Сущность и особенности себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:17, курсовая работа

Описание

В работе описывается сущность себестоимости ее роль в определении цены изготовляемого продукта.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы себестоимости продукции.
1.1 Понятие и экономическое содержание себестоимости.
1.2 Классификация затрат формирующих себестоимость.
1.3 Система показателей себестоимости продукции.
1.4 Статистические методы изучения себестоимости продукции.
2. Статистическо – экономический анализ продукции.
2.1 Характеристика структуры затрат на производство продукции
2.2 Использование индексного метода в анализе себестоимости товарной продукции
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 164.49 Кб (Скачать документ)

     Группировка по статьям калькуляции позволяет  произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному  конкретному назначению. Эта группировка  имеет большое значение, так как  дает возможность выявить затраты  на отдельных участках производства и тем самым вклад каждого  участка в себестоимость продукции.

     Методика  группировки затрат (Cost aggregation) - классификация  затрат в зависимости от задач  финансового анализа:

     - по способу отнесения на себестоимость:  на прямые и косвенные; 

     - по функции в производственно-коммерческом  цикле: на производственные, коммерческие  и административные;

     - по отношению к объему производства: на переменные и постоянные; 

     Индексный метод 

     Индекс - это результат сравнения двух одноименных показателей, при исчислении которого следует различать числитель  индексного отношения (сравниваемый или  отчетный уровень) и знаменатель  индексного отношения (базисный уровень, с которым производится сравнение). Выбор базы зависит от цели исследования. Если изучается динамика, то за базисную величину может быть взят размер показателя в периоде, предшествующем отчетному. Если необходимо осуществить территориальное  сравнение, то за базу можно принять  данные другой территории. За базу сравнения  могут приниматься плановые показатели, если необходимо использовать индексы  как показатели выполнения плана.

     Индивидуальные  индексы (i) - это индексы, которые  характеризуют изменение только одного элемента совокупности.

     Общий (сводный) индекс (I) характеризует изменение  по всей совокупности элементов сложного явления. Если индексы охватывают только часть явления, то их называют групповыми. В зависимости от способа изучения общие индексы могут быть построены  или как агрегатные (от лат. аggrega - присоединяю) индексы, или как средние  взвешенные индексы (средние из индивидуальных).

     Индекс затрат на выпуск продукции (ЗВП), который отражает изменение затрат на производство и может быть как индивидуальным, так и агрегатным.

     Индивидуальный индекс ЗВП отражает изменение затрат на производство одного вида и определяется по формуле 

     

(1) 

     где zи z- себестоимость единицы продукции искомого вида в текущем и базисном периодах; qzи qz- суммы затрат на выпуск продукции искомого вида в текущем и базисном периодах.

     Индивидуальный индекс СП характеризует изменение стоимости продукции данного вида и имеет вид: 

     

(2) 

     где pи p- цена единицы продукции данного вида в текущем и базисном периодах; qpи qp- стоимость продукции данного вида в текущем и базисном периодах.

     Методика  расчета себестоимости единицы  продукции видна из следующего соотношения: 

     

, (3) 

     где - средние затраты на единицу продукции (себестоимость единицы продукции);

      - затраты i-го вида ресурса;

      - количество единиц продукции.

     В анализе себестоимости единицы  продукции применяются показатели:

  • себестоимость единицы продукции за предыдущий год ( );
  • планируемая себестоимость единицы продукции на предстоящий год ( ),
  • фактическая себестоимость единицы продукции ( ).

     Динамика  себестоимости единицы продукции  изучается индексным методом.

  • индекс планового задания по себестоимости    ; (4)
  • индекс динамики себестоимости                         ;  (5)
  • выполнение плана по себестоимости                  ; (6)
 

     Между этими индексами существует взаимосвязь: 

     

(7)

     

(8) 

     При изучении динамики себестоимости единицы  продукции одного вида по совокупности предприятий рассматривается следующая  система взаимосвязанных индексов средней себестоимости: 

     

, (9) 

     где -(10) индекс средней себестоимости (индекс себестоимости переменного состава); 

     

-(11) 

     индекс  структурных сдвигов (характеризует  влияние на динамику средней себестоимости  изменения структуры выпуска  продукции, т.е.  изменение доли производства более дорогой и более дешевой  продукции); 

     

-(12) 

     индекс  себестоимости постоянного состава (характеризует влияние на динамику средней себестоимости изменения  себестоимости единицы продукции  на отдельных предприятиях);

     

-(13) 

     доля  производства продукции с i-ым уровнем себестоимости в общем объёме продукции.

     Индекс  планового задания по себестоимости  сравнимой продукции: 

     

(14) 

     Числитель представляет собой сумму плановых затрат на продукцию, знаменатель –  условная сумма затрат на плановый объём продукции при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя –плановая экономия (перерасход ) средств на весь объём плановой продукции в связи с изменением планового уровня себестоимости относительно её базисного уровня. 

