Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования данной темы подтверждают следующие положения. Одной из основных задач управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые изделия. Экономическая эффективность функционирования технологически связанных предприятий во многом определяется механизмом их внутрифирменных расчетов. Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних цен между сегментами одной организации

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (Восстановлен).docx

— 84.29 Кб (Скачать документ)

Основной недостаток данного  подхода в том, что ищется единственно  верное решение, универсальная формула, поскольку проблема трансфертного  ценообразования рассматривается  только в координатах «затраты - прибыль», не учитывая организационной  и психологической составляющей. [14, с. 86]

Таким образом, традиционный подход к проблеме трансфертного  ценообразования базируется на унитарном  видении компании, что восходит к  неоклассической экономике; единственной целью компании является максимизация прибыли; рассматриваются рынок  совершенной конкуренции, рациональное поведение ее участников и отсутствие риска.

Логическое объяснение появления  трансфертного ценообразования  состоит в том, что трансфертные цены стали результатом децентрализации, которая влечет за собой необходимость  определения результатов по отношению  к затраченным ресурсам. Однако подход на основе предельных издержек не претендует на объяснение поведения компании, а лишь адаптирует ценовой механизм к внутрифирменному рынку для  более эффективного распределения  ресурсов с целью максимизации прибыли  компании.

 

  1. Бихевиористский подход

 

Первой работой в этой области можно назвать классическое исследование по теории организации  Р. Куэрта и Дж. Марча, в котором  отрицалась максимизация прибыли как  единственная цель существования компании. Компания была рассмотрена как коалиция, участники которой имеют различные, порой даже противоположные интересы, а величина трансфертной цены определена как результат длительных переговоров. Способ определения трансфертных цен путем переговоров имеет как своих сторонников, так и оппонентов.

Д. Ватсон и Дж. Баумлерб утверждают, что трансфертные цены, достигнутые  в результате переговоров, будут  способствовать мотивации менеджеров. Исследования Р. Акельсберга и Ж. Юкла показали, что определение трансфертных цен путем переговоров способствует интеграционному, направленному на решение проблем и менее агрессивному поведению менеджеров подразделений. [14, с. 89]

 

  1. Организационный подход

 

Последние исследования включают модели Р. Экклеса и Б. Спайсера. Теория Р. Экклеса представлена в виде аналитической  плоскости менеджеров, координатами которой являются стратегия вертикальной интеграции и стратегия диверсификации. Вертикальная интеграция показывает степень  независимости между подразделениями, в то время как диверсификация отражает степень сегментации продуктового рынка. На основе этого Р. Экклес выделил  четыре типа компаний:

  1. коллективные, с низкой интеграцией и низкой диверсификацией;
  2. конкурирующие, с низкой интеграцией и высокой диверсификацией;
  3. кооперативные, с высокой интеграцией и низкой диверсификацией;
  4. совместные, с высокой интеграцией и высокой диверсификацией.

Для каждого типа фирм Экклес показал основной механизм расчета  трансфертных цен. Основной результат  исследования Экклеса состоит в  том, что трансфертное ценообразование  зависит от стратегии и стратегию  вертикальной интеграции в действительности невозможно реализовать без внутренних транзакций.

Подход Экклеса имеет  два недостатка: из поля зрения исключены  экономические и бухгалтерские  аспекты, ввиду чего не учитывается  междисциплинарность трансфертного  ценообразования; не ясно, как именно позиционировать фирму в аналитическую  плоскость менеджера.

На основе исследований Экклеса, а также ряда других работ по экономике  организации Б. Спайсер разработал организационную модель процесса трансфертного  ценообразования. Она включает в  себя организационные, бихевиористские, стратегические и транзакционные переменные. Особый акцент сделан на ситуационной специфичности внутренней транзакции, учтена сложность капитальных вложений и чувствительность вовлеченных  в транзакции технологий подразделений. Решение «производить - покупать»  полуфабрикат зависит не только от издержек производства, но и от транзакционных издержек, что отражает степень риска  обмена, связанного с производством  и внешними закупками. С учетом этих факторов стабильность внутренней торговли с течением времени также является важным аспектом системы трансфертного  ценообразования.

