Сущность и особенности себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

В работе описывается сущность себестоимости ее роль в определении цены изготовляемого продукта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции.
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости.
1.2 Классификация затрат формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
1.4 Статистические методы изучения себестоимости продукции.
2. Статистическо – экономический анализ продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции
2.2 Использование индексного метода в анализе себестоимости товарной продукции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 164.49 Кб (Скачать документ)

     2. Статистико-экономический  анализ себестоимости продукции 

     2.1. Характеристика  структуры затрат на производство

           На основе группировки  затрат по экономическим элементам  можно охарактеризовать структуру  себестоимости продукции. В различных  отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические  особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных  отраслей.

     В зависимости от того удельный вес  каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли  трудоемкие (угольная, горно-рудная промышленность, лесозаготовки), материал емкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим  удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всего для определения  путей снижения себестоимости. [3;7] 

Таблица 2.1 Основные экономические показатели ООО «Фокус» за 2005-2007 гг.

Показатель 2005 г. (тыс. р.) 2006 г. (тыс. р.) Абсолютн ое

отклонени е

2007 г. (тыс. р.) Абсолютн ое

отклонени

е

Выручка от реализации товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) 13605 16091 +2486 19177 +3086
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг (без учета коммерческих и  управленческих расходов) 11106 13159 +2053 15971 +2712
 
 
 
 
 
 
 
 
Расходы периода: 205 254 +49 295 +41
• коммерческие 80 122 +42 150 +28
• управленческие 125 132 +7 145 + 13
Прибыль (убыток) от продаж 2294 2678 +384 2911 +233
Сальдо  операционных - 31 +31 35 +4
результатов          
Прибыль (убыток) от 2294 2709 +415 2946 +237
финансово-хозяйственной          
деятельности          
Сальдо  внереализационных - - - -24 -24
результатов          
Прибыль (убыток) отчетного 2294 2709 +415 2922 +213
периода          
           
Налог на прибыль 551 650 +99 701 +51
Чистая  прибыль 1743 2059 +316 2221 +162
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таким образом, выручка от реализации товаров  увеличилась в 2006 году по сравнению  с 2005 годом на 2486 тыс. р., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 3086 тыс. р., себестоимость реализованных  товаров, работ, услуг также изменилась: в 2006 году по сравнению с 2005 годом  на 2053 тыс. р., в 2007 году по сравнению  с 2005 годом 2712 тыс. р., прибыль от продаж 2007 году составила 2911 тыс. р., что на 233 тыс. р. больше, чем в 2006 году, прибыль  отчетного периода в 2005 году по сравнению  с 2006 годом увеличилась на 415 тыс. р., а 2007 году по сравнению с 2006 годом  на 213 тыс. р., налог на прибыль увеличился на 99 тыс. р. в 2006 году и на 51 тыс. р. в 2006 году, чистая прибыль в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличилась  на 316 тыс. р., а в 2007 году по сравнению  с 2006 годом на 162 тыс. р.

      Проведем  анализ себестоимости продукции  на ООО «Фокус». При расчете себестоимости  по элементам затрат в ее состав включаются следующие расходы: оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств; прочие затраты.

    Таблица 2.2 Анализ себестоимости продукции на ООО «Фокус» по экономическим элементам

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Материальные  затраты 7154 8596 10256 63,25 64,09 63,05
Заработная  плата 2056 2154 2225 18,18 16,06 13,68
Социальные  отчисления 535 560 579 4,73 4,17 3,56
Амортизация основных средств 1230 1325 2154 10,87 9,88 13,24
Прочие  расходы 336 778 1052 2,97 5,8 6,47
Итог  по элементам затрат 11311 13413 16266 100,00 100,00 100,00
 

      Из  проведенного анализа себестоимости  продукции по экономическим элементам  на ООО «Фокус» можно сделать  следующие выводы: производство на предприятии является материал емким, так как доля материальных затрат в общей себестоимости составляет 63,25% в 2005 году, 64,09 % в 2006 году и 63,05 % в 2007 году. Материальные затраты в 2007 году по сравнению с 2006 годом уменьшились, и это может быть связано с  использованием более дешевого сырья  и материалов в производстве. Доля заработной платы имеет тенденцию  к снижению, так в 2006 году по сравнению  с 2005 годом она уменьшилась на 2,12%; в 2007 году по сравнению с 2006 годом  на 2,38%). Социальные отчисления в фонд социальной защиты также имеют тенденцию  к снижению в 2006 году уменьшение по сравнению с 2005 годом составило 0,56 %, а в 2007 году по сравнению с 2006 годом 0,61%. Амортизация основных средств  в 2006 году снизилась на 0,99 % по сравнению  с 2005 годом., это связано с проведенной  переоценкой основных средств, а  также с постепенным износом  и списанием производственных фондов. В 2007 году по сравнению с 2006 годом  доля амортизационных отчислений в  общей себестоимости продукции  увеличилась на 3,36 %. Это также  связано с переоценкой основных средств, а также с увеличением  стоимости производственных фондов. Доля прочих расходов имеет тенденцию  к росту на 2,83 % в 2005 году и на 0,67 % в 2006 году. Причины этому могут  быть следующие: увеличение доли кредитов и процентных ставок, что значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве; подорожание стоимости энерго и тепло тарифов; существенное повышение роли рекламы (предприятие стало больше средств расходовать на эти цели) и расходов связанных с реализацией продукции.

