Состав и структура финансовой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание

Целями настоящей выпускной квалификационной работы является изучение создания и функционирования внебюджетных фондов РФ, рассмотрение схемы взаимоотношений предприятия с внебюджетными фондами как элементом финансовой системы и разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления и перечисления платежей во внебюджетные фонды.
Для достижения этой цели были сформулированы следующие задачи:
1) изучить современное состояние нормативной и методической базы по формированию внебюджетных фондов;
2) дать характеристику финансов предприятия во взаимосвязи с внебюджетными фондами;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РАМКАХ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
РФ…………………………………………………………………………………5
1.1 Состав и структура финансовой системы РФ……….……………………..5
1.2 Внебюджетные фонды в системе финансовых отношений………………14
1.2.1 Сущность и целевая направленность внебюджетных фондов…………14
1.2.2 Порядок формирования и контроль………………………………………20 1.3 Единый социальный налог – как основной источник финансирования внебюджетных социальных фондов …………………………………………...32
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «СМУ-8 Л.Т.Д.»…….....42
2.1 Общие сведения о предприятии………………………..……………….......42
2.2 Организация основных функциональных блоков предприятия……….....47 2.3 Оценка финансового состояния…………………………………………….. 3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ПЛАТЕЖЕЙ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ…………………………………………………….
3.1 Пенсионный фонд…………………………………………………………….
3.2 Фонд социального страхования………………………………………....…..
3.3 Фонд обязательного медицинского страхования…………………………..
3.4 Оценка налогового бремени…………………………………………………
Глава 4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 469.00 Кб (Скачать документ)

1.3 Единый социальный налог –  как основной источник финансирования внебюджетных социальных фондов

 

       Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для  финансирования не включаемых  в бюджет некоторых общественных  потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

              Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно  в названии фонда указана цель  расходования средств.

       Материальным  источником внебюджетных фондов  является национальный доход.  Преобладающая часть фондов создаётся  в процессе перераспределения  национального дохода. Основные  методы мобилизации национального  дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

       Специальные  налоги и сборы устанавливаются  законодательной властью. Значительное  количество фондов формируется  за счет средств центрального  и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

       Основным  источником доходов государственных  внебюджетных фондов является  сейчас единый социальный налог  (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками  выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН. В качестве примера, в табл. 1 приведем ставки налога для обычных юридических лиц.

    Таблица 1 - Ставки единого социального налога (ЕСН) для организаций

 

Налоговая база каждого

работника

Нарастаю-щим итогом

с начала года

Пенсионный 

фонд

Фонд

социального страхования

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования

Террито-риальные фонды  обязательного медицинского страхования

    Итого

       До 

280 000 руб. 

 

       20,0%

 

       2,9%

 

         1,1%

 

       2,0%

 

     26,0%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

 

56 000 руб. + 7,9% с суммы,  пре-вышающей 280 000 руб.

8 120 руб. + 1,0% с суммы,  пре-вышающей 280 000 руб.

3 080 руб. + 0,6% с суммы,  пре-вышающей 280 000 руб.

5 600 руб. + 10,0% с суммы, пре-вышающей 280 000 руб.

72 800 руб.

+  10,0% с суммы, пре-ышающей  280 000 руб.

 

    Свыше 

600 000 руб.

 

81 280 руб. + 2,0% с суммы, пре-вышающей 600 000 руб.

 

11 320 руб. 

 

5 000 руб.

 

7 200 руб.

 

104 800 руб.

+ 2,0% с суммы, пре-вышающей 600 000 руб.


 

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

В связи с этим возникает неизбежный вопрос о необходимости и экономической целесообразности преобразования производимых предприятиями, учреждениями и организациями отчислений в социальные фонды в единый налог.

 До введения единого социального налога был не совсем ясен статус отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Формально не являясь налогами, поскольку не входили в установленную Законом "Об основах налоговой системы Российской Федерации" налоговую систему России, они по своему экономическому содержанию для налогоплательщиков были все-таки одной их форм налогов. При этом, учитывая высокие ставки этих взносов, они были одним из определяющих моментов сокрытия работодателями истинных размеров выплачиваемой работникам заработной платы и существования тем самым скрытых форм оплаты труда. Введение единого социального налога, взимаемого по регрессивной шкале, призвано стать серьезным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников, и, в конечном счете - расширить базу обложения налогом на доходы физических лиц.

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты организациями  и индивидуальными предпринимателями отчислений во внебюджетные фонды являлся функцией не налоговых органов, а созданных специально для этого органов государственных внебюджетных фондов.

Принципиальное значение имеет также и то обстоятельство, что с введением единого социального  налога для всех налогоплательщиков — работодателей установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что, несомненно облегчит исчисление налога не только чисто технически, но и с позиций предотвращения ошибок в расчетах.

