Сущность и особенности себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

В работе описывается сущность себестоимости ее роль в определении цены изготовляемого продукта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции.
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости.
1.2 Классификация затрат формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
1.4 Статистические методы изучения себестоимости продукции.
2. Статистическо – экономический анализ продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции
2.2 Использование индексного метода в анализе себестоимости товарной продукции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 164.49 Кб (Скачать документ)

      Анализ  себестоимости по калькуляционным  статьям показал, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости  составляют сырье и материалы: в 2006 году этот показатель по сравнению  с 2005 годом увеличился на 4,03 %; в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшился на 0,4%. Аналогичная картина характерна и для комплектующих изделий. Затраты на топливо и энергию  имеют устойчивую тенденцию к  снижению ( в 2005 - 8,45, 2006- 8,02, 2007 - 6,92). Зарплата производственных рабочих и  социальные отчисления также постоянно уменьшаются  в структуре общих затрат. Общепроизводственные затраты в 2006 году по сравнению с 2007 годом уменьшились на 0,78 %; в 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается  рост на 2,62 %. Производственная себестоимость  составила в 2005 - 9076 тыс. р., 2006 - 10770 тыс. р., в 2007 - 12721 тыс. р. Цеховая себестоимость  в 2006 году по сравнению с 2005 годом  увеличилась на 2053 тыс. р., 2007 году по сравнению с 2006 годом рост составил 2812 тыс. р. Полная коммерческая себестоимость 2006 году возросла на 2102 тыс. руб., в 2007 году на 2853 тыс. р.

      ООО «Фокус» выпускает несколько  видов мясной продукции, в том  числе вареных колбас. Проведем анализ себестоимости вареных колбасных  изделий на ООО «Фокус» за 2005-2007 годы (таблица 2.5).

    Таблица 2.5 Анализ себестоимости продукции на ООО  «Фокус» по вареных колбас

Наименование  продукции Себестоимость, тыс. руб. Отклонение Структура затрат
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Обыкновенная  колбаса 754 956 1020 +202 +64 27,22 28,27 28,75
Докторская  колбаса 312 452 501 + 140 +49 11,26 13,36 14,12
Московская  колбаса 152 256 296 + 104 +40 5,49 7,57 8,34
Русская колбаса 596 698 700 + 102 +2 21,52 20,64 19,73
Мраморная колбаса 956 1020 1031 +64 + 11 34,51 30,16 29,06
Итого себестоимость вареных изделий 2770 3382 3548 +612 + 166 100 100 100

      Проанализировав себестоимость вареных колбас на ООО «Фокус» можно сделать  следующие выводы: себестоимость  продукции обыкновенной колбасы  увеличилась на 202 тыс. р. в 2006 году, в 2007 году на 64 тыс. р. Себестоимость докторской колбасы возросла на 140 тыс. р. в 2006 и на 49 тыс. р. в 2007. Затраты на производство и реализацию колбасы Московской в 2006 году по сравнению с 2005 году увеличились на 104 тыс. р., в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 40 тыс. р. Себестоимость колбасы Русской в 2006 году возросла на 102 тыс. р. , в 2007 на 2 тыс. р. Себестоимость мраморной колбасы также имеет тенденцию к росту в 2006 году на 64 тыс. р., в 2007 году на 11 тыс. р.

      Общая себестоимость вареных изделий  в 2006 году по сравнению с 2007 годом  увеличилась на 612 тыс. р., в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 166 тыс. р. Таким образом получается, что 2006 году произошел резкий скачок роста  себестоимости, это может быть связано  с подорожанием материалов и повышение  энерго- и теплотарифов. В структуре  затрат на весь объем производимых вареных колбас наибольший удельный вес приходится Мраморную колбасу: в 2005 - 34,51%,в 2006 - 30,16 %, в 2007 - 29,06%. Наибольший удельный вес в структуре общих  затрат также имеют колбасы обыкновенная и русская.

      Наименьшую  долю составляет колбаса Московская в 2005 -5,49%, в 2006 - 7,57%, в 2007 - 8,34%.

      Важным  обобщающим показателем себестоимости  продукции является затраты на рубль  товарной продукции, который отличается тем, что, во- первых, дает обобщенную оценку эффективности затрат и характеризует  уровень издержек на выработку продукции, во-вторых, является универсальным  показателем, который может рассчитываться в любой отрасли производства и на любом коммерческом предприятии, и, в-третьих, позволяет рассчитать рентабельность производства отдельных  видов продукции.