      Проведем  факторный анализ себестоимости  продукции на ООО «Фокус» Факторная  модель С/с = ФОТ+МЗ+А+Пр - (аддитивная модель), где С/с - затраты на производство продукции. Проведем факторный анализ методом цепных подстановок, используя  данные 2006 и 2007 годов( таблица 2.3): 

Таблица 2.3 Факторный  анализ себестоимости продукции ООО «Фокус»

Подстановка ФОТ МЗ А Пр С/с
1 2714 8596 1325 778 13413
2 2804 8596 1325 778 13503
3 2804 10256 1325 778 15163
4 2804 10256 2154 778 15992
5 2804 10256 2154 1052 16266
 
     
  1. А С/сФ0Т= 13503-13413 = 90 тыс. руб.
  2. Л С/смз= 15163-13503 = 1660 тыс. руб.
  3. А С/сА = 15992-15163 = 829 тыс. руб.
  4. А С/спр = 16266-15992 = 274 тыс. руб.

     Проверка: АС/с = 16266-13413 = 2853; £ = 90+1660+829+274= 2853

      Факторный анализ показал, что себестоимость  продукции в ООО «Фокус» в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 2853 тыс р. увеличилась, при этом затраты  выросли на 90 тыс. руб. за счет фонда  оплаты труда; на 1660 тыс. руб. за счет увеличения материальных затрат а 829 тыс. руб. за счет увеличения амортизации и на 274 тыс. руб. за счет увеличение прочих затрат. Определим, какой фактор оказал наибольшее влияние на изменение затрат на производство продукции:

| 90 | + | 1660 | + | 829 | + | 274 | =2853тыс. руб.

90/2853=3,15%; 1660/2853=58,18%; 829/2853=29,06; 274/2853=9,61. . Таким образом,  наибольшее влияние на изменение  себестоимости оказал рост материальных  затрат (количественный показатель).

Далее выполним анализ себестоимости продукции  предприятия по калькуляционным  статьям (таблица 2.4) 

            Таблица 2.4 Анализ себестоимости  продукции на ООО «Фокус» по калькуляционным  статьям

Элемент затрат Сумма, тыс. руб. Сумма, тыс. руб. Абсолют ное

отклоне ние

Сумма, тыс. руб. Абсолют ное

отклоне ние

Структура затрат, %
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
  Сырье и материалы 4962 6425 + 1463 7726 + 1301 43,87 47,9 47,50
Комплектующие изделия 1322 1231 -91 1562 +331 1 1,69 9,18 9,60
Топливо и энергия 956 1076 + 120 1125 +49 8,45 8,02 6,92
  Возвратные отходы 86 136 +50 157 +21 0,76 1,01 0,97
Потери  от брака - - - - - - - -
Заработная  плата

производственных

рабочих

1525 1725 +200 1956 +231 13,48 12,86 12,03
Социальные  отчисления 397 449 +52 509 +60 3,51 3,35 3,13
  Затраты на содержание и

эксплуатацию

оборудования

1526 1896 +370 2225 +329 11,96 12,11 11,74
  Общепроизводственные расходы 504 493 -11 1025 +532 4,46 3,68 6,30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Общехозяйственные расходы 125 132 +7 145 + 13 1,11 0,98 0,89
Внепроизводственные расхожы 80 122 +42 150 +28 0,71 0,91 0,92
Итог  по элементам затрат 11311 13413 +2102 16266 +2853 100,00 100,00 100,00
 
 
 

Рассчитаем  виды себестоимости продукции ООО «Фокус»:"

    1. производственная себестоимость
      1. год = 4962+1322+956-86+1525+397 =9076, тыс. р.
      2. год = 6425+1231+1076-136+1725+449 = 10770, тыс. р.
      3. год = 7726+1562+1125-157+1956+509 = 12721; тыс. р.
    2. цеховая себестоимость

2005 год  = 9076+1526+504 = 11106, тыс. р.

2006год= 10770+1896+493 = 13159, тыс. р.

2007 год  = 12721+2225+1025 = 15971;тыс. р.

    1. полная производственная себестоимость

2005 год  = 11106+125 =11231,тыс. р.

2006год  =13159+122 =13291,тыс. р.

2007 год  =15971+145 =16116;тыс. р.

    1. полная коммерческая себестоимость

2005 год  =11231+80 =11311,тыс. р.

2006год  =13291+122 = 13413,тыс. р.

2007 год  = 16116+150= 16266. тыс. р.

        В ходе анализа было выявлено, что сырье и материалы в  2006 году по сравнению с 2005 годом  возросли на 1463 тыс. р., а в 2007 году по сравнению с 2006 годом  на 1301 тыс. р. Зарплата производственных  рабочих составила в 2005 – 1525 тас. р., 2006 – 1725 тыс. р., 2007 –  1956 тыс. р.. Таким образом в 2006 году по сравнению с 2005 годом  рост составил 200 тыс. р., в 2007 году  по сравнению с 2006 годом - 231 тыс. р. Социальные отчисления  имеют тенденцию к увеличению 2006 году изменение составило 52 тыс. р. в 2007 - 60 тыс. р. Общепроизводственные  расходы в 2006 году по сравнению  с 2005 годом уменьшились на 11 тыс.  р., а 2007 году по сравнению с  2006 годом произошел резкий скачок  в сторону увеличения на 532 тыс.  р. Общехозяйственные затраты  увеличились в 2006 году на 7 тыс.  р., в 2007 на 13 тыс. р. Итого затраты  увеличились в 2006 году на 2102 тыс.  р., 2007 на 2853 тыс. р. по сравнению  с 2006 годом. 

Информация о работе Сущность и особенности себестоимости продукции