Трансфертное ценообразование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:08, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования данной темы подтверждают следующие положения. Одной из основных задач управленческого учета является разработка научно обоснованной политики цен на реализуемые изделия. Экономическая эффективность функционирования технологически связанных предприятий во многом определяется механизмом их внутрифирменных расчетов. Трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних цен между сегментами одной организации

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа (Восстановлен).docx

— 84.29 Кб (Скачать документ)

Это можно сделать, используя метод относительных затрат, который заключается в том, что каждый менеджер должен нести свою долю затрат на склад, пропорциональную альтернативной возможности этого менеджера. В результате получаются следующие распределения затрат.

Доля менеджера А = 11000000 долл. * 3000000 долл. / 14000000 долл. = 2357143 долл.

Доля менеджера А = 11000000 долл. * 6000000 долл. / 14000000 долл. = 4714286 долл.

Доля менеджера А = 11000000 долл. * 5000000 долл. / 14000000 долл. = 3928571 долл.

Этот процесс является справедливым в силу своей симметричности. Со всеми сторонами обходятся  одинаково, и каждое распределение  отражает ту ситуацию, с которой  придется столкнуться каждому менеджеру. Другой подход, отражающий критерий справедливости относительно платежей, - взять в  качестве базы распределения затрат прибыли, которые каждый менеджер получит  от использования склада. Еще один подход в соответствии с критерием  справедливости – равное распределение, что означает отнесение на каждого  менеджера одной трети затрат на склад. [3, с. 791]

 

 

  1. ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФЕРНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Проблема внедрения трансфертного  ценообразования в России тесно  связана с отсутствием фактической  технологической базы, позволяющей  производить быстрый и качественный обмен необходимой в ходе формирования трансфертных цен обмен информацией. Поэтому первыми в нашей стране трансфертную систему стали применять  те компании, которые, проведя внедрение  современных информационных систем поддержки деятельности, стали использовать модели, заложенные в основу этих комплексов.

Наиболее распространены сегодня в нашей стране системы  концернов SAP и Baan , а в последнее  время активно завоевывают наш  рынок продукты компании Navision . Эти  компании имеют свои информационно-сервисные  центры, где потенциальные клиенты  могут познакомиться с их программным  обеспечением и прослушать курсы  по интересующим их вопросам. Продукты этих компаний хорошо адаптированы под  российские условия. Методы расчета  трансфертных цен включены в структуру  их финансовых модулей, что делает доступным  переход на систему внутреннего  учета российскими предприятиями.

Система трансфертного ценообразования (как и качественная информационная поддержка) действительно необходима, прежде всего, крупным промышленным предприятиям, компаниям, занимающимся массовыми оптовыми поставками и  компаниям, работающим в добывающих отраслях. К тому же только крупные  компании могут себе позволить связанные  с переходом на новый способ управления затраты. Наиболее показателен этот процесс в автомобилестроении, строительной промышленности, нефтегазовой и фармацевтической отраслях . [20]

Причем, во многих отраслях проблема формирования трансфертной цены жестко связана с проблемой налогообложения. Так, в нефтедобывающей отрасли  наиболее остро ставится вопрос о  степени обложения налогом доходов  от добычи нефти и доле рентных  доходов, которые остаются в распоряжении предприятий. Механизм трансфертного ценообразования предполагает, что покупка нефти у дочерних нефтедобывающих предприятий происходит по трансфертной цене, при этом часть нефти (30-40%) реализуется на экспорт, оставшаяся часть перерабатывает на давальческой основе на российских предприятиях. Трансфертная цена, как правило, устанавливается исходя из целей минимизации налогообложения на уровне, не ниже текущих затрат предприятия. Обычно, при этом стремятся также учитывать и сокращение издержек в нефтедобыче, что реализуется за счет установления центрам ответственности плановых ориентиров по динамике закупочных цен и разработки соответствующих планов сокращения издержек. В результате, цена нефти, с которой начисляются налоги (роялти, отчисления на ВМСБ, налог на пользователей автодорог, налог на прибыль) оказывается ниже рыночной и существенно ниже экспортной цены. Именно здесь находится корень конфликтов, связанных с несоответствием "рыночной" цены на нефть и трансфертной.

