Учет и аудит материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:38, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов аудита движения материалов в организации МУП «ММСО».
Для достижения этой цели в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
• рассмотрение теоретические аспекты учета и аудита движения материалов;
• изучение состояния первичного, синтетического и аналитического учета материалов;

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 119.97 Кб (Скачать документ)

Правильность списания материальных ресурсов на производственные нужды  по количеству и стоимости была проверена  путем составления балансовых расчетов. Для этого сравнивалось количество отпущенных сырья и материалов по нормам с выходом готовой продукции  в натуральном выражении (с учетом технологических отходов по нормам).

Если в отчетном периоде  производилась уценка  отдельных  производственных запасов, то в наличии  должны быть акты (ведомости) инвентаризации, протоколы инвентаризационной комиссии, сведения о рыночных ценах, приказы  руководителя, подтверждающие обоснованность такой операции. При этом убытки от уценки не уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Правильность отражения  в учете стоимости недостающих (излишних) ценностей, выявленных в  ходе инвентаризаций, проверялась путем  анализа инвентаризационных описей и сличительных ведомостей, приказов руководителя, бухгалтерских справок, решений судебных органов и т.д.  На издержки может быть списана сумма  недостач и порчи ценностей только в пределах норм естественной убыли, недостачи сверх норм  должны относиться на виновных лиц, а при  их отсутствии (или отказе суда во взыскании  с них)  -  на убытки предприятия. Излишки ценностей подлежат оприходованию, а их сумма  -  отнесению на прибыль.

Правильность применяемых  схем корреспонденции счетов по списанию материально-производственных запасов  со склада устанавливалась путем  выборочного контроля записей в  учетных регистрах по счетам 20, 25, 26, 44, 91 и др., и сопоставления их с данными первичных расходных  документов.  При этом убедились, не списывают ли на производство, на реализацию или на другие цели не оприходованные материальные ценности, то есть не оформленные документами по приходу на склад. Стоимость материалов, использованных на строительство объектов основных средств, ремонт объектов социально-культурного назначения, не должна относиться на себестоимость: в первом случае ее нужно  присоединять к сумме капитальных вложений по соответствующему объекту, во втором  -  списывать за счет чистой прибыли (фондов).  Так как в отчетном периоде были зафиксированы случаи того, что материально-производственные запасы реализовались на сторону, была подвержена проверке правильность исчисления налога на прибыль и НДС.

На заключительном этапе был проведен контроль сводного учета материальных ценностей по данным оборотов счета 10. В ходе аудиторской проверки были выявлены ошибки, которые можно отнести к типичным ошибкам при таких проверках:

    • отсутствие некоторых первичных приходно-расходных документов;
    • оформление с нарушением установленных требований.
    • неправильное  исчисление фактической стоимости заготовления материалов.
    • списание в расход не оприходованных материальных ценностей ( не оформленных приходными документами).
    • списание материалов на производство по мере их отпуска со склада, а не по факту их расхода,
    • отсутствие норм расхода материалов или их несоблюдение.
    • несоблюдение незафиксированного  в учетной политике варианта учета материальных ценностей, списываемых на производство,
    • арифметические ошибки при расчете реализованной торговой наценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование  учета и аудита движения материалов

 

3.1 Совершенствование бухгалтерского  учета движения материалов

 

В процессе работы на предприятии  были выявлены следующие недостатки  в работе отдела бухгалтерии данной организации.

  1. Ненадлежащим образом организовано разделение  труда,  т.е.  нет документов  четко определяющих обязанности каждого отдельного работника предприятия. Не ведется работа по унификации и анализу должностных инструкций. Вследствие этого возникают различного  рода  накладки,  связанные  с несвоевременной  подготовкой  документов,  получением   информации, необходимой главному бухгалтеру, с опозданием и т.д.

 Таким образом,  будет целесообразным  разработать перечень, четко определяющий обязанности работников предприятия, а также номенклатуру дел бухгалтерской службы.

  1. Отсутствует график  документооборота.  Это является значительным  упущением,  так  как  точное  соблюдение  графиков документооборота  способствует  своевременному  и  полному  отражению   в учетных регистрах совершаемых хозяйственных операций.

    Главному бухгалтеру  следует  составить  схему   или  перечень  работ  по  созданию  и  обработке   документов,   выполняемых   инженерно-техническими, коммерческими,  бухгалтерскими службами с указанием  сроков исполнения.

В целях совершенствования  бухгалтерского учета можно использовать схему документооборота, которая  представлена в приложении 2. График документооборота - график в виде таблицы или статический график, как его еще называют, представляет собой порядок движения каждого вида документа, начиная от его создания, передачи, хранения и заканчивая его уничтожением или сдачей в архив. В разных организациях эти графики отличаются друг от друга только составом документов с учетом специфики деятельности фирмы. Такой вид графика позволяет определять общую совокупность документов, используемых в организации.

