Сущность и особенности себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

В работе описывается сущность себестоимости ее роль в определении цены изготовляемого продукта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции.
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости.
1.2 Классификация затрат формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
1.4 Статистические методы изучения себестоимости продукции.
2. Статистическо – экономический анализ продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции
2.2 Использование индексного метода в анализе себестоимости товарной продукции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 164.49 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1. Теоретические  основы себестоимости продукции.

1.1 Понятие и  экономическое содержание себестоимости.

1.2 Классификация  затрат формирующих себестоимость.

1.3 Система показателей  себестоимости продукции.

1.4 Статистические  методы изучения себестоимости  продукции.

2. Статистическо  – экономический анализ продукции.

2.1 Характеристика  структуры затрат на производство  продукции

2.2 Использование  индексного метода в анализе  себестоимости товарной продукции

Заключение

Список использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В настоящее время в России развивается  производство, а вместе с ним рынок  и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при  дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня  можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка  товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника  рынка бороться за свое место. В конкуренции  побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора  влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз  и заключены в себестоимость. [5;4].

     Большинство коммерческих предприятий, прежде чем  начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя — она выравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. [4;3].

     Анализируя  данные учета и отчетности, статистика решает в этой области следующие  основные задачи:

  1. изучает структуру себестоимости по видам затрат и выявляет влияние изменений структуры затрат на динамику себестоимости;
  2. анализирует факторы, влияющие на динамику себестоимости;
  3. выявляет резервы дальнейшего снижения себестоимости и повышения экономической эффективности производства.

     Но  для того, чтобы решать поставленные выше задачи статистики себестоимости  необходимо иметь четкое знание теоретического и практического содержания себестоимости  как экономической категории  и как инструмента, средства, инструменты  воздействия на результаты хозяйственной  деятельности. [6;2].

     Успех предприятия зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

    1. затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;
    2. информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;
    3. знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.

     В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой  области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с  большим объемом производства и  непрерывным его ростом, так как  при этом снижение одного из элементов  затрат себестоимости приводит к  росту конкурентоспособности и  рентабельности продукции

     Целью данной курсовой работы является определение  резервов снижения себестоимости продукции  на предприятии на основе статистико- экономического анализа показателей  себестоимости и использования  статистических методов при их исчислении. Выявление возможностей повышения  эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции  должно опираться на комплексный  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. [15;6]

     В процессе работы был использован  индексный метод, проведен факторный  анализ себестоимости продукции, анализ себестоимости по калькуляционным  статьям, анализ затрат на 1 рубль товарной продукции.

     Объектом  исследования выбранной мою темы «Статистические методы изучения структуры  издержек и их динамика » было выбрано  общество с ограниченной ответственностью «Фокус». Мясокомбинат выпускает большой  ассортимент продукции, объемы затрат производимые в процессе работы предприятия  огромны, а это подчеркивает значение и актуальность выбранной мою  темы на его примере.

     Объектом  исследования является статистические методы изучения структуры издержек. Предметом исследования являются изучения структуры себестоимости по видам  затрат и выявления изменения  структуры издержек, характеристика динамики себестоимости продукции, исследование факторов определяющих уровень  и динамику себестоимости, выявление  возможности ее снижения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические основы статистики  себестоимости продукции 

     1.1 Понятие и экономическое содержание  себестоимости

     В процессе хозяйственной деятельности у предприятия возникают издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти  издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую  часть стоимости продукции и  зависит от изменения условий  производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число  особо значимых показателей эффективности  хозяйственной деятельности. Она  представляет собой затраты предприятия  на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и  доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как  можно определить прибыль? Или для  формирования отпускной цены разве  можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что  обходится предприятию выпускаемая  им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую  «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции  больше себестоимости, то имеет место  расширенное производство. Если в  процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения  этот показатель наиболее чутко реагирует  на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных  видов изделий и в целых отраслях. [8;2].

     В экономической литературе часто  встречается определение, которое  достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

     Себестоимость — это выраженные в стоимостной  форме текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

     В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утвержденого постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552, себестоимость определяется как  стоимостная оценка используемых в  процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

     При планировании, учете и калькулировании  себестоимости продукции предприятие  имеет право суммировать в  себестоимость также и иные произведенные  им расходы и платежи, непосредственно  не связанные с производством  и реализацией продукции. Эти  расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в  дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут  компенсированы предприятию потребителем его продукции. [7;4].

     Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать  с экономических и юридических  позиций. В экономическом ракурсе  себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых  издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом  разрезе себестоимость произведенных  предприятием расходов нужно учитывать  только тогда когда это дозволяет  законодательство.

     Как экономическая категория себестоимость  продукции выполняет ряд важнейших  функций:

  1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  4. определение оптимальных размеров предприятия;
  5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

     Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные: непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия  и полуфабрикаты, топливо, энергия  и т.д.); с обслуживанием производственного  процесса и его управлением; с  оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также  платежи по имущественному страхованию; с затратами на ремонт основных производственных фондов; с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов; с расходами на реализацию продукции.

     Причем  следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных  действующим законодательством  норм или превышают их. То есть эти  компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного  налогообложения прибыли. [10;68].

     В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для  которого определяются затраты, различают  следующие виды себестоимости :

     Себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают  полную производственную себестоимость  и полную (коммерческую) себестоимость  продукции.

     Полная  производственная себестоимость —  это общая сумма прямых и косвенных  затрат на производство товаров или  услуг.

     Полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

     Индивидуальная  себестоимость, т.е. себестоимость -конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при изготовлении уникального оборудования.

     Средняя себестоимость - данный показатель может  быть рассчитан для отдельных  предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и  характеризует средние затраты  на единицу продукции. [12;8]. 

     1.2 Классификация затрат, формирующих  себестоимость

     Основным  документом, которым необходимо руководствоваться  при формировании себестоимости  продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых себестоимость  продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых  при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (в редакции постановлений  Правительства РФ от 26.06.95 № 627, от 01.07.95 № 661, от 20.11.95 № 1133, от 14.10.96 № 1211, от 22.11.96 № 1387, от 11.03.97 № 273) и последующими дополнениями и изменениями.

     В данном положении существует ряд  недостатков. Во-первых, в Положении  не прослеживается четкого критерия в основаниях включения или не включения затрат в себестоимость  продукции. Это приводит к тому, что  на практике возникают сложности  классификации производимых предприятием платежей, относимых на себестоимость, и осуществляемых за счет финансовых результатов его деятельности. Поэтому  в Положение неплохо было бы внести исчерпывающего перечня конкретных платежей, которое предприятие имеет  право включать в себестоимость  продукции, что позволило бы избежать затруднений, ошибок и злоупотреблений  при калькулировании себестоимости. Во-вторых, в нем отсутствует систематизированный  перечень затрат, который позволял бы группировать элементы в зависимости  от экономического содержания. В-третьих, для удобства использования Положения  перечень затрат, не включаемых в себестоимость продукции, следует изложить отдельным разделом с обоснованием причин не включения в себестоимость. В-четвертых, положение не дает исчерпывающего перечня дополнительных платежей, относимых на себестоимость, ограничиваясь лишь указанием о включении в себестоимость «налогов, сборов, платежей и других обязательных отчислений в соответствии с установленным законодательным порядком» или «другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции в соответствии с установленным законодательным порядком».

Информация о работе Сущность и особенности себестоимости продукции