Состав и структура финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание

Целями настоящей выпускной квалификационной работы является изучение создания и функционирования внебюджетных фондов РФ, рассмотрение схемы взаимоотношений предприятия с внебюджетными фондами как элементом финансовой системы и разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления и перечисления платежей во внебюджетные фонды.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить современное состояние нормативной и методической базы по формированию внебюджетных фондов;
2) дать характеристику финансов предприятия во взаимосвязи с внебюджетными фондами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ…………………………………………………………………………………5
1.1 Состав и структура финансовой системы РФ……….……………………..5
1.2 Внебюджетные фонды в системе финансовых отношений………………14
1.2.1 Сущность и целевая направленность внебюджетных фондов…………14
1.2.2 Порядок формирования и контроль………………………………………20 1.3 Единый социальный налог – как основной источник финансирования внебюджетных социальных фондов …………………………………………...32
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СМУ-8 Л.Т.Д.»…….....42
2.1 Общие сведения о предприятии………………………..……………….......42
2.2 Организация основных функциональных блоков предприятия……….....47 2.3 Оценка финансового состояния…………………………………………….. 3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПЛАТЕЖЕЙ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ…………………………………………………….
3.1 Пенсионный фонд…………………………………………………………….
3.2 Фонд социального страхования………………………………………....…..
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования…………………………..
3.4 Оценка налогового бремени…………………………………………………
Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

       Вторым  по объему аккумулируемых средств  государственным внебюджетным фондом  является Фонд социального страхования  РФ. Фонд является специализированным  финансово-кредитным учреждением  при Правительстве РФ. Денежные  средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

       Основными  задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  • частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплата проезда к месту лечения и отдыха и обратно;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

       Доходы  Фонда социального страхования  образуются за счет следующих  источников:

— страховых взносов работодателей — организаций и граждан, использующих труд наемных работников (92% от общей суммы доходов);   

— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот и компенсаций лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий;

— процентов от капитализации свободных средств в государственные ценные бумаги или вклады на депозит;

— прочих поступлений: возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и непринятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, добровольных взносов и др.

       Средства  Фонда направляются на:

1) обеспечение гарантированных  государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального пособия на погребение;

2) оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом детства до достижения им возраста 18 лет;

3) оплату путевок для  работников и их детей в  санаторно-курортные учреждения, расположенные  на территории РФ и государствах - участниках СНГ, а также на лечебное питание;

4) частичное содержание  находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев, имеющих  лицензии на правозанятия этим  видом деятельности (оплата расходов  на питание, лечение и медикаменты,  заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

5) частичную оплату  путевок в детские загородные  оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории РФ, для детей  работающих граждан;

6) частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ;

7) оплату проезда к  месту лечения и обратно;

8) создание резерва  для обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех уровнях;

9) обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления Фонда и др.

       В  составе расходов наибольшую  долю занимают выплата пособий  по временной нетрудоспособности. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы. С целью большей ответственности и обоснованности устанавливаемых диагнозов Правительство РФ предложило ввести ряд ограничений на выплаты в связи с временной нетрудоспособностью. Эта мера направлена на сокращение неоправданных выплат и льгот. Основная доля отчислений в социальные фонды ложится на работодателей, на предприятия. Тарифы для всех установлены одинаковые, независимо от состояния условий труда, уровня заболеваемости, других важных факторов. Иначе говоря, у работодателей отсутствует экономическая заинтересованность в снижении страховых рисков и, следовательно, объема выплат.

       В  организационную структуру Фонда  социального страхования входят  региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами. Филиал отделения Фонда является обособленным подразделением отделения Фонда.

       Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования — бюджетно-страховой. В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеры, безработные, студенты, дети, домохозяйки и другие категории), а внебюджетных — работающих граждан. В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения. Во втором случае страхователями и плательщиками страховых взносов являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий.

