Состав и структура финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание

Целями настоящей выпускной квалификационной работы является изучение создания и функционирования внебюджетных фондов РФ, рассмотрение схемы взаимоотношений предприятия с внебюджетными фондами как элементом финансовой системы и разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления и перечисления платежей во внебюджетные фонды.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить современное состояние нормативной и методической базы по формированию внебюджетных фондов;
2) дать характеристику финансов предприятия во взаимосвязи с внебюджетными фондами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ…………………………………………………………………………………5
1.1 Состав и структура финансовой системы РФ……….……………………..5
1.2 Внебюджетные фонды в системе финансовых отношений………………14
1.2.1 Сущность и целевая направленность внебюджетных фондов…………14
1.2.2 Порядок формирования и контроль………………………………………20 1.3 Единый социальный налог – как основной источник финансирования внебюджетных социальных фондов …………………………………………...32
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СМУ-8 Л.Т.Д.»…….....42
2.1 Общие сведения о предприятии………………………..……………….......42
2.2 Организация основных функциональных блоков предприятия……….....47 2.3 Оценка финансового состояния…………………………………………….. 3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПЛАТЕЖЕЙ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ…………………………………………………….
3.1 Пенсионный фонд…………………………………………………………….
3.2 Фонд социального страхования………………………………………....…..
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования…………………………..
3.4 Оценка налогового бремени…………………………………………………
Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

       При  многосторонних связях один внебюджетный  фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в  разных направлениях между ними.

       В  Российской Федерации к фондам  социального назначения относятся:

(1) Пенсионный фонд  РФ;

(2) Фонд социального страхования РФ;

(3) Федеральный фонд  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

       С  помощью внебюджетных фондов  государство решает следующие  важные социальные задачи:

— социальная защита населения;

— повышение жизненного уровня населения;

— сохранение и улучшение здоровья населения;

— социальная ориентация безработного населения;

— оказание социальных услуг населению.

        Государственные внебюджетные фонды  относятся к федеральной собственности,  имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.

       Итак, государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый  вне федерального бюджета и  бюджетов субъектов РФ и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

        В составе внебюджетных фондов  выделяют еще экономические, к  которым относятся сейчас территориальные  дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого  назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

       В  федеральных министерствах и  других федеральных органах исполнительной  власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

       Министерство  науки и технологий РФ осуществляет регистрацию внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.

       Отраслевые  и межотраслевые внебюджетные  фонды НИОКР образуют:

  • Министерство науки и технологий РФ - Российский фонд технологического развития;
  • федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;
  • другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;
  • организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.

Внебюджетные фонды  министерств, ведомств и объединений  создаются по согласованию с Министерством  науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют  от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы. Внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции. Отчисления не производятся, если реализуемая продукция изготавливалась для государственных нужд и ее производство финансировалось за счет бюджетных ассигнований.

       Предприятия  и организации на договорной  основе ежеквартально перечисляют средства в следующие внебюджетные фонды:

  • предприятия и организации, входящие в объединение - во внебюджетный фонд объединения, в который они входят;
  • предприятия и организации, входящие в несколько независимых друг от друга образующих внебюджетные фонды объединений, - во внебюджетный фонд объединения, по своему выбору;
  • предприятия и организации, не входящие в объединение, но находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд соответствующего министерства или ведомства;
  • предприятия и организации, не входящие в объединение, и не находящиеся в ведении федерального министерства или другого федерального органа исполнительной власти, - во внебюджетный фонд по своему выбору.

       Выделение  из внебюджетных фондов средств  на проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  осуществляется на договорной  основе.

 В последние годы  наметилась тенденция по ликвидации  внебюджетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной системы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономического, так и социального назначения. 

       Таким  образом, внебюджетные фонды –  это специфическая форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов  страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

1.2.2. Порядок формирования бюджетов  и контроль за использованием  средств внебюджетных социальных  фондов

 

Государственные внебюджетные фонды формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом. В их состав на сегодняшний день входят:

  • - Пенсионный фонд РФ;
  • - Фонд социального страхования;
  • - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Целевые внебюджетные фонды  предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана  цель расходования средств.

