Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования данной темы подтверждают следующие положения. Одной из основных задач управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые изделия. Экономическая эффективность функционирования технологически связанных предприятий во многом определяется механизмом их внутрифирменных расчетов. Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних цен между сегментами одной организации

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (Восстановлен).docx

— 84.29 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена  рассмотрению и анализу важнейшей  составной части  бухгалтерского управленческого  учета – трансфертного  ценообразования.

Актуальность исследования данной темы подтверждают следующие  положения. Одной из основных задач  управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые изделия. Экономическая  эффективность функционирования  технологически связанных предприятий  во многом определяется механизмом их внутрифирменных расчетов. Трансфертное ценообразование – это процесс  установления внутренних цен между  сегментами одной организации.

Трансфертное ценообразование  аналогично расчетам между двумя  независимыми фирмами  (так как  обычно независимые компании не продают  друг другу продукты или услуги по цене, которая равна себестоимости  или ниже) – это является главным  отличием трансфертного ценообразования  от  простого распределения  затрат между подразделениями  в рамках управленческого учета.

Дискуссии о трансфертных ценах ведутся давно и пока не слишком результативно. Приводится немало аргументированных доходов, как со стороны защитников, так и со стороны противников использования трансфертных цен.

Есть и еще одна грань  проблемы трансфертных цен, которая  нечасто рассматривается в публичных  обсуждениях, но приобретает актуальность по мере повышения  интереса к проблемам  оценки и управления стоимостью компаний, - значение трансфертного ценообразования  при определении стоимости компаний.

Сейчас всё больше компаний начинают управлять своей стоимостью, предусматривая планы ее увеличения. Часто эта цель напрямую не  декларируется, но все инвестиционные расчеты, основанные на определении чистого денежного потока и расчете эффективности через внутреннюю норму рентабельности, свидетельствуют о том, что рост стоимости имеет едва ли, не первостепенное значение.

В экономическом словаре  трансфертная цена определяется как  цена, применяемая при обмене товарами в рамках транснациональных корпораций, совместных предприятий, между их подразделениями  в разных странах. Обычно цена не придается  широкой огласке. В определении  прямо не сказано, хотя подразумевается, что трансфертная цена несколько  отличается от рыночной. Значит, если бы отличий не было, и все сделки совершались бы по рыночным ценам, то необходимость введения самого понятия трансфертной цены была бы под вопросом.

Предметом курсовой работы является трансфертное ценообразование  и ее методы. Объектом исследования курсовой работы являются предприятия.

Целью данного исследования является анализ и определение перспектив развития трансфертного ценообразования в России. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи исследования:

•   Рассмотреть цели и задачи трансфертного ценообразования.

• Рассмотреть применяемые модели и методы трансфертного ценообразования.

•  Определить проблемы трансфертного ценообразования в России и проанализировать меры по их решению.

В ходе исследования я постаралась  привлечь материалы как отечественных, так и зарубежных авторов, а так же материалы периодической литературы, чтобы как можно ёмко и понятно изложить основную суть проблемы с разных граней, оценить основные методы принимаемые при оценке инвестиций различными странами и выявить наиболее эффективные. Порядок подхода к изучаемой проблеме: Аверчева  И. В., Вахрушиной М.А., Карповой и другие.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1  Цели и задачи  трансфертного ценообразования

История вопроса  о трансфертном ценообразовании  связана с 50—60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства, сопровождаемая развитием его специализации, предполагала передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому предприятию той же корпорации. Вследствие этого возникли проблемы с методами оценки такой продукции и принципами формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой.

В современной  рыночной экономике проблемы трансфертного  ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Для нашей экономики  проблема установления трансфертной цены актуальна, в частности, в связи с начавшимися процессами реструктуризации бизнеса.

Трансфертное  ценообразование в рыночной экономике  характерно для децентрализованной структуры управления предприятием, когда отдельным структурным подразделениям организации (центрам ответственности) делегированы определенная хозяйственная и финансовая самостоятельность. Администрация компании решает, подразделениям какого уровня предоставить свободу внутреннего и внешнего ценообразования (т.е. дать возможность зарабатывать прибыль), а также право выбора поставщика и потребителя. При этом менеджер такого центра прибыли отвечает лишь за контролируемые им расходы и доходы.

Таким образом, трансфертная цена (ТЦ) — это цена, по которой один центр ответственности передает свою продукцию или услугу другому центру ответственности. Иначе говоря, трансфертное ценообразование — это процесс установления внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.

[4, с. 480]

Трансфертные цены - это внутренние цены, установленные для отдельных бизнес-единиц (центров ответственности), которые существенно отличаются от цен для внешних потребителей. Такие цены служат информационной базой для принятия управленческих решений.

Следует отметить, что руководитель подразделения, принимая эти решения  в целях повышения эффективности  и прибыльности своего подразделения, должен действовать в соответствии с общей политикой компании и  способствовать увеличению прибыли  компании в целом.

Прибыль, формируемая на основе трансфертных цен, является показателем  уровня управления отдельно взятой бизнес-единицы, а сами трансфертные цены, в свою очередь, обеспечивают определенную самостоятельность  руководителям в принятии управленческих решений.

Введение трансфертного  ценообразования в системе управления предприятием должно преследовать следующие  цели:

- учет товарных запасов по внутренним ценам;

-стимулирование руководителей бизнес-единиц, обеспечивающих прибыльность того или иного направления;

- раздельный учет бизнес-единиц и оценка их вклада в общую прибыль компании;

- постановка аналитического учета, так как трансфертные цены более стабильны и обеспечивают более корректное ценообразование;

- минимизация налогообложения (если каждая бизнес-единица является отдельным юридическим лицом) путем перераспределения прибыли.

