Стандарты аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:15, доклад

Описание

На уровне государственного регулирования аудита для повышения качества его проведения и внедрения в практику передового опыта, будет проведена стандартизация аудиторской деятельности, будут разработаны и утверждены стандарты аудита, а также положения, которым должны будут следовать все аудиторский фирмы.

Работа состоит из  1 файл

аудит).docx

— 482.31 Кб (Скачать документ)

3) Проверка соблюдения кредитной организацией правил совершения операций с наличными деньгами в т. ч.: а) порядок приёма наличных денег в приходную, в приходно-расходную и вечернюю кассу банка; б) порядок приема вечерней кассой сумок с денежной наличностью от инкассаторов и организация их пересчета; в) визуальное наблюдение за работой кассиров; г) документальная проверка порядка приема и выдачи наличных денег; д) организация работы кассы вне кассового узла; е) организация работы при использовании банкоматов.

23. Аудит депозитных операций кредитной организации.

Цель проведения проверки депозитных операций:

1) Оценка полноты и своевременности исполнения обязательств кредитных организаций перед вкладчиками.

2) Проверка соблюдения норм гражданского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ и внутренних положений кредитной организации.

При осуществлении депозитных операций должны быть соблюдены следующие  условия: 1) Депозитные операции осуществляются только на основании выданной Банком России лицензии (лицензии на осуществлении депозитных операций выдается истечении двух лет со дня регистрации кредитной организации).

2) Отношения между вкладчиками и кредитной организацией регулируются договором банковского вклада. Дополнительно вкладчику может выдаваться сберкнижка.

3) Изменения условий вкладов должно быть оговорено в дополнительном соглашении.

4) Депозиты физических и юридических лиц должны учитываться на отдельных лицевых счетах и дифференцироваться в зависимости от сроков и процентных ставок.

5) Списание или зачисление денежных средств с депозитного счёта для вкладчика юридического лица должно осуществляться только через расчётный счёт.

Документы необходимые для  проверки:

1) Договор банковского вклада.

2) Книга регистрации счетов вкладчика.

3) Внутренние положения по осуществлению депозитных операций (отдельные по каждому виду вкладов, как в филиале, так и в головной организации).

4) Лицевые счета вкладчиков (регистр аналитического учёта).

5) Оборотная ведомость или ведомость остатков с указанием всех счетов (регистры синтетического учета, итоги которых должны быть равны).

6) Отчёт о прибылях и убытках для проверки отнесения начисленного процента на расходы банка.

Порядок проведения проверки депозитных операций предусматривает  проверку следующих направлений:

1) Проверку наличия внутренних положений по осуществлению депозитных операций и его соответствия гражданскому кодексу РФ и действующим норматив актам ЦБ РФ.

2) Проверка наличия и правильности оформления договора банковского вклада.

3) Сверка количества и заключенных договоров с открытыми лицевыми счёта вкладчиков по книге регистрации.

4) Сверка данных аналитического учета с синтетическим (сверяются остатки в лицевых счетах вкладчиков с данными ведомостями остатков).

5) Проверка правильности присвоения номера счета второго порядка балансовым счетам.

6) Проверка корреспонденции счетов (депозитные счета корреспондируют со счетам и 20202, 30102, расчетные счета клиентов).

7) Проверка наличия справок от юридических лиц об уведомлении налоговой инспекции о фактах открытия депозитных счетов.

8) Проверка правильности начисления процентов.

9) Наличия фактов расчётов по депозитам с юридическими лицами наличными деньгами. 10) Проверка своевременности и правильности отражения в балансе кредитной организации выплачиваемых процентов (для этого данные лицевых счетов по учету процентов сопоставляются с данными оборотной ведомости и отчета о прибылях и убытках).

11) Проверка соответствия подписей на расходных документах клиентов заявленных образцам подписей.

24. Депозитные операции юридических лиц, документооборот, возможные нарушения.

Юридические лица могут размещать  имеющиеся у них временно свободные  денежные средства на депозитных счетах в коммерческом банке с целью  получения дополнительного дохода. Однако юридические лица не могут  перечислять средства, находящиеся  во вкладах другим лицам.

На счетах вкладов и  депозитов государственных предприятий, организаций отражают операции только для учета депозитов. Запрещается  предоставление юридическим лицам  возможностей по фактическому открытию дополнительных расчетных счетов: в  договорах на предоставление депозита должен быть оговорен срок использования  банком временно свободных денежных средств юридических лиц, не должно предусматриваться беспрепятственное  расходование зачисленных средств  по распоряжению клиента. Таким образом, юридические лица не должны иметь  возможность проводить операции независимо от наличия претензий  к расчетному счету с нарушением очередности платежей, использовать счет для аккумуляции средств, им не принадлежащих, с последующим  расходованием на реализацию различных  сделок.

