Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, доклад
На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта, будет проведена стандартизация аудиторской деятельности, будут разработаны и утверждены стандарты аудита, а также положения, которым должны будут следовать все аудиторский фирмы.
Все физические лица, желающие заниматься банковским аудитом самостоятельно или в составе аудиторской фирмы должны пройти аттестацию (сдать квалификационный экзамен).
К аттестации допускаются лица, одновременно удовлетворяющие 2-м критериям:
1) Имеющие высшее или среднее специальное экономическое или юридическое образование;
2) Имеющие стаж работы на постоянной основе более 3-х лет (из которых последние несколько лет – аудитором, руководителем аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, бухгалтером, экономистом, ревизором и по другим специальностям по банковскому делу в банковской сфере).
За проведение аттестаций взимается плата в размере 20 мрот на дату предоставления в ЦБ РФ всех необходимых документов. Аттестат выдаётся сроком до 3-х лет в зависимости от результата экзамена. Если в течение 2-х лет с момента получения аттестата лицо, прошедшее аттестацию, не приступило к работе в качестве банковского аудитора или в службе внутреннего контроля кредитной организации, то цалак принимает решение об аннулировании аттестата. По истечении срока действия аттестата аудитор в праве подать в цалак заявление о его продлении.
ЦАЛАК вправе назначить повторную сдачу квалификационных экзаменов в следующих случаях:
1) Наличия обоснованных претензий к аудитору со стороны территориальных учреждений ЦБРФ, налоговых органов, заказчиков, а также других аудиторов и аудиторских фирм;
2) Наличие существенных изменений в законодательстве.
ЦАЛАК может продлить аттестат до 3-х лет, за что взимается плата в размере 50% первоначальной платы за проведения аттестации.
Физические лица, прошедшие
аттестацию могут заниматься аудиторской
деятельностью в составе
Аудиторская фирма может
проводить аудит кредитных
Рассмотрение вопроса о выдаче лицензии аудиторской фирме осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) Фирма должна иметь организационно-правовую форму в виде ЗАО с уставным капиталом не менее 100 мрот на дату регистрации;
2) В штате фирмы должно быть не менее 2-х аттестованных цалаком аудиторов или совместителей из числа преподавателей.
За рассмотрение заявления о лицензировании взимается плата в размере 3 мрот, за выдачу лицензии – 10 мрот. Фирма, получившая лицензию на осуществление аудиторской деятельности, вносится в государственный реестр аудиторских фирм и аудиторов, получивших лицензии, который ведётся Департаментом лицензирования банков и аудиторской деятельности ЦБ РФ.
8. Задачи и методы банковского надзора.
Задача банковского надзора и контроля состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение кредитной организацией федерального законодательства и нормативных актов Банка России в целях обеспечения стабильности банковской сферы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
Выделяют 3 вида банковского контроля:
1) Предварительный – осуществляется органом банковского надзора до фактического проведения операции: а) до начала работы кредитной организации, т. е. в процессе государственной регистрации и лицензировании кредитной организации; б) в ходе финансирования кредитной организации, когда требуется согласование или получение права на совершение отдельных операций.
2) Текущий – необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации (в процессе текущего контроля надзорные органы проверяют выполнение кредитной организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития банка и наличие проблемных ситуаций на раннем этапе их возникновения).
3) Заключительный – ставит целью предотвращения ошибок в будущем (данный вид не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но даёт информацию надзорному подразделению о том, какие недостатки характерны для кредитной организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций).
Основные методы банковского надзора:
I) Пруденциальный (камеральный) надзор – это текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов регулируемой отчётности Банку России.
Основные черты пруденциального надзора:
1) Дистанционный;
2) Документарная основа.
Основные направления пруденциального банковского надзора:
1) Проведение анализа деятельности кредитной организации и выявление проблемных банков;
2) Установление и проверка соблюдения экономических норм;
3) Анализ документов, предоставляемый кредитной организацией для регистрации и получения лицензии;
4) Контроль за качеством руководящего состава кредитной организации;
5) Применение мер воздействия к кредитной организации.
II) Инспектирование на
местах – представляет собой
комплекс взаимосвязанных,
9. Цели и задачи внутреннего контроля в кредитных организациях.
