Состав и структура финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание

Целями настоящей выпускной квалификационной работы является изучение создания и функционирования внебюджетных фондов РФ, рассмотрение схемы взаимоотношений предприятия с внебюджетными фондами как элементом финансовой системы и разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления и перечисления платежей во внебюджетные фонды.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить современное состояние нормативной и методической базы по формированию внебюджетных фондов;
2) дать характеристику финансов предприятия во взаимосвязи с внебюджетными фондами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ…………………………………………………………………………………5
1.1 Состав и структура финансовой системы РФ……….……………………..5
1.2 Внебюджетные фонды в системе финансовых отношений………………14
1.2.1 Сущность и целевая направленность внебюджетных фондов…………14
1.2.2 Порядок формирования и контроль………………………………………20 1.3 Единый социальный налог – как основной источник финансирования внебюджетных социальных фондов …………………………………………...32
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СМУ-8 Л.Т.Д.»…….....42
2.1 Общие сведения о предприятии………………………..……………….......42
2.2 Организация основных функциональных блоков предприятия……….....47 2.3 Оценка финансового состояния…………………………………………….. 3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПЛАТЕЖЕЙ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ…………………………………………………….
3.1 Пенсионный фонд…………………………………………………………….
3.2 Фонд социального страхования………………………………………....…..
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования…………………………..
3.4 Оценка налогового бремени…………………………………………………
Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

Формы финансовых отношений  и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим  субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.

Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной  работой в процессе организации  и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее. Система управления финансами состоит из Министерства финансов  и целой системы специализированных финансовых и контрольных органов: Государственной налоговой службы,  Счетной палаты, Государственного таможенного комитета и т. д. Создание двухуровневой банковской системы привело к ослаблению контроля за бюджетом со стороны государства, что повлекло за собой необходимость создание Федерального казначейства. Наряду с развитием государственных органон контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

Несмотря на разграничение  сферы деятельности и применение особых способов и форм образования  и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Взаимосвязь и взаимозависимость  составных звеньев финансовой системы  обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему  государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:

1. Сочетание централизма  и демократизма в организации  финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов, одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам и хозяйствующим субъектам.

Данный принцип предопределил  систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующий местной администрации и вышестоящему финансовому органу.

Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами  проявляется в закреплении за хозорганами капитала (основных и  оборотных фондов), предоставление им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.

В предпринимательском  секторе финансовая самостоятельность  выражена более полно: его участники  свободно распоряжаются финансовыми  ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.

2. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.

3. Принцип единства  финансовой системы предопределяется  единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоувязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.

4. Принцип функционального  назначения отдельных составных  элементов финансовой системы  выражается в том, что каждое  звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат.

Финансовая система  должна постоянно совершенствоваться.

       Главной  задачей этого процесса является  усиление ее воздействия на  стабилизацию и последующее социально-экономическое  развитие страны, обеспечение неуклонного роста валового национального продукта, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, самостоятельности хозяйствующих субъектов, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

Состоянием финансов определяется положение дел в обществе, и поэтому программы стабилизации и развития должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению эффективности экономики. В ряду этих мер - совершенствование производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования национального хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходима рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности, развитие коммерческого расчета, индикативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

 

 

1.2  Внебюджетные фонды в системе  финансовых отношений

        1.2.1. Сущность и целевая направленность  внебюджетных фондов

 

       Реформирование  системы государственных финансов в 90-е годы ХХ столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т.п.

       Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

— выделение из бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондов для их финансирования;

— формирование фондов с собственными источниками доходов.

       Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

       Для  внебюджетных фондов характерно  четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.     

       Итак, важным звеном государственных  и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. При превышении доходов над расходами фондов (т.е. наличие положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используются многими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

       Большинство  фондов создаются в процессе  перераспределения национального  дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач.

       Фонды  различаются по правовому положению  и целям создания.

       По  правовому положению фонды делятся  на государственные и местные.  Первые находятся в распоряжении  центральных властей (в государствах  с федеративным устройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации); вторые – в распоряжении органов местного самоуправления.

       В  зависимости от целевой направленности  расходования средств внебюджетные  фонды подразделяются на: фонды  социального назначения и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

       В  последнее десятилетие в промышленно  развитых странах значительно  возросли в 5 – 8 раз фонды социального назначения, что позволяет государственным властям проводить активную социальную политику. В образовании этих фондов, как правило, используется: (а) страховые взносы застрахованных лиц; (б) страховые взносы предпринимателей; (в) субсидии и беспроцентные ссуды государства.

       Внебюджетные  фонды как институциональные  структуры являются самостоятельными  финансовыми , а иногда  и финансово-кредитными  учреждениями и зачастую, имея  целью получения дополнительных  доходов, выступают в качестве  крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.      

       Внебюджетные  фонды - один из методов перераспределения  национального дохода государством  в пользу отдельных социальных  групп населения. Внебюджетные  фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.                             

       Государственные  внебюджетные фонда создаются  на базе соответствующих актов  высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

       Внебюджетные  фонды, являясь составной частью  финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей [1]:

  • запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).

       Разнообразие  внебюджетных фондов обусловливает  сложные многоступенчатые связи  между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

       При  односторонних связях денежные  средства идут в одном направлении:  от финансовых звеньев к внебюджетному  фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

       При  двусторонних связях денежный  поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями  финансовой системы в двух  направлениях. Так фонды социального  страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

Информация о работе Состав и структура финансовой системы РФ