Дело в том, что независимые  продажи нефти носят маргинальный характер и, по оценкам, составляют менее 2% от общего объема добываемой нефти. В  условиях повышенного спроса на нефть  и нефтепродукты со стороны как  внешнего, так и внутреннего рынка, нефть стала дефицитным товаром, и сформировался четко выраженный рынок продавцов. Соответственно, цена независимых продаж установилась на уровне, значительно превышающем "справедливую" цену нефти . [19]

"Справедливую" рыночную  цену предлагают определять исходя  из стоимости корзины нефтепродуктов (на нефтепродукты, в отличие  от нефти, возможно с некоторой  степенью приближения определить  рыночные цены) за вычетом стоимости  переработки и транспорта нефти.  Но что такое "справедливые" цены в отсутствие рыночных  котировок? И если возможна  такая постановка вопроса, то, как совместить объективно разные  представления о справедливости  у различных субъектов хозяйствования? Ведь справедливостью для государства представляется зафиксировать некий базовый уровень цен на нефть, а все что сверх этого уровня отбирать в виде налогов.

Наша экономика еще  не готова к восприятию мировых цен  – слишком неконкурентной она  оказывается. Определенный протекционизм  России просто необходим и против этого не возражают даже самые  либеральные экономисты. Кроме того, в настоящее время трансфертные цены, используемые большинством компаний практически совпадают с расчетными "бензиновыми". И это совпадение указывает на реальное положение  дел с ценой.

Решение конфликтных ситуаций в сфере согласование цен - это  особая проблема российского трансфертного  ценообразования. Аналогичные ситуации возникают и в других добывающих и некоторых производственных отраслях. Многие отрасли вообще отказываются от системы трансфертных цен, чтобы  избежать возможных проблем. Так  по статистике только 19% крупных российских компаний используют систему трансфертных расчетов, еще 21% находится в процессе становления, а остальные не используют ее совсем.

Не менее остро стоит  проблема трансфертного ценообразования  и на российском фармацевтическом рынке. Крупные фармацевтические компании, занимающиеся оптовыми поставками лекарственных  препаратов, сталкиваются с проблемой  согласования трансфертных цен при  взаимодействии с таможенными службами (в процессе закупки импортных  медикаментов) и транспортными службами (в процессе поставок медикаментов). Для решения этой проблемы компании вынуждены объединять в единый трансфертный процесс отделы закупок и продаж с таможенным и транспортным отделами, объединяя в единое информационное пространство, внутри которого формируются  внутренние цены на фармацевтическую продукцию. При вовлечении в эту  систему поставщиков и клиентов возникает цельная трансфертная структура, позволяющая реализовывать  эффективную систему расчетов. [23]

Повсеместная практика трансфертного  ценообразования в России - это  пока еще фантастика. Современное  состояние трансфертной системы, наносит  инвестиционному климату России несравнимый ни с чем, кроме политической нестабильности, урон. Решение же этой проблемы может существенно поднять российский приоритет на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. МЕРЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

  18 июля 2011 г. Президент  России подписал Федеральный  закон № 227-ФЗ «О внесении  изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  связи с совершенствованием принципов  определения цен для целей налогообложения»

     Нужно отметить, что это долгожданный закон  как для предпринимателей, так  и для налоговых органов, поскольку  существующий порядок вещей не  устраивал ни ту, ни другую  сторону.

     Суть новаций  такова. Первая часть НК РФ  дополнена новым разделом V.1 «Взаимозависимые  лица. Общие положения о ценах  и налогообложении. Налоговый  контроль в связи с совершением  сделок между взаимозависимыми  лицами. Соглашение о ценообразовании».

     В связи  с этим отменены статья 20 «Взаимозависимые  лица» и статья 40 «Принципы определения  цены товаров, работ или услуг  для целей налогообложения».[27]

     Положения  статьи 20 и статьи 40 НК РФ со  дня вступления в силу Федерального  закона № 227-ФЗ применяются  исключительно к сделкам, доходы  и (или) расходы по которым  признаны, в соответствии с главой 25, со дня вступления в силу  указанного Закона, то есть с  01.01.2012 г. (пункт 6 статьи 4 Федерального  закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ).

