Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, доклад
На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта, будет проведена стандартизация аудиторской деятельности, будут разработаны и утверждены стандарты аудита, а также положения, которым должны будут следовать все аудиторский фирмы.
2) При выпуске акций, осуществляемом при создании банка путем слияния, разделения, выделения.
На титульном листе проспекта рядом с печатью аудиторской фирмы должна помещаться надпись: «Финансовая информация, содержащаяся в проспекте эмиссии соответствует данным бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с действующими правилами». Аудитор должен убедится в наличии всех необходимых при выпуске акций согласований и разрешений.
Приобретение одним
Банк обязан получать предварительное разрешение на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов не зависимо от объема акций.
17. Аудит формирования и использования фондов банка.
В соответствии с действующим законодательством акционерные и паевые банки обязаны создавать резервный фонд в размере не меньше 15% фактически оплаченного уставного капитала. Конкретный размер резервного фонда определяется учредительными документами и фиксируется в уставе банка. Порядок его образования и расходования закреплен положением №9-П от 23. 17. 97 г. (О порядке формирования и использования резервного фонда кредитных организаций»).
В соответствии с ФЗ «Об акционерных обществах» ст. 35 – средства резервного фонда могут быть израсходованы только для погашения убытков отчетного года, для выкупа собственных акций и погашении облигаций при отсутствии других источников. В соответствии с положением 9П аудиторская фирма обязана проверить правильность формирования резервного фонда. С этой целью аудитор проверяет соответствие фактического размера резервного фонда минимальным требования ЦБ РФ.
Также необходимо оценить размеры ежегодных отчислений от прибыли в резервный фонд (не менее 5% фактически полученной банком чистой прибыли).
В ходе аудиторской проверки
анализируются следующие
1) Устав и другие учредительные документы;
2) Балансы, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков;
3) Решение общего собрания акционеров о направлении средств резервного фонда на покрытие убытков;
4) Выписки по балансовому счету 10701 «Резервный фонд».
На основании решения
совета банка и выписок по балансовому
счету 10701 аудитор определяет соблюдение
действующих нормативных актов
и соответствие фактического расхода
из резервного фонда решению полномочного
органа. Аудитор определяет соблюдение
правил отражения в бухгалтерском
учете операций по формирования и
использованию средств
1. Направление средств резервного фонда: Д-т 70501 – К-т 10701;
2. Использование средств резервного фонда на покрытие убытков отчетного года:
Д-т 10701 – К-т 70401, 70402;
3. Капитализация средств резервного фонда: Д-т 10701 – К-т 10201.
Перечень и порядок формирования прочих фондов банка устанавливаются его учредительными документами и конкретизируются во внутрибанковских положениях о порядке формирования и использования этих фондов.
Банки могут создавать следующие фонды специального назначения:
1) Фонд накопления;
2) Фонд потребления;
3) Фонд премирования сотрудников;
4) Фонд финансирования социальных программ;
5) Фонд кредитования сотрудников банка.
Документы необходимые для проверки:
1) Учредительные документы;
2) Внутрибанковские положения о порядке формирования и расходования специальных фондов банка;
3) Решения уполномоченных фондов банка о направлениях расходования фонда;
4) Выписки по лицевым счетам 10702, 10703, 10704;
5) Копии договоров и контрактов, оплачиваемых за счёт фондов банка;
6) Расчётные платежные документы на оплату услуг за счёт фондов;
7) Копии договоров о предоставлении любых кредитов работникам банка.
На основании первичных документов аудитор должен выяснить, на сколько фактическое использование фондов соответствует действующим положениям.
Аудитору необходимо проверить:
1) На основании анализа направления фактического использования каждого фонда правомерность его включения в расчет капитала банка.
2) Наличие первичных оправдательных документов по операциям формирования и расходования фондов (протоколы заседаний уполномоченных органов банка о направлении средств в фонды и решения об их расходовании, мемориальные ордера, платежные поручения, расходные кассовые ордера, договора).
3) Путём подсчета остатков по лицевым счетам каждого фонда аудитор должен сверить данные аналитического учета по лицевым счетам с данными синтетического учета по счетам 10702, 10703, 10704.