     

.(15) 

     Индекс  выполнения плана по себестоимости  сравнимой продукции: 

     

(16) 

     Числитель  представляет собой сумму фактических  затрат на продукцию отчётного периода, знаменатель – условная сумма  затрат на ту же продукцию отчётного  периода при сохранении базисной себестоимости на каждый вид продукции. Разность числителя и знаменателя  – сверхплановая экономия (перерасход) средств на весь объём фактически произведенной продукции в связи  с отклонением фактического уровня себестоимости от ее планового уровня. 

     

(17) 

     3.3 Графический метод, метод относительных и средних показателей 

     Cтатистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. . Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых  статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа. Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.  Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат. Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую. Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графе и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое  обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенным порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними. Последний элемент графика – экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.

     Результаты  статистического наблюдения регистрируются прежде всего в форме первичных абсолютных величин. Так, основная масса народнохозяйственных абсолютных показателей фиксируется в первичных учетных документах. Абсолютная величина отражает уровень развития явления.

     В статистике все абсолютные величины являются именованными, измеряются в  конкретных единицах и, в отличие  от математического понятия абсолютной величины, могут быть как положительными, так и отрицательными (убытки, убыль, потери и т.п.).

     Натуральные единицы измерения могут быть простыми (тонны, штуки, метры, литры) и  сложными, являющимися комбинацией  нескольких разноименных величин (грузооборот  железнодорожного транспорта выражается в тонно-километрах, производство электроэнергии – в киловатт-часах). В статистике применяют и абсолютные показатели, выраженные в условно-натуральных  единицах измерения (например, различные  виды топлива пересчитываются в  условное топливо).

     Поскольку абсолютные показатели – это основа всех форм учета иприемов количественного анализа то следует разграничивать моментные и интервальные абсолютные величины. Первые показывают фактическое наличие или уровень явления на определенный момент, дату (например, наличие запасов материалов или оборотных средств, величина незавершенного производства, численность проживающих и т.д.). Вторые – итоговый накопленный результат за период в целом (объем произведенной продукции за месяц или год, прирост населения за определенный период, величина валового сбора зерна за год и за пятилетку и т.п.).

     Относительная величина в статистике – это обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. Так как многие абсолютные величины взаимосвязаны, то и относительные величины одного типа в ряде случаев могут определяться через относительные величины другого типа.

     Основное  условие правильного расчета  относительной величины – сопоставимость сравниваемых показателей и наличие  реальных связей между изучаемыми явлениями. Таким образом, по способу получения  относительные показатели – всегда величины производные, определяемые в  форме коэффициентов, процентов, промилле, продецимилле и т.п. Однако нужно  помнить, что этим безразмерным по форме показателям может быть, в сущности, приписана конкретная, и иногда довольно сложная, единица измерения. Так, например, относительные показатели естественного движения населения, такие как коэффициенты рождаемости или смертности, исчисляемые в промилле (‰), показывают число родившихся или умерших за год в расчете на 1 000 человек среднегодовой численности; относительная величина эффективности использования рабочего времени – это количество продукции в расчете на один отработанный человеко-час и т.д.

     Средняя величина – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления. Он выражает величину признака, отнесенную к единице совокупности.

     Средняя всегда обобщает количественную вариацию признака, т.е. в средних величинах  погашаются индивидуальные различия единиц совокупности, обусловленные случайными обстоятельствами. В отличие от средней  абсолютная величина, характеризующая  уровень признака отдельной единицы  совокупности, не позволяет сравнивать значения признака у единиц, относящихся  к разным совокупностям. Так, если нужно  сопоставить уровни оплаты труда  работников на двух предприятиях, то нельзя сравнивать по данному признаку двух работников разных предприятий. Оплата труда выбранных для сравнения  работников может быть не типичной для этих предприятий. Если же сравнивать размеры фондов оплаты труда на рассматриваемых  предприятиях, то не учитывается численность  работающих и, следовательно, нельзя определить, где уровень оплаты труда выше. В конечном итоге сравнить можно  лишь средние показатели, т.е. сколько  в среднем получает один работник на каждом предприятии. К степенным средним относятся такие наиболее известные и часто применяемые виды, как средняя геометрическая, средняя арифметическая и средняя квадратическая.

     В качестве структурных средних рассматриваются мода и медиана.

     Остановимся на степенных средних. Степенные  средние в зависимости от представления  исходных данных могут быть простыми и взвешенными. Простая средняя считается по не сгруппированным данным и имеет следующий общий вид: 

     

,(18) 

     где X– варианта (значение) осредняемого признака;

     m – показатель степени средней;

     n – число вариант.

     Взвешенная  средняя считается по сгруппированным данным и имеет общий вид

     

,(18) 

     где X– варианта (значение) осредняемого признака или серединное значение интервала, в котором измеряется варианта; 

     m – показатель степени средней;

     f– частота, показывающая, сколько раз встречается i-e значение осредняемого признака 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность и особенности себестоимости продукции