Сущность и особенности себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

В работе описывается сущность себестоимости ее роль в определении цены изготовляемого продукта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции.
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости.
1.2 Классификация затрат формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
1.4 Статистические методы изучения себестоимости продукции.
2. Статистическо – экономический анализ продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции
2.2 Использование индексного метода в анализе себестоимости товарной продукции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 164.49 Кб (Скачать документ)

     В себестоимость продукции включаются стоимость потребляемых в процессе производства средств и предметов  труда (амортизация, стоимость сырья, материалов, топлива, энергии и т. п.), часть стоимости живого труда (оплата труда), стоимость покупных изделий и полуфабрикатов, затраты  на производственные услуги сторонних  организаций. Расходы на оборудование рабочих мест специальными устройствами, по обеспечению специальной одеждой, обувью, созданию шкафчиков для спец.одежды, сушилок, комнаты отдыха и других условий, предусмотренных специальными требованиями, относятся на себестоимость. Многие из этих затрат можно планировать  и учитывать в натуральной  форме, т. е. в килограммах, метрах, штуках и т. д. Однако, чтобы подсчитать сумму  всех расходов предприятия, их нужно  привести к единому измерителю, т. е. представить в денежном выражении.

     Дополнительно в себестоимость промышленной продукции  включаются: отчисления на социальное страхование (пропорционально заработной плате), проценты за банковский кредит, затраты по поддержанию основного  капитала в работоспособном состоянии, премиальные выплаты, предусмотренные  положениями о премировании на предприятиях и другие затраты.

     В себестоимость выпускаемой продукции  включаются не все издержки предприятия. Так, например, не включаются расходы непромышленных хозяйств (детские сады, поликлиники, общежития, школы, клубы и т. п., находящиеся на балансе предприятия), затраты на мероприятия по охране здоровья и организации отдыха, затраты непосредственно не связанные с участием работников в производственном процессе, единовременные материальные поощрения работников не включаются в себестоимость продукции и осуществляются за счет средств, выделяемых на социальные нужды из прибыли.

     На  практике в целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат, входящих в себестоимость  продукции, применяются две взаимодополняющие  классификации: поэлементная и калькуляционная.

     Однородные  по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где  они расходуются и на какие  цели.

     Все затраты, образующие себестоимость  продукции, группируются в связи  с их экономическим содержанием  по следующим элементам (статьям): материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

     Прочие  затраты — это платежи по процентам, износ нематериальных активов, командировочные  расходы, компенсационные выплаты  сверх оплаты по труду, представительские  расходы, расходы на рекламу, расходы  на подготовку кадров, арендная плата, обязательные страховые платежи, налоги включаемые в себестоимость (земельный  налог, транспортный, гербовый сбор, государственная  пошлина, допустимые выбросы загрязняющих веществ), расходы на ремонт основных средств (ремонтный фонд) и др.

     Таким образом, поэлементный анализ себестоимости  показывает, каковы конкретно расходы  на производство продукции, независимо от их места и непосредственного  назначения.

     Для внутрипроизводственного анализа  и выявления резервов снижения себестоимости  продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия  по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в  зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация  затрат по калькуляционным статьям, которую можно представить в  следующем виде:

  1. сырье и материалы;
  2. комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера, приобретенные у других предприятий;
  3. топливо и энергия всех видов на технологические цели;
  4. возвратные (используемые в производстве) отходы (вычитаются из себестоимости и учитываются по цене возможного использования, которую предприятие определяет самостоятельно);
  5. потери от брака;
  6. заработная плата (основная и дополнительная) производственных рабочих;
  7. отчисления на социальные нужды ( в фонды обязательного страхования);
  8. затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
  9. общепроизводственные (цеховые) затраты (накладные расходы)

     10.общехозяйственные  (общезаводские или общефабричные)  затраты;'

     11.внепроизводственные  (коммерческие) затраты на реализацию  продукции.

     В результате последовательного сложения перечисленных калькуляционных  статей получается система показателей  себестоимости:

    1. производственная себестоимость (ПС) = 1+2+3-4+5+6+7;
    2. цеховая себестоимость (ЦС) = ПС + 8 + 9 ;
    3. полная производственная или фабрично-заводская себестоимость (ФЗС) = ЦС+ 10;
    4. полная (коммерческая) себестоимость (КС) = ФЗС +11.

