Ревизия и аудит операций с основными средствами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 04:41, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение процесса проведения ревизии и аудита операций с основными средствами, а также практическое применение полученных знаний на основании материалов предприятия ОАО «Продсервис» с целью приобретения навыков осуществления финансово-хозяйственного контроля.
Для достижений данной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность основных средств и их роль в функционировании организации;
- изучить нормативно-правовые источники, регулирующие процесс проведения ревизии и аудита операций с основными средствами;
- охарактеризовать общую систему внутреннего контроля предприятия ОАО «Продсервис»;
- изучить порядок организации и методику проведения ревизии операций по поступлению, движению и выбытию основных средств;
- оценить состояние сохранности основных средств и правильности проводимых с ними операций в ОАО «Продсервис»;
- документально оформить результат ревизии операций с основными средствами;
- изучить особенности планирования, проведения и документальное оформление материалов аудита операций с основными средствами в ОАО «Продсервис».

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Основные средства как объект финансово-хозяйственного контроля….6
1.1. Основные средства и их роль в функционировании организации…6
1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки операций с основными средствами….11
1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля организации………………………………………………………...16
2. Организация и методика проведения ревизии операций по поступлению, движению и выбытию основных средств……………....23
2.1. Планирование и организация проведения ревизии операций по поступлению, движению и выбытию основных средств…..…23
2.2. Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности основных средств………………………….25
2.3. Проверка правильности документального оформления операций по поступлению, движению и выбытию основных средств……………………………………………………………..29
2.4. Проверка полноты, правильности и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета основных средств…………………………………………………………...…34
2.5. Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской отчетности по основным средствам……………..38
3. Методика оформления результатов проверки операций с основными средствами…………………………...……………………………………41
3.1. Оценка состояния внутреннего контроля операций с основными средствами……………………………………………41
3.2. Документальное оформление материалов ревизии операций с основными средствами…………………………...………………….42
3.3. Особенности планирования, проведения и документального оформления материалов аудита операций с основными средствами……………………………………………….……………45
Заключение. ……………………………….…………………………………48
Список использованных источников…………………………………….….51
Приложения………………………………………………………………...…55

Работа состоит из  1 файл

5911 - РЕВИЗИЯ И АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ - БГЭУ.doc

— 359.50 Кб (Скачать документ)

Таблица 1.1. Основные показатели хозяйственной деятельности ОАО «Продсервис» г. Гродно за 2005-2007 гг.

Показатель

Ед. изм.

Год

Базисный темп роста, %

Цепной темп роста, %

2005

2006

2007

2006

2007

2006

2007

2005

2005

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Розничный товарооборот:

млн. руб.

             

  в действующих  ценах

40638

46297

54763

113,9

134,8

113,9

118,3

  в сопоставимых  ценах

40638

43855

48639

107,9

119,7

107,9

110,9

Валовой доход

млн. руб.

6921

8261

9792

119,4

141,5

119,4

118,5

Уровень валового дохода (в % к товарообороту)

%

17,03

17,84

17,88

 

104,8

 

105,0

 

104,8

 

100,2

Издержки обращения

млн. руб.

6611

7599

8590

114,9

129,9

114,9

113,0

Уровень издержек обращения (в % к обороту)

%

16,27

16,41

15,69

 

100,9

 

96,4

 

100,9

 

95,6

Прибыль от реализации 

млн. руб.

310

662

1202

213,5

387,7

213,5

181,6

  в % к товарообороту

%

0,76

1,43

2,19

187,4

287,7

187,4

153,5

Чистая прибыль

млн. руб.

84

362

595

431,0

708,3

431,0

164,4

Среднесписочная численность  работников

чел.

 

656

636

617

 

97,0

 

94,1

 

97,0

 

97,0

  в т.ч. по рознице

 

497

482

462

97,0

93,0

97,0

95,9

Производительность труда  на 1-го работника:

млн. руб.

             

  в действующих  ценах

 

81,77

96,05

118,54

117,5

145,0

117,5

123,4

  в сопоставимых  ценах

 

81,77

90,98

105,28

111,3

128,8

111,3

115,7

Торговая площадь

 

3450

3450

3450

100,0

100,0

100,0

100,0

Товарооборот на 1 кв.м. торговой площади:

млн. руб.