В настоящее время одно из основных направлений совершенствования  бухгалтерского учета связано с  автоматизацией обработки информации с применением новейших технических  средств - от мощных ЭВМ типа ЕС до микроЭВМ, так как их применение является наиболее эффективным средством быстрой  обработки учетной информации, отличающейся массовостью, разнообразностью, многозначностью, сложностью состава. Это обусловлено  тем, что ЭВМ характеризуется  высокой скоростью работы, программным  управлением, большой емкостью памяти, автоматическим восприятием исходных данных, богатым набором выполняемых  операций и т.д.

На анализируемом нами предприятии обработка данных ведется автоматизировано, с применением программы «1С: Бухгалтерия 7.7». В целях совершенствования бухгалтерского учета, следует перейти на самую последнюю, доработанную версию данного программного продукта.

"1С:Бухгалтерия 8.1" - новое поколение программ для бухгалтерского и налогового учета

"1С:Бухгалтерия" стала  индустриальным стандартом учетных  решений в Российской Федерации  и странах ближнего зарубежья.  В ней воплощен опыт практической  работы бухгалтеров сотен тысяч  организаций - от небольших предприятий  и индивидуальных предпринимателей  до крупных корпораций и холдингов.  Новая версия программы "1С:Бухгалтерия  8" создана на технологической  платформе "1С:Предприятие 8" нового поколения и поднимает  этот стандарт на новый методологический  и технологический уровень. 

"1С:Бухгалтерия 8" может  использоваться в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой  деятельности: оптовая, розничная, комиссионная торговля (включая субкомиссию), оказание услуг, производство и т. д.

Бухгалтерский и налоговый  учет соответствуют действующему законодательству Российской Федерации. В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Приказом Минфина РФ "Об утверждении  плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его  применению" от 31 октября 2000 г. № 94н.

Методика бухгалтерского учета позволяет одновременно отражать каждую хозяйственную операцию, как  по счетам бухгалтерского учета, так  и по необходимым разрезам аналитического, количественного и валютного  учета. Пользователи могут самостоятельно управлять методикой учета в  рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы  аналитического учета. Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов, соответствующих первичным документам бухгалтерского учета. Кроме того, предусмотрен ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции - простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый  пользователем.

"1С:Бухгалтерия 8" позволяет  решать все задачи, стоящие перед  бухгалтерской службой предприятия,  включая, например, выписку первичных  документов, учет продаж и т.  д. 

Характеристика 1С:Бухгалтерии 8

Программный продукт "1С:Бухгалтерия 8" включает технологическую платформу "1С:Предприятие 8" и конфигурацию (прикладное решение) "Бухгалтерия  предприятия".

Конфигурация "Бухгалтерия  предприятия" предназначена для  автоматизации бухгалтерского и  налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности в организации. Бухгалтерский и налоговый учет ведется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

"1С:Бухгалтерия 8" поддерживает  решение всех задач бухгалтерской  службы предприятия, если бухгалтерская  служба полностью отвечает за  учет на предприятии, включая,  например, выписку первичных документов, учет продаж и т. д. Данное  прикладное решение также можно  использовать только для ведения  бухгалтерского и налогового  учета.

В состав конфигурации включен  план счетов бухгалтерского учета, соответствующий  Приказу Минфина РФ "Об утверждении  плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его  применению" от 31 октября 2000 г. № 94н (в редакции Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н). Состав счетов, организация  аналитического, валютного, количественного  учета на счетах соответствуют требованиям  законодательства по ведению бухгалтерского учета и отражению данных в  отчетности. При необходимости пользователи могут самостоятельно создавать  дополнительные субсчета и разрезы  аналитического учета.

 

3.2. Совершенствование аудита  движения материалов

 

В целях совершенствования  аудита движения материалов можно предложить внедрить на предприятии систему внутреннего аудита. Для упрощения этой задачи можно предложитьвнедрение и использование следующей программы для автоматизации аудиторской деятельности:

Автоматизация аудита в AuditXP «Комплекс Аудит» версия 2010

AuditXP «Комплекс Аудит»  версия 2010 – это уже испытанный  программный продукт в новой  версии.

Новый Блок методологии позволяет  изменять существующую методику аудита и создавать новые. С помощью  данного модуля можно менять не только методологию, но и отчетные формы.

AuditXP «Комплекс Аудит»  версия 2010 позволяет проводить аудит  бухгалтерской отчетности не  только по стандартам РФ, но  и по национальным стандартам, включая МФСО.

