Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:15, реферат

Описание

Одним из основных путей совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита.
Еще в 1948 году члены Американского института присяжных бухгалтеров одобрили и приняли десять положений под названием «Общепринятые стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения существенно не менялись и лежат в основе стандартов, разработанных Комитетом по международной аудиторской практике.

Содержание

Введение
1) 1.1 Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности
1.2 Исторические предпосылки возникновения стандартов аудита
2) Механизм разработки Международных стандартов аудита
3) 3.1 Назначение и классификация Международных стандартов аудита
3.2 Структура Международных стандартов аудита
4) Порядок применения Федерального стандарта аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита»
5) Сравнительная характеристика Международного стандарта аудита №230 «Документирование» с Федеральным стандартом №2 «Документирование аудита»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Международный стандарт аудита №230 «Документирование»
Приложение №2
Федеральный стандарт №2 «Документирование аудита»

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение

1) 1.1 Сущность и значение  стандартов аудиторской деятельности

1.2 Исторические предпосылки  возникновения стандартов аудита

2) Механизм разработки  Международных стандартов аудита

3) 3.1 Назначение и классификация  Международных стандартов аудита

3.2 Структура Международных  стандартов аудита

4) Порядок применения  Федерального стандарта аудиторской  деятельности №2 «Документирование  аудита»

5) Сравнительная характеристика  Международного стандарта аудита  №230 «Документирование» с Федеральным  стандартом №2 «Документирование  аудита»

Заключение

Список используемой литературы

Приложение №1

Международный стандарт аудита №230 «Документирование»

Приложение №2

Федеральный стандарт №2 «Документирование  аудита»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одним из основных путей  совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской  деятельности. Основополагающее место  при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита.

Еще в 1948 году члены Американского  института присяжных бухгалтеров  одобрили и приняли десять положений  под названием «Общепринятые  стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения  существенно не менялись и лежат  в основе стандартов, разработанных  Комитетом по международной аудиторской  практике.

1) 1.1 Сущность и значение стандартов  аудиторской деятельности

Все профессии имеют технические и этические стандарты, которые служат руководством для лиц данной профессии при выполнении ими обязанностей и регулировании отношений с различны группами пользователей.

Слово «стандарт» буквально переводится как образец, т. е. в нашем случае как набор общепринятых требований к работе аудитора. Профессиональные технические и этические стандарты устанавливают минимальный уровень исполнения и качества, которого ожидают от аудитора их клиенты и общественность. В отличие процедур аудита, которые выполняются шаг за шагом и изменяются в зависимости от масштабов производства клиента, специализации, системы бухгалтерского учета и других обстоятельств, стандарты являются мерой качества исполнения работы. Аудиторские стандарты должны быть неизменными независимо от спектра деятельности.

Аудиторские стандарты формируют  единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки. По мере изменения экономической ситуации в стране стандарты периодически пересматриваются.

На основе аудиторских  стандартов формируются учебные  программы подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Стандарты определяют общий  подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии, независимо от условий, в которых проводится аудит.

Значение стандартов состоит  в том, что они:

    • обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки;
    • способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
    • помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
    • повышают престиж профессии;
    • облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами;
    • обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса. 

Главная особенность стандартов, по мысли их создателей, заключается в том, что если в судебном разбирательстве будет доказано последовательное использование аудитором стандартов, то с него, (аудитора) может быть снята значительная часть ответственности. Этот факт впервые нашел отражение в практике английских и американских судов, которые, как правило, отклоняли иски клиентов к аудиторам, если последним удавалось доказать, что в своей работе  они четко следовали общепринятым стандартам.

 

1.2 Исторические  предпосылки возникновения стандартов  аудита

Первые международные  стандарты были разработаны в  США в 1948 г.  – 10 стандартов. Необходимость разработки международных стандартов возникла в 20-е годы в условиях глобализации экономики. Это привело к тому, что правила ведения бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, а также порядок проверки этой отчетности потребовали унифицированных подходов.

     В России подобные наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г.

Современный этап развития аудиторской деятельности в России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы налоговой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной среде. Принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ явилось подтверждением окончательного становления аудита в России. Этот же Закон определил и основные задачи развития аудита на современном этапе. В ст. 9 данного Федерального закона установлена обязательность применения правил (стандартов) аудиторской деятельности (за исключением тех положений, где указано, что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:

• на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

• на втором этапе (с 2002 г. по настоящее время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. № 405, 7 октября 2004 г. № 532, 16 апреля 2005 г. № 228). Работа по пересмотру ранее

одобренных аудиторских  стандартов продолжается и до момента утверждения соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных стандартов.