             

  в действующих  ценах

 

11,8

13,4

15,9

113,9

134,8

113,9

118,3

  в сопоставимых  ценах

 

11,8

12,7

14,1

107,9

119,7

107,9

110,9

Фонд оплаты труда

млн. руб.

2991,2

3739,9

4508,9

125,0

150,7

125,0

120,6

Среднемесячная заработная плата

руб.

374733

483740

601040

 

129,1

 

160,4

 

129,1

 

124,2


Примечание. Источник: собственная  разработка.

По данным таблицы 1.1 в 2007 году розничный товарооборот составил 54763 млн. руб. и возрос в сопоставимых ценах к 2006 году на 10,9%, а по сравнению с 2005 – на 19,7%. Валовой доход в 2007 году получен в сумме 9792 млн. руб., по отношению к 2006 году он возрос на 18,5%, а к 2005 – на 41,5%. В этом же году и самый высокий уровень валового дохода – 17,88%. По результатам работы за последние три года прибыль от реализации в 2005 году получена в размере 310 млн. руб., в  2006 году сумма прибыли от реализации составила 662 млн. руб., в 2007 году размер прибыли от реализации товаров составил 1202 млн. руб.. В 2007 году за счет получения прибыли от других видов деятельности Обществом получена чистая прибыль в сумме 595 млн. руб.

Бухгалтерский учет ведется  бухгалтерией, возглавляемой главным  бухгалтером, и организуется по централизованной форме (приложение Б). Бухгалтерский учет в ОАО «Продсервис» организован в соответствии с основными положениями Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции от 29.12.2006 г. №188-3, который определяет методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в организации. Ведение бухгалтерского учета также регламентировано действующими нормативно-правовыми актами и принятой в организации Учетной политикой, которая ежегодно переутверждается приказом руководителя организации.

Имущество предприятия составляют основные фонды, оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в его самостоятельном балансе. ОАО «Продсервис» вправе с согласия учредителя продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом.

Учетная политика предприятия разработана в соответствии с «Методическими указаниями по разработке учетной политики предприятий торговли и общественного питания». В частности, в ней предусмотрено, что учет товаров в розничной торговле ведется по продажным ценам, моментом реализации является момент отгрузки товаров. Инвентаризация, на складах – не реже 2-х раз в год, по основным фондам, производственным запасам – не менее 1 раза в год.

ОАО «Продсервис» самостоятельно устанавливает внутренние правила документирования операций, документооборота, ведения регистров бухгалтерского учета.

Документы являются важнейшим  средством оперативного контроля за действием лиц, которым доверены материальные ценности. Рационально организованная документация дает возможность не только выявить, но и предупредить злоупотребления, нарушения и бесхозяйственность в деле сохранности собственности предприятия и правильного использования имущества.

В ОАО «Продсервис» в составе бухгалтерии функционирует контрольно-инвентаризационный отдел, работники которого являются представителями внутреннего контроля. Начальником этого отдела создаются комиссии по проверке наличия товарно-материальных ценностей, основных средств, денежных средств в центральной и операционных кассах.  Для усиления внутрихозяйственного контроля в ОАО «Продсервис» организована материальная ответственность, путем заключения с работниками договоров о полной материальной ответственности.   

В ОАО «Продсервис» контрольные  функции возложены на работников бухгалтерии и закреплены в их должностных инструкциях. Так, среди должностных обязанностей главного бухгалтера и его заместителя, выделены: контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых операций и их соответствием законодательству; разработка и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины; контроль за законностью, своевременностью и правильностью оформления документов, правильностью начисления и перечисления платежей в госбюджет и внебюджетные фонды; подписание и визирование документов в пределах своей компетенции; проведение проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в структурных подразделениях. В должностные инструкции остальных работников включены обязанности по приему и контролю первичной документации, проведение встречной сверки документов.

В ОАО «Продсервис» осуществляется регулярный контроль изменений законодательства. Согласно принятому порядку ознакомление с актами законодательства происходит каждым из работников в пределах порученного ему участка учета, а затем обсуждаются на общем собрании.

