Стандарты аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, доклад

Описание

На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта, будет проведена стандартизация аудиторской деятельности, будут разработаны и утверждены стандарты аудита, а также положения, которым должны будут следовать все аудиторский фирмы.

Работа состоит из  1 файл

аудит).docx

— 482.31 Кб (Скачать документ)

2) При выпуске акций, осуществляемом при создании банка путем слияния, разделения, выделения.

На титульном листе  проспекта рядом с печатью  аудиторской фирмы должна помещаться надпись: «Финансовая информация, содержащаяся в проспекте эмиссии соответствует данным бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующими правилами». Аудитор должен убедится в наличии всех необходимых при выпуске акций согласований и разрешений.

Приобретение одним юридическим  или физическим лицом либо группой  лиц, связанных с соглашением  либо группой юридических лиц  являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу более 5% акций кредитной организации  требует уведомления банка России, более 20% – предварительное согласие данного территориального учреждения ЦБ РФ по месту нахождения кредитной  организации.

Банк обязан получать предварительное разрешение на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов не зависимо от объема акций.

17. Аудит формирования и использования фондов банка.

В соответствии с действующим  законодательством акционерные  и паевые банки обязаны создавать  резервный фонд в размере не меньше 15% фактически оплаченного уставного  капитала. Конкретный размер резервного фонда определяется учредительными документами и фиксируется в  уставе банка. Порядок его образования  и расходования закреплен положением №9-П от 23. 17. 97 г. (О порядке формирования и использования резервного фонда кредитных организаций»).

В соответствии с ФЗ «Об  акционерных обществах» ст. 35 – средства резервного фонда могут быть израсходованы  только для погашения убытков  отчетного года, для выкупа собственных  акций и погашении облигаций при отсутствии других источников. В соответствии с положением 9П аудиторская фирма обязана проверить правильность формирования резервного фонда. С этой целью аудитор проверяет соответствие фактического размера резервного фонда минимальным требования ЦБ РФ.

Также необходимо оценить  размеры ежегодных отчислений от прибыли в резервный фонд (не менее 5% фактически полученной банком чистой прибыли).

В ходе аудиторской проверки анализируются следующие документы:

1) Устав и другие учредительные документы;

2) Балансы, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков;

3) Решение общего собрания акционеров о направлении средств резервного фонда на покрытие убытков;

4) Выписки по балансовому счету 10701 «Резервный фонд».

На основании решения  совета банка и выписок по балансовому  счету 10701 аудитор определяет соблюдение действующих нормативных актов  и соответствие фактического расхода  из резервного фонда решению полномочного органа. Аудитор определяет соблюдение правил отражения в бухгалтерском  учете операций по формирования и  использованию средств резервного фонда.

1. Направление средств резервного фонда: Д-т 70501 – К-т 10701;

2. Использование средств резервного фонда на покрытие убытков отчетного года:

Д-т 10701 – К-т 70401, 70402;

3. Капитализация средств резервного фонда: Д-т 10701 – К-т 10201.

Перечень и порядок  формирования прочих фондов банка устанавливаются  его учредительными документами  и конкретизируются во внутрибанковских положениях о порядке формирования и использования этих фондов.

Банки могут создавать  следующие фонды специального назначения:

1) Фонд накопления;

2) Фонд потребления;

3) Фонд премирования сотрудников;

4) Фонд финансирования социальных программ;

5) Фонд кредитования сотрудников банка.

Документы необходимые для  проверки:

1) Учредительные документы;

2) Внутрибанковские положения о порядке формирования и расходования специальных фондов банка;

3) Решения уполномоченных фондов банка о направлениях расходования фонда;

4) Выписки по лицевым счетам 10702, 10703, 10704;

5) Копии договоров и контрактов, оплачиваемых за счёт фондов банка;

6) Расчётные платежные документы на оплату услуг за счёт фондов;

7) Копии договоров о предоставлении любых кредитов работникам банка.

На основании первичных  документов аудитор должен выяснить, на сколько фактическое использование фондов соответствует действующим положениям.

Аудитору необходимо проверить:

1) На основании анализа направления фактического использования каждого фонда правомерность его включения в расчет капитала банка.

2) Наличие первичных оправдательных документов по операциям формирования и расходования фондов (протоколы заседаний уполномоченных органов банка о направлении средств в фонды и решения об их расходовании, мемориальные ордера, платежные поручения, расходные кассовые ордера, договора).

3) Путём подсчета остатков по лицевым счетам каждого фонда аудитор должен сверить данные аналитического учета по лицевым счетам с данными синтетического учета по счетам 10702, 10703, 10704.