       Пенсионная  система функционирует на основе  непрерывной финансовой солидарности  поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране.

       Демографическая  и общая экономическая ситуация в стране  подталкивает пенсионную систему к коренному реформированию. Накопительная система существенно отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений.

       Однако ни в том, ни в другом случае не удастся избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том, чтобы много собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности приумножить средства.

       Довод  о независимости накопительного  способа финансирования от изменений  в экономической и политической  ситуации страны можно опровергнуть, если обратиться к истории  развития системы пенсионного  страхования. Иными словами, обе альтернативные модели сами по себе никак не могут свести к минимуму влияние общеэкономических факторов.

       Введение  накопительных элементов в нынешнюю  пенсионную систему наталкивается  на невозможность увеличения  суммы налоговых социальных изъятий у работодателей, средства которых требуются на переходный период, когда еще будет в полной мере существовать солидарная пенсионная система и вводиться новая — накопительная. Поэтому полный или частичный переход на накопительную систему будет, очевидно, осуществляться за счет самих работников.

       Пенсионный  фонд РФ представляет собой  централизованную систему аккумуляции  и перераспределения денежных  средств. Первоочередная задача  Пенсионного фонда — обеспечение  финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует работу по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих средств; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов; проводит индивидуальный (персонифицированный) учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.

       Пенсионный  фонд России финансирует также  выплаты различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 16 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

       Средства  Пенсионного фонда РФ формируются  за счет следующих источников:

— страховые взносы;

— средства федерального бюджета, направленные через Пенсионный фонд      

     РФ на целевое финансирование выплаты государственных пенсий;

— средства Фонда социального страхования;

— свободные средства Государственного фонда занятости населения РФ;

— прочие поступления.

              Аккумулируемые средства Пенсионного  фонда направляются на следующие  цели:

— выплата трудовых пенсий;

— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

— выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу;

— расходы на повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

— выплата ритуальных пособий;

— расходы на выплату государственных пенсий, пособий и оплату других расходов, финансируемых Пенсионным фондом на условиях возврата этих средств из бюджета.

       Структура  доходов и расходов бюджета  Пенсионного фонда РФ складывалась за последние годы таким образом, что соотношение основных доходных источников (страховые платежи и средства федерального бюджета) зависели от финансового состояния как федерального бюджета, так и Пенсионного фонда. Периоды изъятий в пользу федерального бюджета сменялись периодами относительно регулярных поступлений в Пенсионный фонд из бюджета.

       Система  пенсионного обеспечения представляет  собой технологическую цепочку,  состоящую из целого ряда звеньев  — от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда — банк — управление социальной защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта (Сбербанк) — пенсионер. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты населения, а финансирование выплат пенсий возложено на органы Пенсионного фонда РФ.

       В  организации управления пенсионным  обеспечением наблюдаются противоречия. Например, Положением о Пенсионном  фонде России предусмотрено, что  управление Фондом и его средствами  включает весь комплекс функций как по образованию пенсионных фондов, так и по их расходованию. На самом же деле аккумулированные средства Пенсионного фонда РФ используются исполнительными органами субъектов РФ, которые не заинтересованы в их экономии. В связи с этим механизмы эффективного контроля за их использованием сейчас отсутствуют. Именно разобщенность и многозвенность в управлении пенсионным страхованием приводят к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые должны финансироваться из других источников.

       В  связи с этим целесообразно  соединение функций по сбору,  аккумуляции пенсионных средств  и их расходованию у одного  органа управления, что признается всеми, так как высокая себестоимость пенсионных услуг давно вызывает нарекания у специалистов.

       Пенсионный  фонд РФ и его региональные  отделения на местах наделены  очень широкими полномочиями  в осуществлении контрольных  функции. Процедура контроля за правильным расходованием средств включает проверку правильности назначения (перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банковских операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной документации по пенсионным платежам.

Информация о работе Состав и структура финансовой системы РФ