Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:09, курсовая работа
Целью работы является изучение аудита расчетов с поставщиками, а также сохранности и использования производственных запасов организации.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание расчетов с поставщиками;
- рассмотреть экономическое содержание производственных запасов;
- рассмотреть этапы аудита расчетов с поставщиками
- рассмотреть этапы аудита ТМЦ.
Введение 3
1. Нормативные документы и источники информации используемые при проверки расчетов с поставщиками. 5
2. План и программа проверки 9
3. Разработка тестов для оценки системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета аудита расчетов с поставщиками. 11
4. Оформление рабочих документов аудитора 13
5. Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками. 20
6. Типичные ошибки 30
7. Практическая часть 33
Задача 1 33
Задача 2 41
Задача 3 50
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение №1 56
Приложение №2 60
Аудит расчетов с поставщиками (счета 60, 62)—проверка и подтверждение полноты и правильности проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете, правильности оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности, своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности, своевременности погашения, правильности и эффективности ведения аналитического учета кредиторов; проверка и подтверждение правильности списания задолженности с истекшим сроком исковой давности, правильности отражения операций при оплате векселями (простыми, переводными), правильности ведения аналитического и синтетического учета и составления бухгалтерских проводок по соответствующим счетам.
Аудиторские процедуры по проверке расчетов с поставщиками:
-
ознакомление с опросным
-
изучение структуры счета
-
проведение анализа
-
проверка правильности
- проверка правильности оформления и своевременности отражения на счетах бухгалтерского учета операций с прочими кредиторами;
- проверка правильности формирования резервов (соответствие операций законодательству, учетной политике);
- проверка операций зачета взаимных требований;
- арифметическая проверка точности бухгалтерских записей и соответствия данных аналитического, синтетического учета данным Главной книги и бухгалтерского баланса;
- формирование выводов по результатам проверки.
Рабочие документы аудитора:
- опросный лист по планированию проверки обязательств организации;
- рабочие документы аудитора по разделу, области аудита;
-
анкета (контрольный лист) по проверке
обязательств организации.
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).
В
табл. 3 приведен примерный перечень
процедур контроля и возможных методов
организации внутреннего
Заполнив две последние графы настоящей таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Причем положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Однако следует заметить, что положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.
После
проведения анализа системы внутреннего
контроля, аудитору следует определить,
каким образом на предприятии
организован обмен информацией
между службой внутреннего
См.
Приложение №2
При проверке учета расчетов с поставщиками аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы данного раздела поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственный и контрольный риски при проведении аудита данного раздела. Причин тому несколько:
• отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки (как это происходит с документацией, создаваемой на предприятии);
• сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
• большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов;
• значительная часть первичных документов, подтверждающих совершение этих операций (особенно операций, связанных с договорами на оказание услуг) не унифицирована. Отсюда риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов и их комплектности.
В таких условиях анализ организации первичного учета позволит аудитору более квалифицированно провести основные аудиторские процедуры по данному разделу и более обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов проверяемой совокупности. Кроме того, результаты организации первичного учета позволят ответить на вопрос о качестве первичной учетной документации, которая будет использоваться аудитором в качестве аудиторских доказательств.
Аудит организации первичного учета строится по следующей схеме:
1. Определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних и внешних факторов (среди внешних — требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры предприятия, местоположение, используемые ресурсы; внутренние факторы — организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность).
2. Оцениваются величины внутрихозяйственного риска системы первичного учета на данном участке по результатам проведения аналитических процедур.
3. Определяются примерные объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета.
Вариант опросника работников бухгалтерии, ведущих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, приведен в табл.
При проведении аудита организации первичного учета по разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками применяются следующие методы сбора аудиторских доказательств.
Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг (далее ТМ Ц). Основная цель — достижение уверенности в том, что на предприятии присутствует вся первичная документация по всем поступившим ценностям и всем оказанным услугам за отчетный период. Выборку на данном участке целесообразно осуществлять следующим образом: операции по поступлению ТМЦ — выборка репрезентативная (осуществлять с помощью случайного или систематического отбора); операции по приобретению работ, услуг — выборка непредставительная, в зависимости от предмета договоров, их стоимости и прочих факторов. При этом, проверяя полноту отражения приобретенных работ, услуг, аудитор может использовать информацию о типичном «наборе» услуг, предоставляемых проверяемой организации за определенный период, которую возможно получить в результате устного опроса или используя учетные регистры за предыдущие периоды. Проводя эту процедуру, аудитору надлежит сверить данные первичных приходных документов с договорами на поставку с тем или иным поставщиком. Затем необходимо проверить наличие счетов- фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке (целесообразно использовать журнал регистрации счетов-фактур). После чего сверить данные вышеуказанных документов с данными складского учета или с информацией от бухгалтерии о принятых к учету работах, услугах.
Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья и материалов, оказания услуг. Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, имеют такие факты разовый или систематический характер. С помощью опроса главного бухгалтера (его заместителя или работника отдела по учету расчетов с поставщиками) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация. Осуществляются ли работы по истребованию документов в случае их отсутствия, некомплектности или некачественности, и как в таких ситуациях происходит принятие к учету ТМЦ, работ, услуг. Также, для целей настоящей процедуры, аудитору будет полезно ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, и документам последних уделить особое внимание.
Проверка законности первичной учетной документации (ПУД) по операциям расчетов с поставщиками. Проведение этой процедуры обязательно. Ее цель — получение достаточного количества доказательств того, что весь массив ПУД имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью.
По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета.
Проверка соблюдения графика документооборота. Проверка проводится с целью установить наличие или отсутствие графика документооборота по операциям с поставщиками и подрядчиками, и на все ли первичные документы он составлен. В ходе данной процедуры целесообразно заполнить таблицу, чтобы проследить основные этапы документооборота всех первичных документов, участвующих в оформлении операций по расчетам с поставщиками.
При необходимости аудитор может также лично проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. По операциям, оформляемым документами, графики оборота которых не прописаны или прописаны только формально, есть риск того, что:
• некоторые первичные документы могут отсутствовать;
• некоторые первичные документы могут быть утеряны;
• некоторые первичные документы будут приняты к учету (т.е. проверены и обработаны) несвоевременно (например, в следующем отчетном периоде);
• в некоторых документах будут содержаться приписки и прочие злоупотребления (так как отсутствие контроля способствует подобным ситуациям).
№
п / п |
Раздел первичного учета | Типовые хозяйственные операции | Документы, которые вы | Количество документов в день, месяц, квартал (нужное подчеркнуть) | Уровень автоматизации: АП —полная; А Ч —частичная; Р— ручное создание (обработка) | № и наименование учетного регистра, в котором вы отражаете данную операцию | Бухгалтерские проводки, которые вы выполняете по данной операции | |||
создаете | обрабатываете | создаваемых вами | обрабатываемых вами | при создании документа | при обработке документа | |||||
1 | Расчеты с поставщиками | Поступление ТМЦ | ||||||||
2 | Принятие услуг
производственного и |
|||||||||
3 | Претензии поставщикам | |||||||||
4 | Учет векселей выданных | |||||||||
5 | Учет курсовых и суммовых разниц по операциям в иностранной валюте | |||||||||
Итого по разделу |