     Первые  три показателя являются характеристиками собственно производства, а четвертый  включает в себя такие затраты, связанные  не только с производством продукции (что отражено в названии данного  агрегата), но и с процессом ее реализации. Это, например, расходы  на непосредственные операции по продаже  продукции, т.е. связанные со сменой собственника товара (например, затраты  на все виды рекламы, включая участие  в выставках, выплата процентов  по кредитам), именуемые в экономической литературе чистыми издержками. Кроме того, к внепроизводственным расходам относят дополнительные издержки, т.е. затраты на проведение операций, непосредственно связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения. Эти затраты относятся в состав коммерческих расходов и включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).

     Общепроизводственные  и общехозяйственные расходы  относятся к накладным расходам. Общепроизводственные накладные расходы  — это расходы на обслуживание и управление производством.

     В состав общепроизводственных накдадных  издержек включаются: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые  расходы на управление.

     Общехозяйственные накладные расходы, или накладные  расходы непроизводственного назначения, связаны с функцией руководства, управления, которые осуществляются в рамках предприятия, компании, фирмы  в целом. В состав этих расходов включается несколько групп: административно-управленческие, общехозяйственные, налоги, обязательные платежи, отчисления и пр .

     Основными называются затраты, непосредственно  связанные с технологическим  процессом производства, — на сырье  и основные материалы, вспомогательные  и другие расходы. кроме общепроизводственных и общехозяйственных.

     Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят  из общепроизводственных и общехозяйственных  расходов.

     К текущим относятся расходы, имеющие  частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов.

     К единовременным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и  освоение выпуска новых видов  продукции, расходы, связанные с  пуском новых производств, и др.

     Производительными считаются затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации  производства.

     Непроизводительные  расходы являются следствием недостатков  в технологии и организации производства (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

     Важное  значение для анализа и управления издержками производства на предприятии  с целью их снижения имеет классификация  затрат на условно-постоянные и условно-переменные.

     Условно-постоянные затраты — затраты, которые не изменяются или изменяются незначительно  в зависимости от изменения объема производства. К ним относятся: амортизация  зданий и сооружений, расходы на управление производством и предприятием в целом, арендная плата и др.

     Условно-переменные затраты — затраты, которые изменяются прямо пропорционально изменению  объема производства. К ним относятся: сдельная заработная плата рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие  изделия, технологическое топливо  и энергию и др. [13; 144]. 

 
     1.3. Система показателей себестоимости  продукции

     Для анализа уровня и динамики изменения  стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость  товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

     Смета затрат на производство - наиболее общий  показатель, который отражает всю  сумму расходов предприятия по его  производственной деятельности в разрезе  экономических элементов. В ней  отражены, во- первых, все расходы  основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и  валовой продукции; во-вторых, затраты  на работы и услуги непромышленного  характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные  и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти  расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

     В себестоимость товарной продукции  включают все затраты предприятия  на производство и сбыт товарной продукции  в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой  продукции равна себестоимости  товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой  продукции. Они определяются как  разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен. [11; 126]

     Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты  на производство должны приводиться  к одному объему. Себестоимость единицы  продукции (калькуляция) показывает затраты  предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в  расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном  расчете, планировании и сравнительном  анализе.

     Показатель  снижения себестоимости сравнимой  товарной продукции применяется  для анализа изменения себестоимости  во времени при сопоставимом объеме и структуре товарной продукции  на тех предприятиях, которые имеют  устойчивый по времени ассортимент  изделий. Под сравнимой понимают такую продукцию, которая производилась  серийно или массово в предшествующем году. К ней относится и частично модернизированная продукция, если эти изменения не привели к  введению новых моделей, стандартов и технических условий.

     Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции  в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе  снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень  и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

     Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

  1. по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;
  2. по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
  3. по характеру данных, отражающих расчетный период, - фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
  4. по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п. [9; 16]
 

     1.4 Статистические методы изучения  себестоимости продукции

       Метод группировок 

     Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции  по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Информация о работе Сущность и особенности себестоимости продукции