Для юридических лиц банки  могут предлагать следующие виды депозитов:

1) открытые – денежные средства, вложенные на счет в банке.

Среди данного вида депозитов  различают: а) депозиты до востребования, по которым нет ограничений по суммам, срокам хранения средств и  их выдача должна быть произведена  по первому требованию вкладчика; б) срочный депозит, открываемый на конкретный срок; в) квазисрочный депозит без определенного срока хранения;

2) закрытые;

3) сейфовые.

От юридических лиц  депозиты принимаются в безналичном  порядке. Предприятия и организации  представляют в свой банк платежное  поручение, на основании которого происходит зачисление средств. При открытии депозита с клиентом заключается договор  в двух экземплярах, один из которых  остается в банке, а другой у клиента. Для открытия депозитного счета  в банке клиент должен представить  справку в банк о регистрации  счета в Налоговой инспекции. Проценты по депозиту уплачиваются по окончании его срока. Они могут  выплачиваться через кассу или  в безналичном порядке. Закрытие счёта депозита юридического лица происходит так же в безналичном порядке.

Наиболее часто встречаются  следующие нарушения порядка  ведения депозитных операций:

1) Отсутствие внутренних документов, регламентирующих порядок ведения депозитных операций.

2) Отсутствие в договоре банковского вклада обязательных реквизитов сумма депозита, ставка процента, срока привлечения, а также включения в договор условия, противоречащего банковскому законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.

3) Привлечение средств в депозиты при наличии ограничений и ли запрета на проведение депозитных операций.

4) Не соответствие сроков учета средств на балансовых счетах сроком, установленном в депозитном договоре.

5) Неперечисление остатков средств по депозитному счету на счет до востребования по окончанию срока действия договора (при отсутствии дополнительного соглашения или оговорки в депозитном договоре об автоматической пролонгации).

6) Отсутствие депозитного договора при лицевом счёта вкладчика.

7) Несвоевременное и неправильное начисление процентов по вкладу.

8) Формирование средств на депозитных счетах клиентов юридических лиц путем внесения в кассу кредитной организации наличных денег или выплата процентов и сумм депозита юридическим лицам наличными деньгами.

25. Депозитные операции физических лиц, документооборот, возможные нарушения.

Привлечённые пассивы  являются основным источником ресурсной  базы банка. Основной удельный вес в  сумме привлечённых средств принадлежит депозитам. Первым этапом взаимоотношений банка и клиента по депозитным операциям является заключение договора банковского вклада. По этому договору одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчик) сумму, обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на неё на условиях и в порядке, предусмотренных в договоре. Договор должен быть заключён в 2-х экземплярах в обязательной и письменной форме с указанием паспортных данных вкладчика. Этот документ передаётся операционисту, ведущему вкладные операции, после чего работник банка открывает на каждого клиента лицевой счёт. В лицевом счёте указывается Ф. И. О. клиента, образец подписи, паспортные данные, номер счёта. При оформлении вклада выдаётся сберкнижка, которая хранится у вкладчика. Записи в ней и в лицевом счёте должны соответствовать друг другу. Приём наличных денег от граждан осуществляется на основе приходного кассового ордера.

Безналичные поступления  во вклады граждан связаны с перечислением  предприятиями и организациями  – работодателями денежных средств в виде заработной платы, премий и т. д. на сберкнижки своих сотрудников. Перечисление оформляется платёжным поручением, где указывается Ф. И. О. конкретного получателя – физического лица. Зачисляются такие средства только во вклады до востребования. Вкладчик может распорядиться о перечислении средств в другой банк, заполнив заявление о переводе денежных средств в другой банк. Выдача средств со вкладов оформляется расходным кассовым ордером с предъявлением сберкнижки и паспорта. При выплате всего оставшегося депозита производится погашение сберкнижки и лицевого счёта.

Наиболее часто встречаются  следующие нарушения порядка  ведения депозитных операций:

1) Отсутствие внутренних документов, регламентирующих порядок ведения депозитных операций.

2) Отсутствие в договоре банковского вклада обязательных реквизитов: сумма депозита, ставка процента, срока привлечения, а также включения в договор условия, противоречащего банковскому законодательству и нормативным актам ЦБ РФ.

3) Привлечение средств в депозиты при наличии ограничений и ли запрета на проведение депозитных операций.

4) Несоответствие сроков учета средств на балансовых счетах срокам, установленным в депозитном договоре.

