Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы подтверждают следующие положения. Одной из основных задач управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые изделия. Экономическая эффективность функционирования технологически связанных предприятий во многом определяется механизмом их внутрифирменных расчетов. Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних цен между сегментами одной организации
Основной недостаток данного
подхода в том, что ищется единственно
верное решение, универсальная формула,
поскольку проблема трансфертного
ценообразования
Таким образом, традиционный подход к проблеме трансфертного ценообразования базируется на унитарном видении компании, что восходит к неоклассической экономике; единственной целью компании является максимизация прибыли; рассматриваются рынок совершенной конкуренции, рациональное поведение ее участников и отсутствие риска.
Логическое объяснение появления
трансфертного ценообразования
состоит в том, что трансфертные
цены стали результатом
Первой работой в этой
области можно назвать
Д. Ватсон и Дж. Баумлерб утверждают,
что трансфертные цены, достигнутые
в результате переговоров, будут
способствовать мотивации менеджеров.
Исследования Р. Акельсберга и Ж.
Юкла показали, что определение трансфертных
цен путем переговоров
Последние исследования включают
модели Р. Экклеса и Б. Спайсера. Теория
Р. Экклеса представлена в виде аналитической
плоскости менеджеров, координатами
которой являются стратегия вертикальной
интеграции и стратегия диверсификации.
Вертикальная интеграция показывает степень
независимости между
Для каждого типа фирм Экклес показал основной механизм расчета трансфертных цен. Основной результат исследования Экклеса состоит в том, что трансфертное ценообразование зависит от стратегии и стратегию вертикальной интеграции в действительности невозможно реализовать без внутренних транзакций.
Подход Экклеса имеет
два недостатка: из поля зрения исключены
экономические и бухгалтерские
аспекты, ввиду чего не учитывается
междисциплинарность
На основе исследований Экклеса, а также ряда других работ по экономике организации Б. Спайсер разработал организационную модель процесса трансфертного ценообразования. Она включает в себя организационные, бихевиористские, стратегические и транзакционные переменные. Особый акцент сделан на ситуационной специфичности внутренней транзакции, учтена сложность капитальных вложений и чувствительность вовлеченных в транзакции технологий подразделений. Решение «производить - покупать» полуфабрикат зависит не только от издержек производства, но и от транзакционных издержек, что отражает степень риска обмена, связанного с производством и внешними закупками. С учетом этих факторов стабильность внутренней торговли с течением времени также является важным аспектом системы трансфертного ценообразования.
[6, с. 417 ]
Таким образом, существует множество подходов определения трансфертной цены. Каждый имеет свои сильные и слабые стороны. Определение трансфертной цены должно основываться на организационных, бихевиористских, стратегических, транзакционных и бухгалтерских переменных. С учетом максимально возможного числа факторов, трансфертная цена будет определена точнее.
2. МЕТОДЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Трансфертное ценообразование представляет собой совокупность правил, используемых организацией для распределения совместного заработанного дохода между центрами ответственности. Эти правила могут быть весьма условными в том случае, если существует высокая степень внутренней зависимости центров ответственности. [3, с. 782]
Подходы к трансфертному ценообразованию
Существует четыре различных метода трансфертного ценообразования.
Прежде чем рассмотреть основные методы трансфертного ценообразования, используемые организациями, полезно вспомнить, что релевантность и цель трансфертных цен зависит от того, окажет ли трансфертная цена ожидаемое воздействие на сотрудников, принимающих решение в организации. Трансфертные цены служат различным целям; тем не менее, обычная цель должна пробуждать принимающего решение, действовать в интересах организации. Бухгалтеры должны всегда помнить, что главной целью генерирования количественной информации управленческого учета является мотивирование желаемого поведения менеджеров в отношении планирования, принятия решений и распределения ресурсов, а не подготовка бухгалтерских отчетов. [3, с. 783]
2.1. Трансфертные цены на рыночной основе
В большинстве случаев, когда существует внешний рынок совершенной конкуренции для промежуточного продукта (полуфабриката) или услуги, рыночные цены являются более подходящей базой для установления цены на продукт или услугу, передаваемые в результате трансферта между центрами ответственности. Рыночная цена обеспечивает независимую оценку передаваемого по трансферту продукта (услуги) и реального экономического вклада каждого центра прибыли в совокупную прибыль, заработанную организацией в результате трансакции. Например, продающее бизнес-отделение вместо внутренней передачи продукта могло бы реализовать его на внешнем рынке. Аналогично покупающее бизнес-отделение могло бы приобрести продукт на стороне вместо того, чтобы получить его в результате внутреннего трансферта.