[6, с. 417 ]

Таким образом, существует множество  подходов определения трансфертной цены. Каждый имеет свои сильные  и слабые стороны. Определение трансфертной цены должно основываться на организационных, бихевиористских, стратегических, транзакционных и бухгалтерских переменных. С  учетом максимально возможного числа  факторов, трансфертная цена будет  определена точнее.

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ   

  Трансфертное ценообразование представляет собой совокупность правил,  используемых организацией для распределения совместного заработанного дохода между центрами ответственности. Эти правила могут быть весьма условными в том случае, если существует высокая степень внутренней зависимости центров ответственности. [3, с. 782]

Подходы к трансфертному  ценообразованию

Существует четыре различных метода трансфертного ценообразования.

  1. Трансфертные цены на рыночной основе.
  2. Трансфертные цены на базе затрат (себестоимости).
  3. Договорные трансфертные цены.
  4. Регулируемые трансфертные цены.

Прежде чем рассмотреть основные методы трансфертного ценообразования, используемые организациями, полезно вспомнить, что релевантность и цель трансфертных цен зависит от того, окажет ли трансфертная цена ожидаемое воздействие на сотрудников, принимающих решение в организации. Трансфертные цены служат различным целям; тем не менее, обычная цель должна пробуждать принимающего решение, действовать в интересах организации. Бухгалтеры должны всегда помнить, что главной целью генерирования количественной информации управленческого учета является мотивирование желаемого поведения менеджеров в отношении планирования, принятия решений и распределения ресурсов, а не подготовка бухгалтерских отчетов. [3, с. 783]

 

2.1. Трансфертные цены на рыночной основе

 

В большинстве случаев, когда  существует внешний рынок совершенной  конкуренции для промежуточного продукта (полуфабриката) или услуги, рыночные цены являются более подходящей базой для установления цены на продукт или услугу, передаваемые в результате трансферта между центрами ответственности. Рыночная цена обеспечивает независимую оценку передаваемого по трансферту продукта (услуги) и реального экономического вклада каждого центра прибыли в совокупную прибыль, заработанную организацией в результате трансакции. Например, продающее бизнес-отделение вместо внутренней передачи продукта могло бы реализовать его на внешнем рынке. Аналогично покупающее бизнес-отделение могло бы приобрести продукт на стороне вместо того, чтобы получить его в результате внутреннего трансферта.

Одной из основных проблем  при использовании рыночных цен  является то, что рынок редко бывает абсолютно конкурентным с четко  определенными ценами. Продолжим  рассмотрение деятельности компании Earl’s Motors. Дилеры реализуют поддержанные автомобили на хорошо организованных рынках. Рыночные цены обычно берут из предлагаемых на внешнем рынке каталогов или из опубликованных данных о состоявшихся сделках. Определенная поддержанная машина может быть оценена с использованием этой информации. Однако оптовая цена поддержанного автомобиля зависит от его механического состояния, которое оценивается субъективно. Следовательно, установить объективную оптовую цену определенного подержанного автомобиля не так просто.

Некоторые автомобильные  дилеры уходят от этой проблемы, поручив  менеджеру подразделения по продажам подержанных автомобилей оценивать  машины, полученные фирмой в результате встречной продажи. Эта стоимостная  оценка становится трансфертной ценой. Поскольку в ответ на риск и  неопределенность люди часто стараются  создать запас прочности, менеджер подразделения подержанных автомобилей  может снизить воспринимаемую цену подержанной машины, чтобы обеспечить запас прочности своему подразделению  с целью возмещения стоимости  ремонта любых скрытых неполадок, которые можно будет выявить  лишь при подготовке автомобиля к  перепродаже. Однако если стоимостная  оценка слишком занижена, менеджер подразделения по продаже новых автомобилей будет испытывать затруднения с продажей новых автомобилей его подразделением. Следовательно, менеджеру по новым машинам будет выгоднее продать подержанную машину другим торговцам подержанных автомобилей. Это позволит лучше отразить в трансфертной цене рыночные цены.

 

2.2. Трансфертные цены на базе затрат.

