Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:38, дипломная работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов аудита движения материалов в организации МУП «ММСО».
Для достижения этой цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
• рассмотрение теоретические аспекты учета и аудита движения материалов;
• изучение состояния первичного, синтетического и аналитического учета материалов;
При сальдовом
методе учета поступившие в
Данные этих ведомостей сверяются со стоимостными данными ведомости остатков и с итогами записей в регистрах синтетического учета.
При использовании компьютеров все необходимые регистры при сальдовом методе учета материалов (групповые оборотные ведомости, ведомости остатков, сальдово-сличительные) составляются на машинах.
На МУП «ММСО» применяется журнально-ордерная форма учета с использованием автоматизированной программы «1С».
2.3 Аудит учетной политики и систем внутреннего контроля
Журнал регистраций
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Дт |
Кт |
1 |
163809,32 |
10/3 |
60 | |
2 |
13050,85 |
10/3 |
10,3 | |
3 |
52121,60 |
10/5 |
71 | |
4 |
47389,80 |
10/5 |
60 | |
5 |
3130 |
10/5 |
10/5 | |
6 |
1357072,25 |
10/8 |
60 | |
7 |
24504,97 |
10/8 |
71 | |
8 |
3800 |
10/8 |
10/8 | |
9 |
16931,41 |
10/8 |
99 | |
10 |
416872,80 |
10/8 |
23/5 |
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения и организации бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости амортизируемого имущества, организации документооборота, инвентаризации, способы вменения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика предприятия
выбирается и обосновывается экономическими,
юридическими и бухгалтерскими службами
предприятия и утверждается руководителем,
она должна быть оформлена соответствующим
организационно-
Таблица 6
Вопросник для проведения контроля учетной политики в МУП «Михайловская МСО»
|
Нормативный акт, ко- торым предоставлено право выбора |
Положение учет- ной политики организации |
А |
1 |
2 |
1.Наименование документа, которым определена учетная политика |
ПБУ 1/08 |
Приказ по учетной политике на 2009 год |
2.Основные направления учетной политики: |
- |
- |
2.1 Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения: |
НКРФ |
- |
по методу оплаты |
- |
- |
2.2.Определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) в бух учете |
ПБУ 9/99 |
Доходы от обычных видов деятельности |
2.3.Порядок начисления амортизации по основным средствам: |
НК РФ ПБУ 6/01 |
Линейный способ |
а) ежемесячно, в течение нормативного срока их эксплуатации; |
- |
- |
б) применение ускоренной амортизации |
- |
- |
2.4.Определение предметов для их учета в составе средств в обороте: |
ПБУ 6/01 |
- |
а) имущество, используемое в процессе производства менее 12 месяцев в пределах установленного законодательством лимита; |
- |
Имущество со сроком службы менее 12 месяцев |
б) установлен руководителем самостоятельно |
- |
- |
2.5.Порядок начисления износа нематериальных активов: |
ПБУ 14/07 |
Линейный способ |
а) ежемесячно по нормам, рассчитанным с учетом срока их полезного использования; |
- |
- |
б) установлен перечень нематериальных активов, по которым начисление износа не производится; |
- |
- |
в) если срок полезного использования невозможно установить – ежемесячно, из расчета норм на 10 лет |
- |
- |
2.6.Порядок отражения в учете приобретения и заготовления материалов: |
ПБУ 5/01 |
- |
а) по фактической себестоимости приобретения; |
- |
По фактической себестоимости |
б) по учетным ценам с применением счета 15 |
- |
- |
2.7.Методы оценки производственных запасов: По себестоимости одной |
ПБУ 5/01 НКРФ |
- |
2.8.Порядок учета ремонта основных средств: |
ПБУ 6/01 |
- |
а) по фактическим затратам |
- |
- |
б) При производстве крупных внеплановых ремонтов фактические затраты по ремонту относить на счет 97 |
- |
- |
2.9.Порядок учета курсовых разниц при учете операций в иностранной валюте. |
ПБУ 3/06 |
- |
2.10.Порядок учета выпуска продукции: |
Нормативный документ. План счетов |
- |
а) по фактическим затратам; |
План счетов |
- |
б) на счете 43, без использования счета 40 |
- |
- |
2.11.Порядок отражения в учете выплаты дивидендов |
- |
- |
2.12.Порядок создания резерва предстоящих расходов и платежей: |
НК РФ |
- |
а) на оплату отпусков; |
- |
- |
б) на выплату вознаграждений за выслугу лет; |
- |
- |
2.13.в) на ремонт основных средств; |
НК РФ |
- |
г) на другие цели; |
- |
- |
д) создание резерва не предусмотрено |
- |
- |
2.14.Порядок списания не истребованной дебиторской задолженности: |
- |
- |
а) в течение 4-х месяцев; |
ПБУ 5/01 |
- |
б) по истечению 3-х лет по решению руководителя |
- |
- |
2.15.Порядок учета товаров приобретенных для продажи: |
- |
- |
а) по розничным (продажным) ценам с применением счета 42; |
- |
- |
б) по покупной стоимости |
- |
- |
2.16.Сроки погашения расходов будущих периодов: |
НК РФ,ПБУ 10/99 |
- |
а) в течение срока, которому они относятся; расходы сезонного характера, в период выпуска продукции; |
- |
В течение срока, к которому они относятся |
б) расходы на основании новых предприятий, производств, новых установок и агрегатов исходя из нормативного срока их освоения |
- |
- |
2.17.Порядок создания резерва по сомнительным долгам |
Налоговый кодекс НКРФ |
- |
2.18.Методы распределения прибыли |
- | |
2.19.Порядок оценки задолженности по полученным займам |
ПБУ 15/08 |
- |
а) с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода; |
- |
С учетом причитающихся к уплате % на конец отчетного периода |
б) без учета причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода |
- |
- |
2.20.Организационные аспекты учетной политики |
- |
- |
3.Инвентаризация имущества и обязательств |
Методические указания №49 |
Проводится со ст.12ФЗ 3.1 |
3.1.Выбор формы ведения бухгалтерского учета |
- |
- |
3.2.Организация формы бухгалтерской службы: |
Закон о «Бухгалтерском учете» №129-ФЗ |