4) В банке должен быть налажен учет сумм выплаченных из фондов специального назначения конкретным физическим лицам. Аудитор должен убедиться, что эти суммы включены в состав совокупного дохода этих лиц.
18. Проверка правильности расчета собственных средств банка.
В ходе проверки аудитор должен подтвердить достоверность сумм, включенных в расчет капитала, правомерность их отнесения к источникам основного и дополнительного капитала, соблюдение установленной структуры капитала.
Документы, необходимые для проверки:
1) Учредительные документы, устав;
2) Отчёты об итогах выпуска ценных бумаг;
3) Данные баланса банка.
Аудитор основывается на расчёте
собственных средств, которые ежемесячно
составляет банк в установленной
форме и предоставляет в ТУ
ЦБ РФ. По решению уполномоченных органом
коммерческого банка
Прибыль предшествующего года и фонды, сформировавшиеся за счёт неё, при отсутствии аудиторского заключения после первого июля следующего года ни в расчёт основного, ни в расчёт дополнительного капитала не включаются. При анализе сумм прироста имущества находящегося на балансе банка за счёт переоценки, включаются в состав дополнительного капитала. Аудитор должен удостовериться, что переоценка не превышает величину переоценки, рассчитанную исходя из уровня цен и дифференцированных индексов изменения стоимости основных фондов, установленных Госкомстатом РФ.
При анализе структуры собственного капитала аудитор должен исходить из того, что сумма источников дополнительного капитала может включаться в расчёт собственных средств банка в размере, не превышающем величину основного капитала (Шевчук Д. А. Банковские операции. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).
19. Правила работы предприятий с денежной наличностью на территории РФ.
Установлены следующие правила работы предприятий с наличностью:
1) Все предприятия и организации, независимо от организационно – правовой формы, свои свободные денежные средства должны хранить в учреждениях банка на собственных счетах на договорных условиях.
2) Наличные денежные средства, поступившие в кассу предприятия, подлежат обязательной сдаче в учреждения банка для дальнейшего зачисления на счета этих предприятий.
3) Для каждого предприятия в индивидуальном порядке устанавливается лимит и срок сдачи наличных денег. Срок сдачи наличности устанавливается в зависимости от расположения хозяйствующего субъекта относительно его удаленности от банка и может быть установлен в следующем интервале: ежедневно, на следующий день, раз в несколько дней. Лимит остатка наличных денег устанавливается предприятием и учреждениями кредитных организаций ежегодно, для чего предприятие должно предоставить в банк расчет по установленной форме, который утверждается руководителем банка. Если предприятие имеет несколько счетов в разных банках, то оно по своему усмотрению подает расчет в один из банков, а затем остальные банки уведомляются о размере лимита. Лимит может быть пересмотрен в течение года по ходатайству предприятия в случае изменения кассовых остатков, условий сдачи выручки и т. д.
4) Наличные деньги сверх установленного лимита должны быть сданы в банк. Сверх лимита разрешается хранить деньги в кассе в случае выплаты заработной платы, выплат социального характера, стипендий и других пособий не свыше трех дней (для предприятий крайнего севера пяти).
5) Выдача денежной наличности на заработную плату и другие выплаты производится в сроки, установленные кредитной организацией в целях равномерного использования наличных кассовых ресурсов и упорядочения выдачи наличных денег в соответствие с ежегодно составляемыми календарями таких выплат.
6) Предприятие должно согласовывать с банком объем расходований поступающей в кассу наличности на цели, предусмотренные законодательством. В связи с этим на предприятиях и организациях устанавливаются нормы расходования наличных денег из выручки.
20. Порядок проведения проверки предприятий и банков по вопросам организации налично-денежного обращения.
В соответствии с положением
ЦБ РФ №14-П кредитные организации
обязаны не реже 1 раза в 2 года проверять
порядок ведения операций с денежной
наличностью обслуживающихся у
них клиентов. Результаты проверок
оформляются справками. Материалы
проверок рассматриваются руководителями
кредитных организаций. В случае
выявления серьезных
ЦБ РФ в плане комплексной или тематической проверки в обязательном порядке включает вопрос аудита работы кредитной организации со своими клиентами в части ведения кассовых операций.
Данная проверка включает:
1) Наличие и соблюдение плана проверок хозяйствующих субъектов кредитной организацией.