Единый социальный налог  является одним из наиболее значимых как в формировании доходов государства, так и для финансового положения налогоплательщиков. Платежи по нему хоть и незначительно, но превысят поступления в бюджеты всех уровней самого крупного налогового источника доходов консолидированного бюджета страны — налога на добавленную стоимость.

Определение налогоплательщиков единого социального налога имеет особо важное значение, поскольку в отличие от большинства других видов налогов, входящих в российскую налоговую систему, ставки уплаты этого налога в значительной мере зависят от категорий налогоплательщиков.

В первую очередь налогоплательщиками этого налога являются работодатели, которые производят выплаты наемным работникам. В их число входят организации, индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физические лица. В дальнейшем эту группу будем именовать как налогоплательщики — работодатели.

Ко второй категории  относятся индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также адвокаты. В отличие от первой группы, входящие во вторую группу налогоплательщики выступают таковыми как индивидуальные получатели доходов от предпринимательской или другой профессиональной деятельности. В дальнейшем их будем именовать как налогоплательщики — предприниматели.

Объект налогообложения  для исчисления единого социального налога зависит от того, к какой группе принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков - работодателей объектом налогообложения определены начисляемые им выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, и по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.

Объектом обложения  для налогоплательщиков — предпринимателей являются доходы от предпринимательской или другой профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих установленную законом упрощенную систему налогообложения, объект обложения представляет собой доход, определяемый исходя из стоимости патента.

Исходя из установленного законодательством объекта обложения, соответственно определяется и налоговая база. Для налогоплательщиков - работодателей, которые выплачивают вознаграждения или по трудовому договору, или по договорам гражданско-правового характера за выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, она определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При этом следует подчеркнуть, что по данному налогу налоговый период определен в один календарный год.

При определении налоговой  базы учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или других благ или в виде иной материальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.

В отличие от ранее  существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды, налогоплательщики — работодатели при исчислении единого социального налога должны определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При этом следует подчеркнуть, что при определении налоговой базы не должны учитываться доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налоговая база налогоплательщиков — предпринимателей определяется как  сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые ими получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности в России, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Перечень, порядок применения и размеры этих вычетов полностью совпадают с перечнем, порядком и размером профессиональных налоговых вычетов, осуществляемых при исчислении налога на доходы физических лиц.

Доходы, полученные работниками  в натуральной форме в виде товаров, работ или услуг должны быть учтены в составе налогооблагаемых доходов в стоимостном выражении. Их стоимость определяется на день получения данных доходов исходя из их рыночных цен или тарифов, а при государственном регулировании цен или тарифов на эти товары, работы и услуги — исходя из государственных регулируемых розничных цен.

При этом в стоимость  товаров, работ и услуг должна быть включена соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, налога с продаж, а для подакцизных товаров — и соответствующая сумма акцизов.

В составе облагаемых доходов должна также учитываться дополнительная материальная выгода, получаемая работниками или членами их семей за счет работодателя.

К такой дополнительной материальной выгоде относится, в частности, дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника или членов его семьи товаров, работ, услуг или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника.

Включается в налоговую  базу и дополнительная выгода от приобретения работником или членами его семьи у работодателя товаров, работ и услуг на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями.

Материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях также включается в налоговую базу.

Подлежит налогообложению  и, следовательно, должна включаться в  налоговую базу материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования за исключением тех случаев, когда эти взносы осуществляются за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организаций в случаях, когда страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

Налоговый кодекс России определил широкий перечень доходов, которые не являются объектом обложения единым социальным налогом и соответственно не подлежат налогообложению.

Порядок исчисления и  уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.

Налогоплательщики - работодатели исчисляют сумму налога отдельно в отношении каждого фонда. Эта сумма определяется как соответствующая процентная доля созданной налоговой базы. При этом сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в Фонд социального страхования, должна быть уменьшена на произведенные налогоплательщиками самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные российским законодательством.

Указанные налогоплательщики  производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. При этом законодательством запрещено банкам выдавать своему клиенту-налогоплательщику средства на оплату труда, если этот налогоплательщик не представил в банк платежных поручений на перечисление налога.

Несколько иной порядок  исчисления и уплаты налога установлен в отношение налогоплательщиков — предпринимателей.

Исчисление суммы авансовых  платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате этими налогоплательщиками, за исключением адвокатов, производится налоговыми органами. При этом сумма авансовых платежей определяется исходя из суммы предполагаемого дохода с учетом расходов, связанных с его извлечением, который указан в подаваемой налогоплательщиком налоговой декларации. Указанная декларация должна быть подана налогоплательщиком не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом. Сумма авансовых платежей может быть определена также исходя из суммы фактической налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и соответствующих ставок единого социального налога. Исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период налоговые органы должны произвести не позднее пяти дней с момента подачи декларации с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий год.

Информация о работе Состав и структура финансовой системы РФ