- |
а) учредить бухгалтерскую службу,
возглавляемую главным |
- |
учредить бухгалтерскую службу,
возглавляемую главным |
б) ввести в штат бухгалтера; |
- |
- |
в) передать на договорных началах ведения бухгалтерского учета специальной организации или бухгалтеру – специалисту; |
- |
- |
г) бухгалтерский учет ведет руководитель лично |
- |
- |
3.3.Организация внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля |
- |
- |
3.4.Выделение подразделенной на отдельный баланс |
- |
- |
3.5.Рабочий План счетов бухгалтерского учета |
- |
- |
3.6.Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, которым предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности |
- |
- |
3.7.Правила документооборота и технология обработки учетной информации |
Положение о «Документах и |
- |
3.8. Порядок контроля за хозяйственными операциями, а также за другими решениями |
- |
- |
При исследовании приказа об учетной политике МУП «Михайловская МСО» выявлены следующие недостатки:
- отсутствует график документооборота и технологии обработки учетной
информации;
- текст приказа не разделен на три аспекта: методический, технический,
организационный;
- не отражен порядок учета выпуска продукции;
- не указан порядок создания резервов;
- отсутствует внутреннее положение о бухгалтерии и инвентаризации;
- не отражены формы первичных документов, применяемых для
оформления хозяйственных операций;
- не отражены методы распределения прибыли;
- не прописан порядок
контроля за хозяйственными
за другими решениями;
- не прописан порядок списания неистребованной дебиторской
задолженности;
- не указан порядок учета товаров приобретенных для продажи.
Выявив недостатки в учетной политике МУП «Михайловская МСО», можно предложить внести на следующий отчетный год следующие поправки:
- Законом «О бухгалтерском учете» предусмотрено при утверждении учетной политики установление правил документооборота и технологии обработки учетной информации. График документооборота составляется в виде схемы или таблицы, в которой указываются ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив. Так как в организации отсутствует график документооборота, его следует разработать и утвердить. Он поможет разграничить обязанности между рабочим персоналом, все будут соблюдать свои обязанности, что позволит предприятию своевременно сдавать отчетность. Также можно предложить использовать график документооборота, разработанный и представленный в данной работе;
- Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Требования главного по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации. Исходя из этого, в учетной политике следует указать формы первичных документов для оформления хозяйственных операций;
- Существует два метода определения выручки (доходов) расходов:
Данный метод используется в небольших предприятиях, где ведется в основном наличный расчет и дата отгрузки товара или услуги совпадает с датой их оплаты. Указать один из методов определения выручки (по методу отгрузки, по методу оплаты). В современных учетных системах метод «по отгрузке» является преобладающим. Руководству следует указать порядок учета ремонта основных средств, который должен осуществляться либо по фактическим затратам или путем образования резерва предстоящих расходов и платежей;
- отразить порядок
учета выпуска продукции,
на счете 43 без использования счета 40, либо по фактическим затратам;
- установить порядок учета товаров, приобретенных для продажи либо по
розничным ценам с применением счета 42 или по покупной стоимости;
- указать порядок списания резервов и не истребованной дебиторской
задолженности;
- текст приказа
разделить на три аспекта:
организационный;
- Инвентаризация - способ установления истинного положения дел или возможность установить соответствие между данными бухгалтерского учета и фактическим положением дел. Обычно инвентаризацию связывают с пересчетом и перемериванием предметов. Для любого предприятия своевременное проведение инвентаризации жизненно необходимо, поэтому следует разработать и отразить в учетной политике внутреннее положение о бухгалтерии и инвентаризации;
- Контроль является важной частью функционирования организации, поэтому следует прописать порядок контроля за хозяйственными операциями и другими решениями;
- Прописать порядок учета выпуска продукции;
Разработанная новая учетная политика и внесенные недостающие пункты, позволят предприятию избежать каких-либо негативных явлений во время аудиторских и налоговых проверок.
Для того, чтобы проверить состояние системы внутреннего контроля учета движения материально – производственных запасов было проведено анкетирование по анализируемому объекту.
2.4 Планирование аудита движения материалов
Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита в соответствии с Федеральными стандартами аудита № 3 «Планирование аудита», предусматривает подготовку общего плана и программы аудита. В общем плане указывают виды работ и сроки проведения аудита, в программе – виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, период их проведения, исполнителей, рабочие документы. Содержание общего плана и программа аудита будут зависеть от конкретных особенностей проверяемого предприятия. В процессе проверки аудитор должен установить:
Информационной базой для проверки материалов служили:
Общий план аудита МУП «Михайловская МСО» за 2008 г.
Таблица 7
№ п/п |
Сегмент аудита |
Сроки проведения |
Исполнители |
|
2 |
3 |
4 |
1 |
Учетная политика предприятия |
11.01.09-15.01.09 |
|
2 |
Аудит операций по поступлению материальных ценностей |
16.01.09-20.01.09 |
|
3 |
Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складе предприятия |
21.01.09-24.01.09 |
|
4 |
Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений |
25.01.09-27.01.09 |
|
5 |
Проведения анализа |
28.01.09-30.01.09 |
|
6
|
Оформление результатов проверки |
31.01.08 |