

— 354.00 Кб (Скачать документ)

  По мнению Гетьмана В.Г., при обработке расчетных документов, предъявляемых покупателем за проданную продукцию, и документов об оплате составляется ведомость по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», представляющую регистр бухгалтерского учета, совмещающий синтетический и аналитический учет. Полученные выходные данные по этому счету используется для контроля за состоянием дебиторской задолженности и составления сводной ведомости об остатках по счетам синтетического учета, необходимой для заполнения баланса и других форм бухгалтерской отчетности.     

 

      Синтетический учет на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, совмещается с аналитическим учетом, особенно в условиях автоматизированной обработки учетной информации. Тем не менее, независимо от способа обработки первичных документов в регистрах бухгалтерского учета должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях в хронологической последовательности и в разрезе корреспондирующих счетов. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются  при составлении сводной ведомости по счетам синтетического учета, необходимой для составления баланса организации и других форм отчетности.

      Формы расчетов определяются  участниками сделки и регламентируются  договором, соответственно этому  формируется информация о состоянии  расчетов с покупателями и  заказчиками. [13] 
 

Расчеты авансами 

   По мнению Глушкова Е.И., условиями договора при оплате партнеры могут предусмотреть аванс в определенном размере. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации учет поступивших авансов ведут на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При этом организация должна обеспечить обособленный учет поступивших авансов. Для обеспечения этого условия открывается отдельный субсчет – «авансы полученные».

      Авансовые платежи, полученные  организацией-поставщиком от покупателей ,отражаются по кредиту счета 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным».  Перечисление покупателем по платежному поручению суммы авансовых платежей оформляется бухгалтерской записью:

Д-т  сч. 51 «Расчетные счета»

К-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным».[14]

   По мнению Деминой Л.А., кредиторская задолженность, отражаемая по счету 62«Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Расчеты по авансам полученным», является объектом налогообложения при исчислении НДС согласно норм действующего законодательства. В бухгалтерском учете полученные авансы рассматриваются только как источник имущества организации, появление которого связано с последующим исполнением сделки, предусмотренной договором. Налоговый аспект данной хозяйственной операции заключается в признании факта  вовлечения денежных средств в оборот организации в качестве составной части сделки по договору, стоимость которой принимается  в сумме облагаемого оборота по НДС. В учете независимо от различных аспектов толкования сущности произведенных хозяйственных операций должна быть сформирована информация о возникновении кредиторской задолженности и сумма налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет в связи с получением авансовых платежей.

   Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, отражается бухгалтерской записью:

Д-т  сч. 62 , субсчет «Расчеты по авансам полученным»

К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

   Авансовые платежи, полученные  от покупателей и заказчиков, учитываются на счете 62, субсчет  «Расчеты по авансам полученным»  до момента отгрузки продукции  либо выполнения работ и услуг  в соответствии с договором  и предъявления расчетных документов на оплату отгруженной продукции, а также других документов (транспортных накладных), подтверждающих факт свершения сделки.

     При отгрузке продукции, на сумму причитающейся от покупателей и заказчиков выручки делается запись:

 Д-т сч. 62 , субсчет «Расчеты по авансам полученным»

 К-т  сч. 90.1 «Продажи»

        Сумма НДС от проданной продукции  подлежащая уплате в бюджет  отражается записью:

Д-т  сч. 90.3 «НДС»

К-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

        Одновременно с зачетом авансов  полученных осуществляется восстановительная запись по счетам на сумму НДС, начисленную ранее от авансовых платежей, перечисленных покупателями и заказчиками:

Д-т  сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

К-т  сч. 62 , субсчет «Расчеты по авансам полученным».

    Аналитический учет авансов полученных ведется по каждому кредитору с указанием суммы, сроков возникновения и погашения кредиторской задолженности. [16, 8] 

Расчеты товарными векселями 

По мнению Кондракова Н.П., в хозяйственной деятельности организаций широкое распространение получают векселя для оформления расчетов с другими организациями. Согласно ст. 815 Гражданского Кодекса РФ вексель определяется как ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в нем плательщика (переводной вексель) выплатить при наступлении указанного срока полученную взаймы денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю).

      Порядок ведения бухгалтерского учета операций с векселями, применяемых при расчетах между организациями за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. Определен письмом Минфина РФ от 31.10.94 г. № 142 с учетом изменений и дополнений, внесенных письмом Минфина РФ о 16.07.96 г. № 62.

     Товарный вексель подтверждает  обязательства покупателя оплатить задолженность по наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю.

       Выдача векселя в основном  производится в тех случаях,  когда своевременно погасить  задолженность перед поставщиками и подрядчиками деньгами не представляется возможным. Так, при получении векселя, сумма, указанная в векселе, должна отражаться бухгалтерской записью:

Д-т  сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Векселя полученные»

К-т сч. 90 «Продажи».

     Разность между суммой, указанной  в векселе, и суммой задолженности  за поставленный товар (выполненные  работы и оказанные услуги), в  счет оплаты которых получен  вексель, должна быть отражена  по кредиту счета 91, субсчет  1 «Прочие доходы».