4) В банке должен быть налажен учет сумм выплаченных из фондов специального назначения конкретным физическим лицам. Аудитор должен убедиться, что эти суммы включены в состав совокупного дохода этих лиц.

18. Проверка правильности расчета собственных средств банка.

В ходе проверки аудитор  должен подтвердить достоверность  сумм, включенных в расчет капитала, правомерность их отнесения к  источникам основного и дополнительного  капитала, соблюдение установленной  структуры капитала.

Документы, необходимые для  проверки:

1) Учредительные документы, устав;

2) Отчёты об итогах выпуска ценных бумаг;

3) Данные баланса банка.

Аудитор основывается на расчёте  собственных средств, которые ежемесячно составляет банк в установленной  форме и предоставляет в ТУ ЦБ РФ. По решению уполномоченных органом  коммерческого банка аудиторские  проверки расчёта собственных средств  могут проводиться с любой  периодичностью. Не подтвержденные аудиторской  фирмой суммы прибыли отчетного  года и фондов, сформированных за счет прибыли отчетного года, должны быть включены в состав источников дополнительного  капитала.

Прибыль предшествующего  года и фонды, сформировавшиеся за счёт неё, при отсутствии аудиторского заключения после первого июля следующего года ни в расчёт основного, ни в расчёт дополнительного капитала не включаются. При анализе сумм прироста имущества находящегося на балансе банка за счёт переоценки, включаются в состав дополнительного капитала. Аудитор должен удостовериться, что переоценка не превышает величину переоценки, рассчитанную исходя из уровня цен и дифференцированных индексов изменения стоимости основных фондов, установленных Госкомстатом РФ.

При анализе структуры  собственного капитала аудитор должен исходить из того, что сумма источников дополнительного капитала может  включаться в расчёт собственных  средств банка в размере, не превышающем  величину основного капитала (Шевчук Д. А. Банковские операции. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

19. Правила работы предприятий с денежной наличностью на территории РФ.

Установлены следующие правила  работы предприятий с наличностью:

1) Все предприятия и организации, независимо от организационно – правовой формы, свои свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка на собственных счетах на договорных условиях.

2) Наличные денежные средства, поступившие в кассу предприятия, подлежат обязательной сдаче в учреждения банка для дальнейшего зачисления на счета этих предприятий.

3) Для каждого предприятия в индивидуальном порядке устанавливается лимит и срок сдачи наличных денег. Срок сдачи наличности устанавливается в зависимости от расположения хозяйствующего субъекта относительно его удаленности от банка и может быть установлен в следующем интервале: ежедневно, на следующий день, раз в несколько дней. Лимит остатка наличных денег устанавливается предприятием и учреждениями кредитных организаций ежегодно, для чего предприятие должно предоставить в банк расчет по установленной форме, который утверждается руководителем банка. Если предприятие имеет несколько счетов в разных банках, то оно по своему усмотрению подает расчет в один из банков, а затем остальные банки уведомляются о размере лимита. Лимит может быть пересмотрен в течение года по ходатайству предприятия в случае изменения кассовых остатков, условий сдачи выручки и т. д.

4) Наличные деньги сверх установленного лимита должны быть сданы в банк. Сверх лимита разрешается хранить деньги в кассе в случае выплаты заработной платы, выплат социального характера, стипендий и других пособий не свыше трех дней (для предприятий крайнего севера пяти).

5) Выдача денежной наличности на заработную плату и другие выплаты производится в сроки, установленные кредитной организацией в целях равномерного использования наличных кассовых ресурсов и упорядочения выдачи наличных денег в соответствие с ежегодно составляемыми календарями таких выплат.

6) Предприятие должно согласовывать с банком объем расходований поступающей в кассу наличности на цели, предусмотренные законодательством. В связи с этим на предприятиях и организациях устанавливаются нормы расходования наличных денег из выручки.

20. Порядок проведения проверки предприятий и банков по вопросам организации налично-денежного обращения.

В соответствии с положением ЦБ РФ №14-П кредитные организации  обязаны не реже 1 раза в 2 года проверять  порядок ведения операций с денежной наличностью обслуживающихся у  них клиентов. Результаты проверок оформляются справками. Материалы  проверок рассматриваются руководителями кредитных организаций. В случае выявления серьезных недостатков  материалы проверок должны быть направлены в налоговые органы для принятия мер финансовой и административной ответственности. Проверки работы предприятия  с денежной наличностью могут  осуществляться совместно с кредитными организациями, ЦБ РФ, налоговыми органами.