В зависимости от выбранной  структуры управления трансфертные цены могут формироваться на полуфабрикаты, изделия или готовую продукцию. Например, возможна ситуация, когда  одно направление бизнеса производит некий полуфабрикат и продает  его другому подразделению для  доработки. Также возможна ситуация, когда одно подразделение передает по внутренним расценкам другому подразделению определенный готовый продукт (это возможно, если бизнес поделен не по производственному признаку, а исходя из направления деятельности). [11, с. 176]

 

Одной из основных целей  трансфертного ценообразования  считается уменьшение суммы налогов, выплачиваемых предприятием (группой) за счет искусственного переноса большей  прибыли на предприятия, зарегистрированные в зонах с низким налогообложением. В этом случае трансфертные цены официальные и отражаются в бухгалтерском учете предприятий.

Другой целью трансфертного  ценообразования является объективная  оценка работы предприятий, подразделений, бизнесов для принятия управленческих решений, использование механизма  ценообразования для повышения  эффективности их деятельности. Эта  цель становится особенно актуальной при усилении финансовой самостоятельности  предприятий внутри группы и выделении  центров ответственности на предприятиях. В данном случае трансфертные цены могут совпадать с официальными, а могут отличаться от них и  использоваться только в управленческом учете.

Американские авторы Р. Энтони и Дж. Деаден определяют следующие цели трансфертного ценообразования:

1) Система трансфертного  ценообразования должна мотивировать  менеджеров подразделений к принятию  эффективных решений и предоставлять  информацию для их обоснованности. Это возможно тогда и только  тогда, когда менеджеры, стремясь  увеличить прибыль своего подразделения,  также увеличивают и прибыль  всей компании.

2) Решения о величине  трансфертных цен должны отражаться  на прибыльности подразделений  и представлять собой обоснованный  критерий измерения деятельности  подразделения, ибо при передаче  товаров или оказании услуг  доходы одного подразделения  превращаются в расходы другого.

3) Система трансфертного  ценообразования не должна нарушать  автономию подразделений. Недопустимо  наделять менеджеров дополнительной  ответственностью и в то же  время централизованно назначать  внутренние цены.

Процесс определения трансфертной цены составляет основу внутрифирменных отношений, потому, что трансфертная цена:

- во-первых, показывает, состоится  ли внутренняя торговля вообще. В противном случае, контрактные  отношения будут расторгнуты,  а фирма прекратит свою деятельность.

- во-вторых, определяет объем  и частоту поставок товаров  (оказания услуг) между бизнес-единицами.

- в-третьих, влияет на  доходы и расходы бизнес-единиц, поскольку представляет собой  доход продающего подразделения  и расход покупающего.

- в-четвертых, позволяет,  при внедрении соответствующих  моделей рассчитать доходы и  расходы каждой бизнес-единицы.

- в-пятых, при использовании  определенных методов (как бухгалтерских,  так и математических), трансфертная  цена лежит в основе определения  финансовых результатов деятельности  бизнес-единиц.

- а, следовательно, в-шестых, служит базой для мотивации  подразделений и эффективного  управления экономикой всего  предприятия.

Таким образом, трансфертное ценообразование представляет собой  не только необходимое, но и достаточное  условие эффективного функционирования фирмы. При отсутствии развитой системы  трансфертного ценообразования, сама деятельность и существование фирмы  в условиях современного высоко конкурентного и быстроменяющегося рынка могут потерять всякий смысл.

Трансфертное ценообразование  должно быть направлено на решение  следующих задач:

  1. предоставлять информацию руководителям предприятий для принятия обоснованных экономических решений;

2)    целей предприятий и группы в целом;

3)     предоставлять предприятиям автономность в принятии решений;

4)     проводить справедливую оценку деятельности предприятий;

5) целенаправленно перераспределять часть прибыли между предприятиями;

6)    служить целям налоговой оптимизации. [11, с. 179]

 

1.2. Модели трансфертного ценообразования

 

Экономическая интерпретация  проблемы трансфертного ценообразования  была сделана Дж. Хиршлейфером. Задача состояла в нахождении оптимальной  трансфертной цены при максимальном выпуске. При помощи классических методов  оптимизации ее решением являлось такое  значение цены, при котором она  равнялась предельным издержкам. В  дальнейшем многие экономисты пытались усовершенствовать модель, анализировали  предельные издержки, стремясь максимизировать  прибыль фирмы, не уделяя внимания автономии  подразделений.

В настоящее время исследование проблемы идет по двум приоритетным направлениям: изучение рынка несовершенной конкуренции  и разработка алгоритма определения  трансфертной цены на основе оптимального распределения ресурсов при существующих ограничениях на производительность и  изучение поведения высших менеджеров с целью побуждения менеджеров подразделений  к раскрытию информации.

 

  1. Бухгалтерский подход к трансфертному ценообразованию.

 

Согласно этому подходу  трансфертная цена определяется на основе внутрифирменной информации об издержках. Выводится формула для определения  значения трансфертной цены, а расчеты  базируются на предположении, что эта  цена есть доход продающего подразделения  и издержки получающего. Когда данные подразделения зависимы (как, например, при вертикальной интеграции), каждое из них вносит свой вклад в общий доход от реализации конечного продукта. Тогда роль цены состоит в распределении этого дохода и вычислении вклада каждого подразделения. Если существует рынок полуфабрикатов, возникает вопрос, что использовать в качестве трансфертной цены: рыночные цены, формулу, определенную на основе издержек, или специально оговоренную цену?

Информация о работе Трансфертное ценообразование