Если передаваемые по трансферту продукт или услуга не имеют четко  определенной рыночной цены. Рассматривается  альтернатива установления трансфертной цены на основе затрат. Приведем примеры  типичны баз расчета трансфертных цен: переменные затраты, переменные затраты  плюс некоторая процентная надбавка к переменны затратам, полные затраты (себестоимость) и полные затраты  плюс некоторая процентная надбавка к полным затратам.

Сторонники каждого типа трансфертных цен приводят аргументы  в поддержку своих соответствующих  выборов. Однако согласно экономической  теории любая трансфертная цена на основе затрат, отличных от маржинальных (предельных) (при условии, что они могут быть исчислены), побуждает сотрудников организации к выбору более низкого по сравнению с оптимальным уровнем хозяйственных операций, что приводит к экономическим убыткам организации как единого целого. К примеру, если трансфертная цена выше маржинальных затрат, подразделение поставщик хочет продать больше продукции, чем оптимальное количество, а подразделение-покупатель хочет приобрести меньше, чем оптимальное количество. В связи с тем что спрос и предложение должны уравновешиваться, и поскольку невозможно заставить организационную единицу приобрести или продать больше, чем она желает, то количество, заказанное и поставленное, всегда равно меньшему из предлагаемого и необходимого количества. Однако дилемма здесь следующая: если поставляющее отделение взимает с получающего отделения маржинальные затраты в качестве трансфертной цены, а маржинальные затраты уменьшаются с увеличением объема, то маржинальные затраты будут меньше средних затрат, и поставляющее отделение всегда будет нести убытки.

Существуют и другие проблемы, связанные с использованием трансфертных цен на основе затрат. Подходы к  установлению трансфертных цен на основе затрат не предусматривают, что механизм трансфертного ценообразования  должен обеспечивать расчет удельной прибыли. Более того, организационные  единицы предпочитают иметь статус центров прибыли, а не центров  затрат, ввиду того, что центры прибыли  считаются более престижными.

Трансфертные цены на базе фактических затрат не побуждают  поставляющее отделение контролировать затраты, так как  поставщик всегда может возместить свои затраты. Эта  очень распространенная проблема возникает  при выполнении государственных  контрактов и регулировании деятельности коммунальных предприятий, когда цены или ставки затрат базируются на фактических  затратах. Однако из возможных решений  – использовать стандартные затраты  в качестве трансфертной цены. При  таком подходе разница между  фактическими, понесенными центром, и стандартными затратами, которые  являются  трансфертной ценой передаваемого  промежуточного продукта, становится показателем операционной эффективности  организационной единицы.

Использование трансфертной цены на базе затрат предполагает, что  организация имеет возможность  исчислить затраты на продукт  достаточно точным способом. Разработка и внедрение точных систем калькулирования  затрат – задача довольно сложная. Люди, скорее всего, будут недовольны и разочарованы, если организация, по их мнению, использует неточную систему  калькулирования с целью определения  трансфертных цен. [3, с. 785]

И последняя проблема, связанная  с подходами на базе затрат, состоит  в том, что они не обеспечивают соответствующего экономического руководства  в тех ситуациях, когда уровень  операций ограничен мощностью. Когда  организация функционирует на полную мощность, производственные решения  должны отражать наиболее прибыльное использование мощности, а не только затратные соображения. В этом случае трансфертная ценва будет складываться из суммы маржинальных затрат и альтернативных затрат мощности (opportunity cost of capacity), где альтернативные затраты отражают  прибыль, связанную с наилучшим альтернативным использованием мощности.

Чтобы разрешить упомянутые противоречия при установлении внутренних отпускных цен, специалисты предложили интересный подход к установлению цены внутрифирменной передачи – трансфертное ценообразование с двойной ставкой (dual rate approach), или двойное ценообразование (dual pricing), в соответствии с которым для каждой внутренней операции применяются две различные трансфертные цены. Записи на счетах будут следующие: счет отделения-получателя дебетуется только на величину переменных затрат на производство поставляемой единицы промежуточного продукта, а счет отделения-поставщика кредитуется на сумму чистой стоимости реализации поставляемой единицы. Возможный результат этой процедуры может быть таков: допустить влияние маржинальных затрат на решения покупающего отделения, а подающему отделению – признать вмененную (условно начисленную) прибыль от трансферта продукта или услуги.

Информация о работе Трансфертное ценообразование