ЦБ РФ в плане комплексной  или тематической проверки в обязательном порядке включает вопрос аудита работы кредитной организации со своими клиентами в части ведения  кассовых операций.

Данная проверка включает:

1) Наличие и соблюдение плана проверок хозяйствующих субъектов кредитной организацией.

2) Наличие и правильность расчета по установлению лимита остатка наличных денег в кассе.

3) Наличие справок проверок и порядок их оформления.

4) Оценку полноты и степени охвата операций с наличностью проверками.

5) Порядок рассмотрения результатов проверок и характер принятых мер воздействия.

21. Инкассация наличных денежных средств.

С целью ускорения обращения  наличных денег и своевременного зачисления денежных средств на счёт предприятий и организаций банки  осуществляют инкассацию денежной выручки.

В каждой организации, с которой  заключается договор на инкассацию, в зависимости от объёма выручки, выдаётся чётное число инкассационных сумок с порядковыми номерами на них. Поступившая в кассу предприятия выручка сдаётся инкассаторам в закрытых сумках. На сумму денег в сумке составляется сопроводительная ведомость в 3-х экземплярах:

1-й вкладывается в сумку  и является основанием для  приходования денег;

2-й – накладная –  выдаётся инкассатору при передаче  ему сумки;

3-я – квитанция с  распиской кассира в приёме  сумки – передаётся инкассируемой  организации.

При получении сумки с  выручкой инкассатор предъявляет удостоверение  личности, доверенность, явочную карточку на сбор выручки у данной организации  и одновременно возвращает порожние сумки (Шевчук Д. А. Учет в банках. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).

Инкассируемая выручка, накладная  и явочные карточки сдаются старшим  бригады инкассаторов кассиру вечерней кассы банка, который регистрирует номера сумок и сумму выручки  по накладным. Всё выше перечисленное хранится в сейфе до следующего утра, когда сумки с денежной наличностью и документы передаются в кассу пересчёта.

До начала пересчёта поступившие  ценности приходуются: Д-т 20209 – К-т 40906. В процессе пересчёта могут быть выявлены излишки: Д-т 20209 – К-т 40906 или недостатки: Д-т 40906 – К-т 20209. На фактическое количество поступивших в кассу денежных средств делается проводка: Д-т 20202 – К-т 20209. Выручка зачисляется на счета инкассируемых организаций: Д-т 40906 – К-т 401—408.

22. Аудит кассовых операций банка.

Цель проведения проверок кассовых операций банка:

1) Оценка соответствия осуществляемых кредитной организацией кассовых операций федеральному законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.

2) Оценка соблюдения кредитной организацией требований предусмотренных в инструкции №56 по обеспечению сохранности наличных денежных средств и ценностей. 3) Подтверждение достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учёте.

4) Выявление недостатков в ведении кассовых операций отрицательно сказывающихся на финансовом положении кредитной организации.

Документы необходимые для  проведения проверки:

1) Положение о кассовом подразделении кредитной организации (численность подразделения и должностной состав).

2) Договора о материальной ответственности кассовых работников.

3) Приказы и распоряжения о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.

4) Заключение ТУ ЦБ РФ о технической укреплённости кассового узла.

5) Утвержденный Территориальным Управлением ЦБРФ минимальный остаток денежных средств в кассе банка.

6) Книга учёта наличных денежных средств и ценностей.

7) Оборотная ведомость на дату проверки.

8) Акты ревизий или инвентаризаций.

9) Кассовые и другие документы.

Порядок проверки кассовых операций:

1) Проверяются организационные вопросы, в т. ч.: а) готовность кассового узла к работе; б) наличие приказов и распоряжений о назначении ответственных лиц за ведение кассовой работы и их выполнение; в) соблюдение порядка открытия и закрытия хранилищ; г) сдача хранилища на охрану; д) наличие индивидуальных замков в столах кассиров; е) соблюдение минимально допустимого остатка наличных денежных средств в операционной кассе банка.

2) Проводится ревизия наличных денег и ценностей в т. ч.: а) порядок и условия хранения ценностей; б) пересчитываются наличные банкноты по пачкам и корешкам, монеты по подписи на ярлыках и мешках.

Общая сумма остатка сверяется  с книгой учета наличных денег  и ценностей и с оборотной  ведомостью или балансом. Проводится сплошной полистный пересчет неполных пачек или мешков в поврежденной упаковке (размер пересчета определяется руководителем ревизии); в) пересчитываются  другие ценности: чеки, вкладные книжки и другие бланки строгой отчетности; г) составляется акт ревизии.

Информация о работе Стандарты аудиторской деятельности