     Расчеты по векселю возникают  с момента, когда покупатель (векселедатель)  выписывает на имя поставщика (векселедержателя) простой вексель  в обеспечение задолженности  за поставленные товары или  выполненные работы, то есть поставщик  предоставляет покупателю отсрочку платежа, коммерческий кредит. Сумма, указанная в векселе, отражается в учете согласно ПБУ 15\01 «Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию» как кредиторская задолженность на конец отчетного периода с учетом причитающихся к оплате процентов.

       В соответствии с Законом РФ  «О налоге на добавленную стоимость»  от 16.12.91 г. № 1992-1 с учетом изменений,  внесенных Федеральным законом  от 02.01.2000 г. № 36-ФЗ, при использовании  в расчетах за поставленные  товары, оказанные услуги векселей суммы НДС подлежат возмещению только после оплаты выданных векселей денежными средствами.

      Если вексель выдан с оплатой  по предъявлении или через  определенное время по предъявлении, то проставляется процентная  ставка на вексельную сумму  и указывается дата, с которой начисляются проценты. Если дата отсчета не указана, то проценты начисляются со дня составления. По таким векселям векселедержатель получает процентный доход. Это отражается записью:

Д-т  сч. 62 , субсчет «Векселя полученные»

К-т  сч. 91.1 «Прочие доходы».

  Если по соглашению сторон  вексель оплачивается до наступления срока платежа, у векселедержателя производится бухгалтерская запись:

Д-т  сч. 51 «Расчетные счета»

К-т  сч. 62, субсчет «Векселя полученные» - в сумме фактически поступивших денежных средств в счет досрочного погашения векселя;

  Сумма  недополученных средств по векселю  – 

Д-т  сч. 91.2 «Прочие расходы»

К-т  сч. 62, субсчет «Векселя полученные».

    В случае досрочного погашения  векселя, в котором в качестве  платы за кредит предусматривается процентная ставка, после погашения векселя согласно соглашению сторон проценты векселем не начисляются и никаких дополнительных записей в учете не ведется.

       Если имеет место неоплата  векселедателем векселя в установленный  срок, то задолженность, числящаяся у векселедержателя на счете 62, субсчет «Векселя полученные», списывается в дебет счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям». В этом случае только при условии фактического предъявления претензии делается бухгалтерская запись:

Д-т  сч. 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

К-т  сч. 62, субсчет «Векселя полученные». [21]

        По мнению Бахтина В.,систематизация и группировка основной информации о векселях производится на основании карточек аналитического учета векселей, основное назначение которых заключается в отражении сведений по каждому векселю, принятому к учету.  Функции регистра аналитического учета может выполнять и журнал учета векселей. Записи в это журнал или открытие  карточек учета векселей производятся на основании актов приема-передачи векселей, договоров, квитанций и других первичных документов, имеющих непосредственное отношение к вексельному обращению. В аналитическом учете находят отражение все реквизиты, указанные в векселе, а также сведения о сроках погашения задолженности. Построение аналитического учета должно обеспечить получение информации о суммах полученных и выданных векселей и отдельно процентов по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;  полученным векселям, срок оплаты которых не наступил;  выданным векселям с просроченным сроком оплаты.

    Данные  книги учета векселей  являются основанием для составления  ведомости учета движения векселей, которая в свою очередь используется  для составления финансовой отчетности  организации.  [10] 

Учет  расчетных операций, основанных на уступке прав требования.

      Операции, связанные с переходом прав кредитора к другому лицу, оформляются договором уступки права требования – цессии. Гражданский кодекс РФ устанавливает общие требования  к составлению договоров цессии. Переход права кредитора к другому лицу означает такой вид правоотношений, при котором право требования дебиторской задолженности утрачивается одной организацией и приобретается другой.

    Гражданским кодексом РФ установлено,  что право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. Уступка требования оформляется также в виде договора; если основной договор был совершен в нотариальной форме или подлежал государственной регистрации, соглашение об уступке права требования по нему также оформляется в нотариальной форме (регистрируется в установленном порядке). [3]

    По мнению Бородиной В.В., исходя из конкретных оснований, сделки по уступке права требования могут быть оформлены следующим образом. Первоначальный и новый кредиторы составляют письменное соглашение об уступке требования, в котором содержатся:

  • наименование и реквизиты первоначального кредитора;
  • наименование и реквизиты нового кредитора;
  • обоснование возникновения у должника обязательства перед первоначальным кредитором его суммы;
  • ссылка на документы, подтверждающие возникновение обязательства (договоры, накладные, акты приема-сдачи работ, расчетные документы, кассовые документы, акты выверки расчетов);
  • сумма уступаемого требования;
  • основание уступки.

          При учете операций, связанных с уступкой требования, дебиторская задолженность рассматривается в качестве имущества организации, а уступка требования является операцией, в результате которой имеет место получение прочих доходов. Операции по уступке требования в этом случае отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Использование данного счета позволяет исчислить финансовый результат по операции по уступке требования дебиторской задолженности.

Информация о работе Расчеты с покупателями и заказчиками в Старожиловском МУП ЖКХ Рязанской области