По многочисленным просьбам пользователей AuditXP «Комплекс Аудит» был усовершенствован отчет аудитора. Новый отчет аудитора создается  в формате Microsoft Word и включает в  себя не только данные по аудиту, но и  пояснения по разделам.

Блок методологии

Удобный инструментарий изменения  методики аудита, предоставляет возможность  создавать, сохранять и загружать  любые методики, открывает широкие  возможности  для реализации собственных  наработок без использования  программирования.

Многочисленные изменения  в программе AuditXP «Комплекс Аудит» в блоке методологии теперь предоставляют  возможности для проведения аудита бухгалтерской отчетности не только по стандартам РФ, но и по национальным стандартам, включая МФСО.

Отчет аудитора

Этап подготовки официального аудиторского заключения, составления  отчета аудитора и письменной информации аудируемому лицу в новой версии претерпел значительные изменения. Отчет аудитора теперь можно формировать  по разделам, самостоятельно выбирая  параметры выгрузки. В отчет включаются и все пояснения по разделу.

AuditXP "Комплекс Аудит"  версия 2010 - это: 

Удобство работы и многофункциональность.

Дружественный интерфейс  и интуитивно понятный алгоритм работы, позволяющий легко и быстро обучиться  работе в программе.

Оригинальная методика проведения аудита, позволяющая максимально  автоматизировать все этапы аудиторской  проверки и повысить качество аудита.

Полный комплект рабочих  документов аудитора по всем разделам аудита.

Встроенный алгоритм расчета, планирования и анализа выборки.

Встроенный алгоритм сравнения  данных бухгалтерской базы с данными  бухгалтерской отчетности аудируемого  лица.

Автоматизация ввода и  обработки информации на всех этапах проведения общего аудита.

Автоматическое построение выводов по разделам аудита и итогового  заключения.

Возможность автономной работы аудиторов с последующим объединением данных в единую базу.

Бесплатные консультации по любым вопросам методологии аудиторской  деятельности.

Бесплатные обновления в  течение всего срока полезного  использования программы.

Бесплатная техническая  поддержка.

Также в целях совершенствования  аудита на данном предприятии можно использовать следующую программу аудита:

 

Таблица 10

Программа проведения аудита производственных запасов

Перечень аудиторских  мероприятий (процедур)

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

А

1

2

3

АУДИТ АНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕТА ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  НА СКЛАДАХ ПРЕДПРИЯТИЯ

Изучение организации  хранения материальных ценностей (наличие  весоизмерительных приборов, стеллажей  и тары, состояние картотеки, складских  карточек)

I квартал

Зав. складом

Инструкции о приемке  материалов, техпаспорта по весоизмеритель -ным приборам, книги санитарного  состояния складов

Изучение организации  пропускной системы при ввозе  и вывозе материальных ценностей  с предприятия

I квартал

Внутренняя охрана

Книга регистрации пропусков, сообщения работников охраны и кладовщиков

Проверка полноты оприходовании  ценностей и правильность их оценки

В течение года

Бухгалтер

Таблицы сверки внутренних документов с документами поставщиков

Установление соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складам, субсчетам и  номенклатурным номерам материалов

В течение года

Бухгалтер

Оборотные ведомости, карточки складского учета

Проверка полноты и  качества инвентаризации производственных запасов 

В декабре каждого года

Главный бухгалтер

Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, таблицы  по данным инвентаризационных ведомостей

АУДИТ УЧЁТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ , СПИСАНИЯ НЕДОСТАЧ, ПОТЕРЬ И ХИЩЕНИЙ

Проверка операций по отпуску  материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных  документов

В течение года

Производственный отдел

Расходные документы по учёту  материалов, счета-фактуры

Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости  материалов выпуск готовой продукции

Один раз в квартал

Бухгалтер

Акты и другие документы  на списание расхода материалов

Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей

В декабре каждого года

Председатель инвентаризационной комиссии, бухгалтер

Акты на списания хищений, недостач, потерь

3.АУДИТ СВОДНОГО  УЧЁТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Проверка данных аналитического и синтетического учёта по синтетическим  счетам, субсчетам, направлениям затрат

Один раз в квартал

Бухгалтер

Сводные ведомости по расходу  материалов, ведомости незавершенного производства, журнал ордер №10

Сверка  данных бухгалтерских регистров  и отчётности

Один раз в квартал

Бухгалтер

Баланс (ф.№1),приложение №5, таблицы, журнал ордер №10

4. ПРОВЕДЕНИЕ  АНАЛИЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

Выявление неиспользованных материалов в течение отчётного  года

В декабре каждого года

Инвентаризационная комиссия

Карточки  складского учёта, оборотные ведомости

Выявление неиспользованных материалов свыше одного и более  лет

В декабре каждого года

Инвентаризационная комиссия

Карточки складского учёта

Информация о работе Учет и аудит материалов