Одной из основных проблем при использовании рыночных цен является то, что рынок редко бывает абсолютно конкурентным с четко определенными ценами. Продолжим рассмотрение деятельности компании Earl’s Motors. Дилеры реализуют поддержанные автомобили на хорошо организованных рынках. Рыночные цены обычно берут из предлагаемых на внешнем рынке каталогов или из опубликованных данных о состоявшихся сделках. Определенная поддержанная машина может быть оценена с использованием этой информации. Однако оптовая цена поддержанного автомобиля зависит от его механического состояния, которое оценивается субъективно. Следовательно, установить объективную оптовую цену определенного подержанного автомобиля не так просто.
Некоторые автомобильные
дилеры уходят от этой проблемы, поручив
менеджеру подразделения по продажам
подержанных автомобилей
2.2. Трансфертные цены на базе затрат.
Если передаваемые по трансферту
продукт или услуга не имеют четко
определенной рыночной цены. Рассматривается
альтернатива установления трансфертной
цены на основе затрат. Приведем примеры
типичны баз расчета
Сторонники каждого типа
трансфертных цен приводят аргументы
в поддержку своих
Существуют и другие проблемы, связанные с использованием трансфертных цен на основе затрат. Подходы к установлению трансфертных цен на основе затрат не предусматривают, что механизм трансфертного ценообразования должен обеспечивать расчет удельной прибыли. Более того, организационные единицы предпочитают иметь статус центров прибыли, а не центров затрат, ввиду того, что центры прибыли считаются более престижными.
Трансфертные цены на базе фактических затрат не побуждают поставляющее отделение контролировать затраты, так как поставщик всегда может возместить свои затраты. Эта очень распространенная проблема возникает при выполнении государственных контрактов и регулировании деятельности коммунальных предприятий, когда цены или ставки затрат базируются на фактических затратах. Однако из возможных решений – использовать стандартные затраты в качестве трансфертной цены. При таком подходе разница между фактическими, понесенными центром, и стандартными затратами, которые являются трансфертной ценой передаваемого промежуточного продукта, становится показателем операционной эффективности организационной единицы.
Использование трансфертной
цены на базе затрат предполагает, что
организация имеет возможность
исчислить затраты на продукт
достаточно точным способом. Разработка
и внедрение точных систем калькулирования
затрат – задача довольно сложная.
Люди, скорее всего, будут недовольны
и разочарованы, если организация, по
их мнению, использует неточную систему
калькулирования с целью
И последняя проблема, связанная с подходами на базе затрат, состоит в том, что они не обеспечивают соответствующего экономического руководства в тех ситуациях, когда уровень операций ограничен мощностью. Когда организация функционирует на полную мощность, производственные решения должны отражать наиболее прибыльное использование мощности, а не только затратные соображения. В этом случае трансфертная ценва будет складываться из суммы маржинальных затрат и альтернативных затрат мощности (opportunity cost of capacity), где альтернативные затраты отражают прибыль, связанную с наилучшим альтернативным использованием мощности.
Чтобы разрешить упомянутые противоречия при установлении внутренних отпускных цен, специалисты предложили интересный подход к установлению цены внутрифирменной передачи – трансфертное ценообразование с двойной ставкой (dual rate approach), или двойное ценообразование (dual pricing), в соответствии с которым для каждой внутренней операции применяются две различные трансфертные цены. Записи на счетах будут следующие: счет отделения-получателя дебетуется только на величину переменных затрат на производство поставляемой единицы промежуточного продукта, а счет отделения-поставщика кредитуется на сумму чистой стоимости реализации поставляемой единицы. Возможный результат этой процедуры может быть таков: допустить влияние маржинальных затрат на решения покупающего отделения, а подающему отделению – признать вмененную (условно начисленную) прибыль от трансферта продукта или услуги.