5) Неперечисление остатков средств по депозитному счёту на счёт до востребования по окончанию срока действия договора (при отсутствии дополнительного соглашения или оговорки в депозитном договоре об автоматической пролонгации).

6) Отсутствие депозитного договора при лицевом счета вкладчика.

7) Несвоевременное и неправильное начисление процентов по вкладу.

8) Формирование средств на депозитных счетах клиентов юридических лиц путем внесения в кассу кредитной организации наличных денег или выплата процентов и сумм депозита юридическим лицам наличными деньгами.

26. Проверка соблюдения правильности открытия расчётных счетов клиентами банка.

Для проведения проверки необходимы следующие документы:

1) Юридические дела клиентов.

2) Книга регистрации открытых счетов.

3) Карточки с образцами подписей и оттиском печати.

4) Ведомость остатков на дату проверки.

5) Лицевые счета клиентов.

Юридическое дело клиента  должно содержать следующие документы:

1) Заявление на открытие расчётного счёта с указанием номера присвоенного балансового счета, заверенного подписью главного бухгалтера коммерческого банка.

2) Учредительные документы, сброшюрованные, пронумерованные и опечатанные.

3) Справка о регистрации органах местной власти (если расчётный счёт открывает индивидуальный предприниматель, то в коммерческий банк предоставляется копия разрешения на осуществление предпринимательской деятельности, заверенная нотариально).

4) Справки о постановке на учет в органах налоговой инспекции, пенсионном фонде, комитете по статистике, фонде обязательного медицинского страхования.

Основные направления  проверки:

1) Проверяется наличие и правильность оформления юридических дел клиентов.

2) Проверяется наличие и правильность оформления карточек с образцами подписей (предоставляются в 2-х экземплярах: 1-й экземпляр должен быть заверен нотариально; 2-ым экземпляром может быть ксерокопия, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера коммерческого банка). В карточке указывается периодичность выдачи выписок по счетам.

3) Проверяется правильность присвоения номера балансового счёта.

4) Проводится сверка ведомости остатков и книги регистрации счетов с юридическими делами и карточками с образцами подписей в части номера балансового счета и наименования клиента.

5) Проверяется порядок хранения юридических дел клиентов. Они должны храниться в сейфе у главбуха или в юридической службе коммерческого банка.

В ходе проверки могут быть выявлены следующие нарушения:

1) Отсутствие отдельных документов в юридическом деле клиента или же документ оформлен неправильно.

2) Неправильно оформлены карточки с образцами подписей.

3) Неправильно присвоен номер балансового счета (ведёт к искажению отчетности коммерческого банка).

4) Расхождение книги регистрации счетов и данных ведомости остатков.

5) Отсутствуют в книге регистрации отметки о закрытии счёта.

6) Несоблюдение порядка хранения юридических дел.

27. Порядок проведения операций по корреспондентским счетам кредитной организации.

Корреспондентские отношения  между банками должны быть основаны на двустороннем договоре, как при  прямых корреспондентских отношениях, так и при установлении корреспондентских  отношений между банками и  РКЦ. При аудите необходимо обратить внимание на то, что договор должен быть подписан лицами, имеющими соответствующие полномочия и заверен печатями 2-х сторон. Печати должны быть четкими, форма заполнения – любая.

Аудит соблюдения порядка  открытия корсчетов включает:

1) Проверку наличия в юридических делах коммерческих банков-респондентов всех обязательных документов.

2) Сопоставление количества заключенных договоров о корреспондентских отношениях с записями в книге регистрации договоров.

3) Проверку правильности оформления договора.

4) Сопоставление данных, указанных в справах на открытие корсчета и остатков средств на них с данными книги регистрации договоров, книги открытых счетов и лицевых счетов корсчета.

Аудит порядка закрытия счёта:

1) Выявление коммерческого банка-респондента, счета которого являются закрытыми на дату составления отчётности на основании записи в книге регистрации счетов и книге регистрации договоров.

2) Выявление, по чьей инициативе осуществляется закрытие корсчета.

3) Проверка наличия картотеки к внебалансовому счету 90903 по данному коммерческому банку-респонденту.

4) Наличие письменного заявления коммерческого банка-респондента о закрытии счёта ЛОРО, либо наличие предписаний ЦБ РФ об ограничении или запрете операций коммерческого банка-респондента по счёту НОСТРО.

5) Проверка наличия неиспользованных денежных чеков коммерческого банка-респондента.

6) Выяснение наличия фактов отражения операций по лицевому счету в день принятия заявления.

Информация о работе Стандарты аудиторской деятельности