Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:15, реферат

Описание

Одним из основных путей совершенствования отечественного аудита является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой задачи отведено международным стандартам аудита.
Еще в 1948 году члены Американского института присяжных бухгалтеров одобрили и приняли десять положений под названием «Общепринятые стандарты аудиторской деятельности». С тех пор данные положения существенно не менялись и лежат в основе стандартов, разработанных Комитетом по международной аудиторской практике.

Содержание

Введение
1) 1.1 Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности
1.2 Исторические предпосылки возникновения стандартов аудита
2) Механизм разработки Международных стандартов аудита
3) 3.1 Назначение и классификация Международных стандартов аудита
3.2 Структура Международных стандартов аудита
4) Порядок применения Федерального стандарта аудиторской деятельности №2 «Документирование аудита»
5) Сравнительная характеристика Международного стандарта аудита №230 «Документирование» с Федеральным стандартом №2 «Документирование аудита»
Заключение
Список используемой литературы
Приложение №1
Международный стандарт аудита №230 «Документирование»
Приложение №2
Федеральный стандарт №2 «Документирование аудита»

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 76.16 Кб (Скачать документ)

 

На основе действующих  в настоящее время международных  стандартов аудита разработаны их отечественные  аналоги. В  настоящее  время стандарты  также можно подразделить на:

  1. международные стандарты аудита, близкие к российским;
  2. международные стандарты аудита, отличающиеся от российских аналогов; 
  3. документы МСА, не имеющие аналогов среди федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности (далее – ФПСАД*);
  4. правила (стандарты)  аудиторской  деятельности (далее – ПСАД**), не имеющие аналогов в системе  МСА.

 

Международными стандартами  аудита, близкими к российским являются:

  • «Международная  концептуальная  основа заданий, обеспечивающих  уверенность» - ПСАД 24 «Основные принципы  ФПСАД, имеющих отношение  к  услугам,  которые  могут  предоставляться  аудиторскими организациями и аудиторами;
  • МСА №200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит  финансовой  отчетности» (ПСАД №1 «Цель и основные принципы аудита финансовой   (бухгалтерской) отчетности»);
  • МСА №210 «Условия заданий по  аудиту» (ПСАД №12 «Согласование условий проведение аудита»);
  • МСА №220R «Контроль качества работы при аудите исторической  финансовой  информации» (ПСАД №7«Внутренний контроль качества аудита»);
  • МСА №230 «Аудиторская  документация» (ПСАД №2 «Документирование аудита»);
  • МСА 240 «Ответственность  аудитора по рассмотрению мошенничества в  ходе аудита финансовой  отчетности» (ПСАД №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению  ошибок и  недобросовестных  действий  в  ходе  аудита»); 
  • МСА №250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности» (ПСАД №14 «Учет требований нормативных правовых актов  Российской Федерации в ходе аудита»);
  • МСА №260 «Сообщение информации по  вопросами аудита лицам, отвечающим  за  управление» (ПСАД №22 «Сообщение информации,  полученной  по результатам аудита, руководству аудируемого лица и  представителям  его  собственника»);
  • МСА №300 «Планирование аудита  финансовой  отчетности» (ПСАД №3 «Планирование аудита»);
  • МСА 315 «Понимание  деятельности организации и его окружения  и оценка риска  существенных  искажений»  (ПСАД №15 «Понимание  деятельности аудируемого  лица»;
  • МСА №320 «Существенность в аудите» (ПСАД №4 «Существенность в аудите»);
  • МСА 330 «Аудиторские процедуры, соответствующие оцененным  рискам» (РСА «Оценка аудиторских  рисков и  внутренний  контроль, осуществляемый  аудируемым лицом»);  (№35*-проект «Аудиторские процедуры, выполняемые на  основе оценки рисков);
  • МСА №402 «Аудит  субъектов, пользующихся  услугами  обслуживающих организаций» (ПСАД №25 «Учет особенностей  аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую)  отчетность которого  подготавливает  специализированная  организация);
  • МСА №500 «Аудиторские  доказательства» (ПСАД №5 «Аудиторские  доказательства»);
  • №501 «Аудиторские доказательства - дополнительное рассмотрение особых статей» (ПСАД №17 «Получение аудиторских  доказательств  в конкретных  случаях»);
  • МСА №505 «Внешние  подтверждения» (ПСАД №18 «Получение  аудитором  подтверждающей информации из  внешних  источников»);
  • МСА №510 «Первичные задания  - начальные сальдо» (ПСАД №19 «Особенности первой  проверки аудируемого лица»);
  • МСА №710 «Сопоставления» (ПСАД №26 «Сопоставимые данные  в  финансовой (бухгалтерской)  отчетности)»;
  • МСА №520 «Аналитические процедуры» (ПСАД №20 «Аналитические  процедуры»);
  • МСА №530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного  тестирования» (ПСАД №16 «Аудиторская выборка»);
  • МСА №540 «Аудит оценочных значений» (ПСАД №21 «Особенности аудита оценочных значений»);
  • МСА 545 «Аудит измерения и  раскрытия  справедливой  стоимости» (ПСАД №39-проект  «Аудит  оценки по  справедливой  стоимости»);
  • МСА №550 «Связанные стороны» (ПСАД №9 «Аффилированные лица»);
  • МСА 220R «Контроль качества работы  при аудите  исторической  финансовой  информации» (ПСАД №7 «Внутренний контроль  качества аудита»);
  • МСА  №402 «Аудит субъектов,  пользующихся  услугами  обслуживающих организаций» (ПСАД №25 «Учет особенностей  аудируемого лица,  финансовую  (бухгалтерскую) отчетность которого  подготавливает  специализированная  организация»);
  • МСА №560 «Последующие события» (ПСАД №10 «События после отчетной даты»);
  • МСА №570 «Непрерывность деятельности» (ПСАД №11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица»);
  • МСА №580 «Заявления руководства» (ПСАД №23 «Заявления  и  разъяснения руководства аудируемого лица»);
  • МСА №600 «Использование работы  другого аудитора» (ПСАД №29 «Использование результатов  работы  другого  аудитора»);
  • МСА №610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (ПСАД №30 «Рассмотрение работы внутреннего аудита»);
  • МСА №620 «Использование работы  эксперта» (ПСАД №36 -проект «Использование работы эксперта»);
  • МСА  700R «Независимое  аудиторское заключение по  финансовой  отчетности   общего назначения» (ПСАД  №6 «Аудиторское  заключение  по  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»);
  • МСА 701«Модификации  заключения  независимого  аудитора» (ПСАД  №6 «Аудиторское  заключение  по  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»-частично);  
  • МСА 710 «Сопоставления» (ПСАД №26 «Сопоставимые  данные  в  финансовой  (бухгалтерской)  отчетности»);
  • МСА №720 «Прочая информация  в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность» (ПСАД №27 «Прочая информация  в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность»);
  • МСА 800 «Отчет независимого  аудитора  по аудиторским  заданиям специального назначения» (РСА «Заключение аудиторской  организации  по  специальным аудиторским  заданиям»);
  • ПМАП №2400 «Задания  по  обзорным проверкам  финансовой  отчетности» (ПСАД № 37-проект «Задания по обзорной  проверке  финансовой  информации;
  • ПМАП №3000 «Задания,  обеспечивающие  уверенность, отличные от аудита и  обзорных проверок исторической  финансовой  информации» (ПСАД 24 «Основные  принципы  федеральных правил (стандартов) аудиторской  деятельности, имеющих  отношение к  услугам, которые могут предоставляться  аудиторскими  организациями и аудиторами)»;
  • ПМАП №3400 «Проверка  прогнозной  финансовой  информации» РСА «Проверка прогнозной  информации»;
  • ПМАП №4400 «Задания  по выполнению  согласованных процедур в  отношении  финансовой  информации»  ПАСД №30 «Выполнение   согласованных процедур в  отношении  финансовой  информации»;
  • ПМАП №4410 «Задания  по компиляции  финансовой  информации» (ПСАД №31 «Компиляция  финансовой  информации»).

 

Международными стандартами  аудита, отличающимися от российских аналогов являются:

  • «Глоссарий» (ПСАД «Перечень терминов  и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности»);
  • МСА №240 «Ответственность аудитора по рассмотрению мошенничества и ошибок в ходе аудита финансовой  отчетности» (ПСАД  №13 «Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита»);
  • ПМАП №1005 «Особенности аудита малых предприятий» (РСА «Особенности аудита малых предприятий»).

 

К  документам МСА, не имеющим  аналогов среди российских правил (стандартов) являются:

  • ПМАП №1000 «Процедуры  межбанковского  подтверждения»;
  • ПМАП №1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому  надзору и  внешних аудиторов»;
  • ПМАП №1006 «Аудит финансовой  отчетности банков»;
  • ПМАП №1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности»;
  • ПМАП №1012 «Аудит производных  финансовых инструментов»;
  • ПМАП №1013 «Электронная  коммерция, ее  влияние на  аудит  финансовой  отчетности»;
  • ПМАП №1014 «Заключение аудитора  о  соблюдении международных  стандартов финансовой  отчетности»;
  • ПМАП №2410 «Обзорная  проверка  промежуточной  финансовой  информации, проводимая  независимым  аудитором организации»;

 

Российскими Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе  МСА являются первоначальные  стандарты  аудиторской  деятельности,  которые  были приняты  до  вступления  в  силу Федерального  закона  об  аудиторской  деятельности:

    • «Образование аудитора»;
    • «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов»;
    • «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций»;
    • «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами».