2) Наличие и правильность расчета по установлению лимита остатка наличных денег в кассе.
3) Наличие справок проверок и порядок их оформления.
4) Оценку полноты и степени охвата операций с наличностью проверками.
5) Порядок рассмотрения результатов проверок и характер принятых мер воздействия.
21. Инкассация наличных денежных средств.
С целью ускорения обращения
наличных денег и своевременного
зачисления денежных средств на счёт
предприятий и организаций
В каждой организации, с которой заключается договор на инкассацию, в зависимости от объёма выручки, выдаётся чётное число инкассационных сумок с порядковыми номерами на них. Поступившая в кассу предприятия выручка сдаётся инкассаторам в закрытых сумках. На сумму денег в сумке составляется сопроводительная ведомость в 3-х экземплярах:
1-й вкладывается в сумку и является основанием для приходования денег;
2-й – накладная –
выдаётся инкассатору при
3-я – квитанция с
распиской кассира в приёме
сумки – передаётся
При получении сумки с выручкой инкассатор предъявляет удостоверение личности, доверенность, явочную карточку на сбор выручки у данной организации и одновременно возвращает порожние сумки (Шевчук Д. А. Учет в банках. – Ростов-на-дону: Феникс, 2006).
Инкассируемая выручка, накладная и явочные карточки сдаются старшим бригады инкассаторов кассиру вечерней кассы банка, который регистрирует номера сумок и сумму выручки по накладным. Всё выше перечисленное хранится в сейфе до следующего утра, когда сумки с денежной наличностью и документы передаются в кассу пересчёта.
До начала пересчёта поступившие ценности приходуются: Д-т 20209 – К-т 40906. В процессе пересчёта могут быть выявлены излишки: Д-т 20209 – К-т 40906 или недостатки: Д-т 40906 – К-т 20209. На фактическое количество поступивших в кассу денежных средств делается проводка: Д-т 20202 – К-т 20209. Выручка зачисляется на счета инкассируемых организаций: Д-т 40906 – К-т 401—408.
22. Аудит кассовых операций банка.
Цель проведения проверок кассовых операций банка:
1) Оценка соответствия осуществляемых кредитной организацией кассовых операций федеральному законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.
2) Оценка соблюдения кредитной организацией требований предусмотренных в инструкции №56 по обеспечению сохранности наличных денежных средств и ценностей. 3) Подтверждение достоверности отражения кассовых операций в бухгалтерском учёте.
4) Выявление недостатков в ведении кассовых операций отрицательно сказывающихся на финансовом положении кредитной организации.
Документы необходимые для проведения проверки:
1) Положение о кассовом подразделении кредитной организации (численность подразделения и должностной состав).
2) Договора о материальной ответственности кассовых работников.
3) Приказы и распоряжения о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей.
4) Заключение ТУ ЦБ РФ о технической укреплённости кассового узла.
5) Утвержденный Территориальным Управлением ЦБРФ минимальный остаток денежных средств в кассе банка.
6) Книга учёта наличных денежных средств и ценностей.
7) Оборотная ведомость на дату проверки.
8) Акты ревизий или инвентаризаций.
9) Кассовые и другие документы.
Порядок проверки кассовых операций:
1) Проверяются организационные вопросы, в т. ч.: а) готовность кассового узла к работе; б) наличие приказов и распоряжений о назначении ответственных лиц за ведение кассовой работы и их выполнение; в) соблюдение порядка открытия и закрытия хранилищ; г) сдача хранилища на охрану; д) наличие индивидуальных замков в столах кассиров; е) соблюдение минимально допустимого остатка наличных денежных средств в операционной кассе банка.
2) Проводится ревизия наличных денег и ценностей в т. ч.: а) порядок и условия хранения ценностей; б) пересчитываются наличные банкноты по пачкам и корешкам, монеты по подписи на ярлыках и мешках.
Общая сумма остатка сверяется с книгой учета наличных денег и ценностей и с оборотной ведомостью или балансом. Проводится сплошной полистный пересчет неполных пачек или мешков в поврежденной упаковке (размер пересчета определяется руководителем ревизии); в) пересчитываются другие ценности: чеки, вкладные книжки и другие бланки строгой отчетности; г) составляется акт ревизии.