     Если сказать  проще, то НК РФ включил в  себя новый раздел, регулирующий вопросы трансфертного (т.е. внутрифирменного) ценообразования и налогового контроля в указанной сфере.

     Это касается  таких ситуаций, когда налоговые  органы, проверяющие организацию,  признают цену сделки нерыночной  и применяют налоговые последствия  (доначисление налогов, пеней,  штрафов и иные меры ответственности), исходя из определяемой ими  рыночной цены.

     В данный  момент в НК РФ контролю  над ценами сделок посвящены  две статьи: 20-я и 40-я. 

     В России  вопрос о регулировании трансфертного  ценообразования стал актуален  в начале 90-х годов XX века. В  те годы действовали правила,  согласно которым нельзя было  без налоговых последствий продавать  продукцию по ценам ниже себестоимости.

     Затем в  статье 40 НК РФ был закреплен  другой ориентир: допускалось отклонение  от рыночной стоимости в размере не более 20 процентов. Однако, как показала практика, для регламентирования трансфертного ценообразования только положений ст. 40 НК РФ недостаточно, поскольку, применяя их, налоговые органы сталкиваются с большими трудностями.[29]

     С момента  вступления в силу первой части  НК РФ прошло более 12 лет.  Уже стало очевидно, что ее  нормы, регламентирующие механизм  контроля над ценами, сегодня  устарели и их нужно приводить  в соответствие с правовыми  и экономическими реалиями, урегулировать  которые можно только на законодательном  уровне. Этим и обусловлено появление  столь долгожданного закона.

     Новые положения  Федерального закона №227-ФЗ вводятся  в действие с 1 января 2012 года, но не ранее чем по истечении  одного месяца со дня его  официального опубликования. Внесенные законодателем изменения являются сложными, содержат множество положений и условий, которые, возможно, будут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Не сразу сложится и арбитражная практика.

Проанализируем новые правила ценообразования, предусмотренные Федеральным законом № 227-ФЗ.

     В пояснительной  записке к проекту Федерального  закона №227-ФЗ разработчиками  основной целью изменений российского  налогового законодательства было  определено обеспечение противодействия  использованию трансфертных цен  в целях минимизации налогов.   Соответственно, приоритетной задачей  налоговых органов является недопущение  потерь бюджета от использования  этих цен.

     В приведенных определениях трансфертной цены акцент делается на ее связь с уменьшением налоговых поступлений и на то, что эта цена используется в отношениях между взаимозависимыми лицами. Таким образом, признаками трансфертной цены в соответствии с общепринятыми международными документами являются:

 использование во взаимоотношениях  между взаимозависимыми (ассоциированными) лицами;

 формирование под влиянием  не рыночных факторов, а отношений  взаимозависимости;

 искажение налогооблагаемой  базы по налогу на прибыль  (доходы).

     Наличие этих  признаков дает повод налоговым  органам трактовать трансфертную  цену как способ снижения налоговых  платежей.

     Но может  складываться и другая ситуация, в которой использование нерыночных  цен в отношениях между взаимозависимыми  лицами связано с рациональной  организацией деятельности групп  компаний, поскольку нередко крупные  холдинги, включают в себя компании, разделенные по функциональному  признаку.

     Следовательно,  трансфертное ценообразование –  результат организации бизнеса,  основанного на разделении труда.  Поэтому далеко не всегда использование  трансфертных цен направлено  исключительно на минимизацию  налогов.

     Двоякая природа  трансфертного ценообразования  предопределяет и позицию государства  в отношении его применения. С  одной стороны, государством не  установлены запреты и меры  юридической ответственности за  использование трансфертных цен,  с другой – оно стремится  не допустить уменьшения налоговых  поступлений вследствие использования  компаниями контролируемых цен.

     Таким образом,  мы подошли к вопросу о критериях  определения основания для признания  лиц взаимозависимыми.

    В настоящее  время понятие взаимозависимости  лиц и критерии его определения  отражены в статье 20 НК РФ, согласно  которой основными критериями  признания лиц взаимозависимыми  являются следующие факторы:

Информация о работе Трансфертное ценообразование