Раз в три-пять лет в организации проводится комплексная ревизия вышестоящей организацией (Министерства торговли). В ходе ревизии проверяется состояние экономики, производственной, финансовой, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнение планов, проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, сохранность имущества, выявляются нарушения, недостачи, излишки, бесхозяйственность, устанавливаются причины.

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

 РЕВИЗИИ  ОПЕРАЦИЙ ПО ПОСТУПЛЕНИЮ, ДВИЖЕНИЮ И

ВЫБЫТИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Планирование и организация проведения ревизии операций по поступлению, движению и выбытию основных средств

 

 

Одним из важных условий  правильной организации контрольно-ревизионной  работы  является ее планирование. Основная цель планирования – это обеспечение  периодичности, правильности и последовательности ревизий.

Ревизионная проверка операций по поступлению, движению и выбытию основных средств  планируется на основе сводного рабочего плана и сводной программы ревизии. План работы составляет начальник контрольно-ревизионного отдела, а в его отсутствие – главный бухгалтер. Программа включает в себя перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия и используемые способы и приемы контроля.

Программа  ревизии  утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации. Руководитель ревизионной  группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. Содержание общего плана и программы ревизии операций по поступлению, движению и выбытию основных средств в  ОАО «Продсервис»  приведены в приложениях В-Г.

Проведение ревизии – это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.

В соответствии со  сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно назначает приказом   ревизию. В приказе указывается вид ревизии, период проведения ревизии, состав ревизионной группы и перечень того, что подлежит проверке. Приказ на проведение ревизии операций по поступлению, движению и выбытию основных средств на ОАО «Продсервис» представлен в приложении Д.

Важное условие обеспечения  сохранности основных средств - качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность ее и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета.

В целях более глубокого  ознакомления с контролем и учетом основных средств ревизор требует от предприятия составить детальный список всех основных средств, которыми владело предприятие на дату составления отчета, с разбивкой их по типам. К этому списку должны быть приложены сведения о снижении или переоценке стоимости объектов основных средств, сведения об основных средствах, арендованных предприятием у других предприятий, организаций. Привлечение таких документов, как счета-фактуры, контракты, соглашения об аренде, страховые полисы, отметки (акты) налоговой инспекции, позволит ревизору получить убедительную информацию об проверяемом объекте.

  • Поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств (ф. ОС-1) с приложением к нему технической документации на данный объект. Для определения непригодности основных средств в организации создается специальная комиссия. Ликвидацию объектов комиссия оформляет актом на списание основных среде (ф. ОС-3). Акт утверждается руководителем предприятия, бухгалтер проставляет в карточке дату выбытия объекта и номер акта. В местах использования основных средств ведутся инвентарные списки основных средств (ф. ОС-9), в которых даются краткие сведения об объектах основных средств, находящихся в эксплуатации.

При проверке операций по движению основных средств необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • на документальное оформление оприходования основных средств и их списания. Занимаясь вопросами списания, ревизор должен проверить оприходование материальных ценностей, полученных от разборки.
  • при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче;
  • при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
  • при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана  расшифровка - перечень отдельных предметов, входящих в комплект;
  • при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;
  • объекты капстроительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения;
  • объекты основных средств, принятых в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001.

 

 

2.2. Проверка организации материальной ответственности и состояния контроля сохранности основных средств

 

 

Ревизия основных средств  представляет собой трудоемкий и  последовательный процесс, начиная  с проверки состояния основных  средств и заканчивая проверкой  достоверности бухгалтерского учета и отчетности по основным средствам. Сущность этой проверки проявляется в обеспечении сохранности основных средств, в выявлении нарушений и злоупотреблений, установлении их причин, а также в разработке  мероприятий по их устранению и недопущению в будущем.

При организации контроля основных средств первоочередное внимание необходимо уделить проверке состояния их хранения и сохранности. Особое место в  этой работе занимает организация действенного предварительного контроля, который осуществляют руководители и специалисты. В осуществлении текущего контроля за состоянием хранения и сохранностью основных средств, кроме работников предприятия, принимают участие представители кредитно-финансовых и других органов.

Информация о работе Ревизия и аудит операций с основными средствами