       Средства  обязательного медицинского страхования  аккумулируются в Федеральном  внебюджетном фонде и внебюджетных  фондах субъектов РФ (включая  их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования. В отличие от двух других государственных социальных внебюджетных фондов система обязательного медицинского страхования реализуется Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, не зависимыми друг от друга в организационном плане.

       Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования является юридическим  лицом, подотчетным Правительству  РФ. Финансовые средства Федерального  фонда находятся в государственной собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

       Основные  задачи Федерального фонда:

  • обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;
  • обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
  • разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

       В  части управления финансами функции  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования заключаются  главным образом в том, чтобы  наряду с финансированием целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования через финансирование программ обязательного медицинского страхования на местах выравнивать условия деятельности территориальных фондов. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с целью осуществления комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, выравниванию условий деятельности территориальных фондов при финансировании программ обязательного медицинского страхования, выравниванию объема и качества предоставляемой гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования выделяет дотации и субвенции территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе обязательного медицинского страхования.

       При  определении размеров субвенций  применяется утвержденный правлением  Федерального фонда перечень  оценочных критериев, который  включает:

       1) степень  реализации Федерального закона  «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» — наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования, полнота сбора страховых взносов (платежей);

       2) эффективность использования финансовых средств всеми участниками системы обязательного медицинского страхования;

       3) наличие  фактов изъятия и нецелевого  использования средств обязательного  медицинского страхования по  решениям региональных властей  и местных администраций;

       4) дотационность  бюджета субъекта РФ;

       5) комплексный  показатель здоровья населения.

       В  последние годы, когда система  обязательного медицинского страхования  в основном сформировалась, на  долю субвенций территориальным фондам приходилось 85% расходов Федерального фонда.

       Федеральный  фонд также финансирует целевые  программы развития обязательного  медицинского страхования.

       Финансовые  средства, которые аккумулирует  Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования, включают в себя:

— часть страховых взносов предприятий;

— взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;

— ассигнования из федерального бюджета на выполнение программ      обязательного медицинского страхования в масштабах страны;

— доходы от использования временно свободных финансовых средств Федерального фонда;

— нормированный страховой запас финансовых средств Федерального фонда.

       Принятая  на федеральном уровне базовая  программа обязательного медицинского  страхования граждан РФ определяет объем и условия оказания медицинской помощи. На основе базовой программы в республиках, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге разрабатываются территориальные программы. Исполнители этих программ — территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

       Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Рассматриваются и утверждаются их бюджеты Федеральным собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Проекты бюджетов территориальных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ и утверждаются одновременно с принятием закона о региональном бюджете.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

    • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
    • добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • других доходов, предусмотренных законодательством.

       Сбор  и контроль за поступлением  доходов осуществляет Министерство  по налогам и сборам.

       Расходование  средств государственных внебюджетных  фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами  указанных фондов, утвержденными  законами РФ и субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным Казначейством  РФ.

       Отчет  об исполнении бюджета государственного  внебюджетного фонда составляется  органом управления фонда и  представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

       Контроль  за исполнением бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется  органами, обеспечивающими контроль  за исполнением бюджетов соответствующего  уровня бюджетной системы.

       Контроль  за целевым использованием средств  внебюджетных фондов осуществляют  Министерством науки и технологий  РФ и Минфин РФ.

       Региональные  внебюджетные фонды характеризуются  разнообразием форм формирования, исполнения и контроля за использованием средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формирования и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти. В то время есть регионы, например Петрозаводск, где проекты сметы доходов и расходов внебюджетных фондов, отчеты о ее исполнении рассматривается и сам бюджет. В ряде субъектов Федерации, например в Новгородской и Ярославской областях, внебюджетные фонды экономического назначения отсутствуют, хотя у отдельных органов местного самоуправления Ярославской области они имеются.

       Таким  образом, формирование и контроль  внебюджетных фондов расширяют  возможность государственного влияния  на развитие  хозяйственной и  социальной жизни общества.

Информация о работе Состав и структура финансовой системы РФ