3.2 Структура  Международных стандартов аудита

Структура международных  стандартов аудита едина и в самом  общем виде предусматривает:

• введение, где обосновывается цель, раскрываются задачи, назначение и терминология стандарта;

• разделы и параграфы, излагающие суть стандарта;

• приложения (для отдельных  стандартов).

4) Порядок  применения Федерального стандарта  аудиторской деятельности №2  «Документирование аудита»

Стандарт №2 «Документирование аудита» включает следующие разделы:

- Введение;

- Форма и содержание  рабочих документов;

-  Конфиденциальность, обеспечение  сохранности рабочих документов  и право собственности на них.

 Данный стандарт устанавливает  единые требования к ведению документации в процессе аудита финансовой отчетности. Аудитор должен документально оформить сведения, которые им получены в процессе аудита для формирования доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

Под термином «документация» понимаются материалы (рабочие документы), составляемые аудитором в процессе проверки. Рабочие  документы представляются в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т. д. Основное назначение рабочих документов аудитора заключается в том, что они:

• помогают при планировании и проведении аудита;

• помогают при осуществлении  текущего контроля и проверки выполненной аудиторской работы;

• содержат аудиторские  доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора.

Для обеспечения общего понимания аудита аудитор должен составлять рабочие документы полно и подробно. В связи с этим к форме и содержанию рабочих документов предъявляются следующие требования: полнота и подробность изложения сведений; отражение информации о планировании аудита, характере и временных рамках, объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах и выводах.

В рабочих документах аудитора должно содержаться обоснование  аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с выводами аудитора по ним. В тех случаях, когда аудитор  проводил рассмотрение сложных  принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы  следует включать факты, которые  были известны аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию

 

На форму и содержание рабочих документов, оказывают влияние такие факторы как:

- характер аудиторского задания;

- требования, предъявляемые  к  аудиторскому заключению;

- характер и сложность деятельности аудируемого лица;

- характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта;

- необходимость при определенных обстоятельствах направлять работу ассистентов аудитора, осуществлять надзор и проверять ее;

- конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита.

Рабочие документы должны составляться и систематизироваться таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам и потребностям аудитора при каждой аудиторской проверке. Рекомендуется использовать стандартизированные рабочие документы (проверочные списки, образцы писем, графики, аналитические таблицы и др.), что повышает эффективность их подготовки, проверки и одновременно усиливает их роль как средства контроля и качества выполненной работы.

Содержание и состав рабочих  документов, как правило, должны отражать следующую информацию:

1) сведения, касающиеся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

2) выдержки или копии  необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

3) информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

4) информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

5) доказательства понимания  аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

6) доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска средств контроля и любые корректировки этих оценок;

7) доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

8) анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

9) анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

10) сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

11) доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

12) сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

13) описание процедур в отношении компонентов, финансовая отчетность которых проверялась другим аудитором;

14) копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам, и полученных от них;

15) копии писем или протоколы встреч по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ним, включая условия договоренности о проведении аудита и выявленные существенные недостатки внутреннего контроля;

16) письменные заявления,  полученные от аудируемого лица;

17) выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитом;

18) копии финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения.

Содержание рабочих документов является конфиденциальным.

Аудитор должен обеспечить сохранность рабочих документов, а также их хранение в течение достаточного периода времени, исходя из особенностей деятельности аудитора, а также законодательных и профессиональных требований, но не менее 5 лет. Право собственности на рабочие документы принадлежит аудитору. По своему усмотрению аудитор может предоставить клиенту отдельные документы или выдержки из них, но они не могут быть заменой бухгалтерских документов субъекта.

5) Сравнительная  характеристика Международного  стандарта аудита №230 «Документирование»  с Федеральным стандартом №2  «Документирование аудита»

Аналогом  МСА № 230 «Документирование» в системе российских стандартов аудита является Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 2 «Документирование аудита».

 

Следует отметить, что требования МСА 230 к объему и характеру документирования аудита в новой редакции ISA 230 сильно расширены. В частности, согласно ISA 230 теперь следует документировать:

- определяющие характеристики  проверяемых активов или проводимых  в ходе аудита процедур;

- существенные вопросы,  рассмотренные в ходе аудита;

- сделанные в ходе проверки  отступления от предписанных  теми или иными МСА основных  принципов или процедур;

- сведения о лицах,  составивших и проверивших аудиторскую  документацию.

Стандарт ISA 230 устанавливает требования к составу, формированию и хранению аудиторского файла, а также к действиям аудитора по внесению изменений или дополнений в аудиторскую документацию после даты подписания аудиторского заключения.

Часть положений, которые  ранее рассматривались в МСА 230 и соответственно в ПСАД N 2, теперь перешли в ISA 230, в новой редакции которого дается их расширенная интерпретация.

Информация о работе Сущность и значение стандартов аудиторской деятельности