Система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:
1) Обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания ЦБ РФ, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка.
2) Обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности.
3) Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.
Исходя из указанных выше целей основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить:
1) Выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов ЦБ РФ.
2) Определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов. 3) Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.
4) Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.
5) Сохранность активов (имущества) банка.
6) Адекватное отражение операций банка в учёте.
7) Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.
8) Эффективное функционирование внутреннего аудита банка.
9) Эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.
10. Организация системы внутреннего контроля в банке.
Банк организует внутренний
контроль с учетом рекомендаций по
организации внутреннего
Служба внутреннего контроля действует на основании Устава банка и положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка, которое должно отвечать требованиям положения о службе внутреннего контроля. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка; она должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего контроля. Руководитель службы внутреннего контроля. Руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка, уполномоченным учредительными документами банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить независимость при выполнении им и службой внутреннего контроля функций, определенных настоящим Положением и внутренними документами банка, от исполнительного органа банка.
В банках, величина собственных средств (капитала) которых по состоянию на первое января отчетного года составляет сумму, эквивалентную менее 5 млн. евро, руководителю службы внутреннего контроля могут быть функционально подчинены другие подразделения банка. Проверка соблюдения этими подразделениями требований внутреннего контроля осуществляется службой внутреннего контроля банка. В банках, величина собственных средств (капитала) которых на первое января отчетного года составляет сумму, эквивалентную 5 млн. евро и более, руководителю службы внутреннего контроля не могут быть одновременно подчинены другие подразделения банка.
Независимо от величины собственных средств (капитала) банка руководитель службы внутреннего контроля не может подписывать от имени банка платежные (расчётные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми банк принимает на себя риски, а также визировать такие документы (кроме вопросов, относящихся к прямой компетенции службы внутреннего контроля, в соответствии с требованиями положения о службе внутреннего контроля и внутренних документов банка). В случае, когда служба внутреннего контроля функционально подчинена одному из руководителей банка, указанный руководитель рассматривается как руководитель службы внутреннего контроля.
Служба внутреннего контроля подотчётна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с учредительными документами банка и положением банка о службе внутреннего контроля. Порядок представления и рассмотрения отчета службы внутреннего контроля определяется положением банка о службе внутреннего контроля.
11. Основные сферы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций в РФ. ЦБ РФ.
В соответствии с законом
«О Центральном Банке» ЦБ РФ является
органом надзора и
В структуре ЦБ РФ создаются
и функционируют следующие
1) Департаменты или отделы банковского надзора и регулирования;
2) Департаменты инспектирования кредитных организаций.
Данные структуры наделены следующими полномочиями:
1) Запрашивать от кредитной организации всю информацию, кроме утверждённых форм отчётности;
2) Проводить проверки в кредитной организации;
3) При необходимости требовать от кредитной организации решения отдельных вопросов, касающихся отклонений от нормативных актов;
4) Принимать решение об отзыве лицензий.
Осуществляя банковский надзор и контроль контрольные органы не имеют права вмешательства в оперативную деятельность кредитной организации.
Задача банковского надзора и контроля состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение кредитной организацией федерального законодательства и нормативных актов Банка России в целях обеспечения стабильности банковской сферы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.
12. Регистрация и лицензирование кредитных организаций.
В соответствии с Федеральным
законом «О банках и банковской деятельности»
кредитные организации подлежат
государственной регистрации в
Банке России, который в процессе
осуществления этих функций уполномочен
вести Книгу регистрации
Под регистрацией кредитной организации понимается соответствующая запись, осуществляемая уполномоченным государственным органом (Банком России), включающая конкретное юридическое лицо, в список специализированных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, придающая законность такой деятельности и позволяющая вести учёт, осуществлять постоянный банковский надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций.
Копии свидетельств о государственной
регистрации учредителей –
Рассмотрев поступившие
материалы, Банк России принимает решение
в регистрации кредитной
Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:
1) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
2) Лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);
3) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;
4) Лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте;
5) Генеральная лицензия (лицензия, которая может быть выдана банку, имеющему лицензии на осуществление всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и выполняющему установленные нормативными актами Банка России требования к размеру собственных средств);