Учет и анализ использования основных производственных фондов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:01, дипломная работа

Описание

Хозяйственная деятельность предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжение (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (продажи). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства. Следовательно, важнейшие объекты бухгалтерского учета на предприятии, особенно промышленного - основные и оборотные средства в их движении. Значение основных средств в общественном производстве определяется тем, какое место занимают орудия труда в развитии производительных сил и производственных отношений.
В условиях современной рыночной экономики повышается роль учета и контроля за рациональным (эффективным) использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств организации.

Работа состоит из  1 файл

Дипл.Раб-Учёт и анализ Осн.Фондов.doc

— 996.50 Кб (Скачать документ)

Так как компания не ожидает больше никаких экономических выгод от использования оборудования, то было принято решение о списании актива. В этом случае в момент списания оборудования компания получит убыток в размере 5000. И будет сделана следующая запись:

Дт 2194 «Накопленная амортизация»              15 000

Дт 9590 «Прочие неоперационные расходы»      5 000

Кт 2140 «Оборудование»                                                         20000

Прибыли и убытки, возникшие в результате выбытия активов, отражаются в Отчёте о прибылях и убытках как доходы и расходы от неоперационной деятельности.

2) Продажа. Рассмотрим два случая, используя условие предыдущего примера.

В первом случае, если продажная цена составила 5000, что равно балансовой стоимости оборудования, то компания не получит ни прибыли, ни убытков:

Дт 1110 «Денежные средства»              5 000

Дт 2194 «Накопленная амортизация»              15 000

Кт 2140 «Оборудование»              20 000

Во втором случае, если получено наличными 3000, то убыток составит 2000:

Дт 1110 «Денежные средства»              3 000

Дт 2194 «Накопленная амортизация»              15 000

Дт 9590 «Прочие неоперационные расходы» 2 000

Кт 2140 «Оборудование»              20 000

Документальное оформление движения основных средств.

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

20 ООО

Кт 2140 «Оборудование»

б) изменим условия примера:

20 ООО 0

15 ООО 5 ООО

Первоначальная стоимость Ликвидационная стоимость Накопленная амортизация Балансовая стоимость

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в 

действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику объекта, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств. После оформления, акт приемки-передачи основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и др.).

На основании этих документов бухгалтерия производит соответ­ствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический или другой отделы предприятия. Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах {для организации, сдающей, и организации, принимающей основные средства).

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремон­тированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией, и стоимость выполненных работ (по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха (отдела), уполномоченный на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают . в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (про­изводства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств. Акт-накладную выписывают в двух экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранс­портных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т.п.), полученных от ликвидации объекта (выручки от ликвидации), результат от списания.

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудовании, реконструкции и мо­дернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый  инвентарный номер в одном экземпляре. В бухгалтерии инвентарные карточки формируют в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных, средств.

Особенности учета операционной и финансовой аренды (лизинга) основных средств.

Аренда - это договор, согласно которому владелец актива (А) арендодатель передает другой стороне арендатору в обмен на арендную плату или серию платежей право использования актива в течение согласованного срока, начало срока аренды это более ранее след. дат.

Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговариваются срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).

В зависимости от того, в какой степени риск и вознаграждение связанный с владением актива ложатся на арендатора и арендодателя различают операционную и финансовую аренду.

Риски- представляют собой возможные убытки от неиспользования или неполного использования актива, от его технического устаревания.

Вознаграждение- это возможность получить прибыль в течение срока использования актива и прибыль от повышения стоимости или реализации его ликвидационной стоимости.

При операционной аренде расходы по аренде начисляются на арендатора день за днем по мере использования актива.

Арендатор относит расходы по аренде на периоды, в течение которых предприятие получало выгоды от использования актива и не учитывает в бухгалтерском учете какие либо обязательства по будущим выплатам.

При операционной аренде - арендные платежи должны отражаться у арендатора в ОПУ, как расходы распределенные равномерно в течение срока аренды, если не существует системной основы, которая лучше бы показывала временной график получения выгод пользователем.

пример. 1. Аренда офиса

Дт 8030 Расходы по аренде.

Кт 3110 Счета к оплате.

2. Аренда грузового автомобиля для перевозки готовой продукции. Дт 7570 Прочие торговые издержки.

Кт 3110 или 3510 Счета к оплате, (Начисленные обязательства)

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.

На стоимость произведенных арендатором "капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется по дебету счета «Основные средства» с кредита счета «Вложения во внеоборотные активы»

Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, обозначенной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям

Договором аренды может быть предусмотрено осуществление ка­питальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются у него в дебет счета «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Если договором предусмотрены капитальные вложения в арендо­ванные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляется бухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.

Если аренда переносит все существенные риски и вознаграждения связанные с владением актива, то она классифицируется, как финансовая аренда.

Преимущества аренды.

1.     100%-ное финансирование по фиксированным ставкам. Это свойство наиболее привлекательно для новых и развивающихся компаний. В условиях договора, при постоянных арендных платежах (по фиксированным) ставкам, что защищает арендатора от инфляции и роста стоимости денег.

2.     Защита от устаревания. Аренда оборудования уменьшает риск устаревания оборудования для арендатора и во многих случаях риски переходят к арендодателю по ликвидационной стоимости.

3.     Гибкость. Арендные соглашения могут содержать меньше ограниченных условий по сравнению с другими долговыми соглашениями. Изобретательные арендодатели могут составить арендное соглашение, отвечающим особым потребностям арендатора.

4.     Недорогое финансирование. Некоторым компаниям аренда обходится дешевле по сравнению с другими формами финансирования.

К критериям, которые по отдельности или вместе взятые определяют классификацию аренды, как финансовую, является следующее:

1.  К концу срока аренды право владения активом переходит к арендатору.

2.      Арендатор имеет право на покупку данного актива по цене, которая значительно ниже справедливой стоимости на дату реализации этого права, а на дату принятия аренды существует обоснованная уверенность в том, что это право будет реализовано. (Договор, опцион)

3.        Срок аренды составляет значительную часть (75% и более) срока экономической службы актива, даже если право собственности не передается.

4.       На дату принятия аренды дисконтированная стоимость минимальных арендных платежей составляется по крайне мере существенную долю всей справедливой стоимости арендуемого актива. (Право собственности не переходит к арендатору.)

5. Арендные активы носят такой специализированный характер, что только арендатор может пользоваться им без существенной модификации.

При финансовой аренде - арендатор должен капитализировать аренду, т.е. он должен отразить в бухгалтерском балансе актив и признать обязательство на сумму справедливой стоимости арендуемого актива на начало срока аренды, а также начислять амортизацию на этот актив.

Амортизационная политика для арендованного актива должна соответствовать той, которая использовалась для собственных активов, а начисление амортизации рассчитывается по методу, определенному МСФО.

Арендодатель наоборот списывает с баланса актив, и признает дебиторскую задолженность на сумму, указанную в договоре. Право на собственность в итоге может передаваться, так и не передаваться арендатору. Арендодатель и арендатор рассчитывают арендные платежи, как сумму, состоящую из процента(%) и основной суммы.

Информация о работе Учет и анализ использования основных производственных фондов