      Определяется  он отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции  к стоимости произведенной продукции  в действующих ценах:

Z = С/ТП;

Где С - себестоимость продукции;

ТП - товарная продукция в стоимостном выражении;

      При этом, чем меньше затрат приходиться  на 1 руб. товарной продукции, тем выше рентабельность продукции. Затраты  на рубль товарной продукции непосредственно  зависят от изменения общей суммы  затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости (оптовой цены) произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают  влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в  свою очередь могут увеличиваться  или уменьшаться за счет ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.

      Проведем  анализ затрат на 1 рубль товарной продукции ООО «Фокус». 
 
 

Таблица 2.7 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции  на ООО «Фокус»

    Элемент затрат
Сумма Темп  роста %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2006г. 2007 г.
Материальные  затраты тыс. р. 7154 8596 10256 120,16 1 19,31
Заработная  плата тыс. р. 2056 2154 2225 104,77 103,30
Социальные  отчисления тыс. р. 535 560 579 104,67 103,39
Амортизация основных средств тыс. р. 1230 1325 2154 107,72 162,57
Прочие  расходы тыс. р. 336 778 1052 231,55 135,22
Итог  по элементам затрат тыс. р. 11311 13413 16266 1 18,58 121,27
Выпуск  товарной продукции тыс. р. 13605 16091 19177 1 18,27 119,18
Зат        Затраты на 1 рубль

 Т                    товарной продукции тыс. р.

                     0.8314  
0,8336
 
0,8482
   
 

      В ходе анализа было выявлено: затраты  на 1 рубль товарной продукции  ООО  «Фокус» составили в 2005 году - 0,8314 руб., 2006 году - 0,8336 р., в 2007 году - 0,8482 руб. Затраты на 1 рубль товарной продукции  увеличиваются в 2006 году по сравнению  с 2005 годом на 0,0022 р.; в 2007 году по сравнению  с 2006 годом на 0,0146 р. Это является отрицательным моментом в деятельности организации и может привести к снижению рентабельности продукции. Необходимо изыскивать пути снижения себестоимости.

      Проведем  факторный анализ затрат на 1 рубль  товарной продукции методом цепных подстановок с помощью таблицы 2.8, используя данные 2006 и 2007 годов:

      Факторная модель 3-ты на 1руб. ТП = Зо/ТП, где Зо - общие затраты (кратная модель). Оба фактора количественные.

           Таблица 2.8

    Подстановка Зо ТП 3-ты на 1 руб.  ТП
    1 13413 16091 0,8336
    2 16266 16091 1,0109
п

J

16266 19177 0,8482
Влияние факторов 0,1773 -0,1627 0,0146
 

      Факторный анализ показал, что общие затраты  выросли, это привело к увеличению затрат на 1 руб. товарной продукции  на 0,1773 руб.; затраты на 1 руб. товарная продукция уменьшились на 0,1627 руб. за счет роста товарной продукции.

 
2.2. Использование индексного метода  в анализе себестоимости товарной  продукции.

      Рассмотрим  эти вычисления на примере данных ООО «Фокус» по колбасе «Обыкновенная» за 2006 - 2007г. Производство одного килограмма должно обходиться по плановым расчетам в 100 руб., фактически оно обходится  в 105 руб., в предыдущем периоде -110 руб.; фактически изготовлено 9714 кг. в 2007 г., планировалось изготовить 9000 кг. Определяем индивидуальные индексы себестоимости.

Индекс  планового задания: (4) 
 

Т.е  планируется снижение на 9 %

(6)

Т.е  сверхплановый рост 5%

Индекс  динамики:

(3)

Перечисленные индексы взаимосвязаны:

  (5)

1,05*0,95=0,.955

      Таким образом, при плановом задании снижение себестоимости одного килограмма  на 9%  фактически произошло  снижение на 5% . В  результате получен  перерасход ресурсов.

Обща  сумма перерасхода (экономии) от изменении себестоимости  изделия определяется по формуле 

 

В нашем случае (105-110)*9714=-48570

      Вычтя из фактической экономии плановую, получим  сверх плановую экономию (перерасход):

 р.

      При изучении динамики себестоимости  по колбасе «Обыкновенной» видно, что при  снижении себестоимости  на 5% от планируемых 9% экономия составила 48570 рублей, однако если сравнить с нормативной  себестоимостью, то перерасход составил 41430 рублей.

      Проведем  индексный анализ по двум видам колбас ( таблица 2.9)

Наименование  продукции Количество  произведенной продукции Затраты на производство 1 кг продукции
2006 год 2007 год 2006 год 2007 год
Колбаса «Обыкновенная» 8691 9714 110 105
Колбаса «Докторская» 2659 2783 130 12

                  Таблица 2.9 – Исходные данные для анализа себестоимости  продукции  ООО «Фокус» за 2006-2007г 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность и особенности себестоимости продукции