Федеральные правила (стандарты) отличаются от ранее принятых российских аудиторских стандартов не только по механизму разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в рыночной экономике. В на стоящее время в соответствии с принципами МСА разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной

конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с недобросовестным («черным») аудитом.

2) Механизм  разработки Международных стандартов  аудита

Основная роль в разработке нормативов аудита принадлежит Международной федерации бухгалтеров. Международная федерация бухгалтеров как международная организация имеет свой устав и конституцию. Согласно уставу МФБ ставит своей основной задачей «развитие и усиление координации во всемирном масштабе бухгалтерской профессии и унифицированных стандартов учета». При Совете МФБ существует Комитет по международной аудиторской практике (КМАП), на который возложена обязанность выпуска нормативов аудита и сопутствующих услуг, работ.

МФБ ставит перед собой  задачу обеспечения единообразия аудиторской практики и сопутствующих услуг путем выпуска международных стандартов, регламентирующих деятельность аудиторских фирм и аудиторов. Следует отметить, что нормативы, разработанные МФБ, не являются обязательными к применению странами независимо от членства в федерации. В каждой стране аудит финансовой и другой информации регулируется в большей или меньшей степени национальными нормативными актами.

Комитет по международной аудиторской практике при поддержке Совета МФБ уделяет особое внимание изучению национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг - их форме, содержанию и различиям. После изучения и обобщения полученной информации КМАП готовит и публикует международные стандарты аудита, предназначенные для принятия на международном уровне.

Механизм выработки международных  нормативов аудита состоит в следующем:

1. КМАП выбирает тему  для подробного изучения подкомитетом, выделенным для этой цели из состава комитета;

2. Подкомитет изучает  предварительно собранную информацию в виде положений, рекомендаций исследований, стандартов или нормативов, изданных в странах, участвующих в МФБ, или региональными профессиональными организациями;

3. Подкомитет разрабатывает  проект норматива и передает  его на рассмотрение в КМАП;

4. КМАП одобряет проект 3/4 голосов от общего состава,  но не менее чем девятью голосами из числа членов, присутствующих на заседании;

5. Проект норматива направляется  для изучения и написания комментариев странам-членам МФБ, а также международным организациям, круг которых определяется КМАП;

6. Комментарии рассматриваются подкомитетом МФБ, которому поручена разработка стандарта, а подготовленный с учетом комментариев проект снова направляется на рассмотрение в КМАП;

7. КМАП 3/4 числа голосующих, но не менее чем девятью членами комитета, присутствующими на заседании, одобряет проект;

8. Одобренный проект выпускается как окончательный норматив и вступает в действие с момента опубликования. КМАП является постоянным комитетом Совета Международной федерации бухгалтеров. Члены КМАП назначаются организациями-членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в состав КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. Для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП.

В настоящее время функции Комитета по международной аудиторской практике выполняет Совет по международным аудиторским и гарантирующим стандартам (IAASB). В структуру МФБ входит также Комитет по мониторингу, призванный осуществлять надзор за соблюдением членами МФБ их обязанностей и сотрудничать с Транснациональным аудиторским комитетом.

Таким образом, значение МСА заключается в том, что они способствуют интеграции национального аудита в международные экономические отношения, обеспечивают развитие аудиторской профессии в соответствии с профессиональными требованиями мирового уровня, а также единый подход к проведению и пониманию аудита и его качеству.

Применять международные  стандарты аудита в качестве национальных могут только страны, являющиеся членами  Международной федерации бухгалтеров. Для этого они должны заявить  о своем решении, принять международные  стандарты аудита в качестве основы для утверждения стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей  стране. Члены  Международной федерации  бухгалтеров получают право на перевод  данных документов после получения  разрешения Международной федерации  бухгалтеров.

Российская Федерация  в МФБ представлена полноправным членом – Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБ) России и членом-наблюдателем – общественной организацией «Российская  коллегия аудиторов» (РУФ-аудит).

3) 3.1 Назначение  и классификация

 Международных  стандартов аудита

Назначение международных  аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

• они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

• стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;

• с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

• их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

В самом общем виде международные  стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.1

Таблица 1.1. Основы построения общепринятых аудиторских стандартов

Подгруппы общепринятых МСА

Концепция стандартов

Постулаты стандартов

Общие стандарты

  1. Этика поведения
  2. Независимость
  3. Профессионализм
  1. Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента
  2. Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор
  3. Профессиональные обязательства перед клиентом и третьими лицами

Рабочие стандарты

  1. Доказательность
  2. Планирование
  1. Возможность верификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и проверки информации
  2. Внутренний контроль и его эффективность
  3. Ценность предыдущей информации

Стандарты отчетности

Точность представления

Связь учета и аудита в  процессе передачи информации

Информация о работе Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности