Учет и отчетность на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:13, дипломная работа

Описание

Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству, которое способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.
В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы учета на малых предприятиях
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерский учет и
отчетность малых предприятий……………………………………8
1.2 Теоретические основы учета на малом предприятии…………...15
1.3 Характеристика и состав отчетности на предприятиях малого
бизнеса…………………………………………………………........24
Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности
на малом предприятии ООО «Вкусняша»
2.1 Организационно – экономическая характеристика
ООО «Вкусняша»…………………………………………………..35
2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии…………….40
2.3 Состав отчетности ООО «Вкусняша» и ее анализ………………..50
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию учета и отчетности на
малых предприятиях на примере ООО «Вкусняша»
3.1 Анализ недостатков в учете предприятия………………………..69
3.2 Рекомендации по совершенствованию учета и отчетности и
выявление резервов повышения эффективности деятельности
ООО «Вкусняша»…………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………….......82
Список использованных источников……………………………………….87
Приложения…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ стр.43,45.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

ПБУ 4/99 устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений, и применяется при установлении:

- типовых форм бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке составления отчетности;

- упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций;

- особенностей формирования сводной бухгалтерской отчетности;

- особенностей формирования бухгалтерской отчетности в случаях реорганизации или ликвидации организации;

- порядка публикации бухгалтерской отчетности.

Вопросы дополнительного раскрытия  информации в бухгалтерской отчетности представлены в следующих Положениях по бухгалтерскому учету:

- ПБУ 7/98 «Событие после отчетной даты» от 25 ноября 1998 г. № 56н устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций событий после отчетной даты и применяется при установлении особенностей раскрытия событий после отчетной даты в бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства;

- ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» от 13.12.10 № 167н устанавливает порядок отражения оценочных обязательств, условных обязательств и условных активов в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ и может не применяться субъектами малого предпринимательства;

- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» от 29.04.2008 № 48н устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций и может не применяться при формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства, за исключением указанных субъектов, публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе;

- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» от 06.10.2008 № 106н устанавливает правила формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и распространяется в части формирования учетной политики - на все организации, в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе;

- ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» от 28.06.2010 № 63н устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ.

Вопросы отражения показателей сводной  отчетности регламентируются Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности от 30 декабря 1996 г. № 112 и приказом Минфина РФ от 24 декабря 2010 г. № 187н «О внесении изменений в Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности». Отдельным вопросам формирования сводной бухгалтерской отчетности посвящено Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» от 08.11.2010 № 143н, которое устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

При этом в каждом Положении по бухгалтерскому учету, определяющем базовые нормы ведения отдельных участков учета, имеются разделы, устанавливающие правила формирования и представления в бухгалтерской отчетности основных показателей таких участков учета.

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов – документ общего порядка; этот документ является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей экономики независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков. В План счетов неоднократно вносились корректировки в связи с меняющимися экономическими условиями. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий  уровень объединяет ведомственные  документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня, например, приказ от 2 июля 2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [8].

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.

На современном  этапе развития рыночной экономики  за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования, постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает созданная в 1997 г. организация – Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющий разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование современной системы  регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности – МСФО, разрабатываемых Советом по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standard Committee – IASC).

С целью  приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО; формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечения увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности малых предприятий имеют следующие нормативные документы:

1. Федеральный  закон «О бухгалтерском учете»  от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

2. Положение  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н.

3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность  организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43н.

4. Приказ Министерства финансов  РФ «О формах бухгалтерской  отчетности организаций» от 2 июля 2010 г. № 66н.

В Федеральном законе «О бухгалтерском  учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации. В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. Приказом № 66н утверждены перечень форм годовой и промежуточной отчетности и указания по их составлению. Однако этим Приказом Минфин России утвердил лишь примерные формы (в качестве образцов). Организации имеют право вносить в них изменения. Но утверждая собственные формы бухгалтерской отчетности, организации должны соблюдать определенные требования. Главное – сохранить принципы построения этих форм. Так, разрабатывая собственный вариант баланса, организация не вправе нарушать порядок расположения его статей. Их необходимо размещать по степени возрастания ликвидности (нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и т. д.).

Таким образом, в зависимости от объемов деятельности возможны три  варианта формирования бухгалтерской  отчетности:

1) упрощенный – для субъектов  малого предпринимательства и  некоммерческих (кроме бюджетных) организаций;

2) стандартный – для коммерческих  организаций, относящихся к группе  средних и крупных организаций.  Бухгалтерская отчетность формируется  исходя из образцов форм, приведенных в Приложении к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н;

3) множественный – для коммерческих  организаций, относящихся к группе  крупнейших и крупных организаций,  осуществляющих несколько видов деятельности. В этом случае количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, и вариантов представления отчетной информации значительно увеличивается. В крупных компаниях важную роль приобретает информация по сегментам (операционным и географическим).

1.2 Теоретические основы учета на малом предприятии

 

Особое место в современной  экономике России принадлежит малому предпринимательству, которое способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.

В настоящее время государство  возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны.

Бухгалтерский учет на малом предприятии служит для отражения и контроля средств организации, а также процессов ее хозяйственной деятельности в обобщающем денежном выражении.

Задачами бухгалтерского учета  в малом предпринимательстве  являются [25]:

1. Совершенствование законодательной и нормативной базы.

2. Унификация и упрощение.

3. Учет регистров.

4. Упрощение рабочего плана счетов.

5. Совершенствование документооборота и минимизация количества бухгалтерских документов.

6. Сокращение форм отчетности.

7. Упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся значительно информативными для внешних пользователей.

8. Значительно упростить налогообложение, что позволит устранить рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетам налогов и т.д.

В соответствии с отечественным законодательством в России дей-ствуют следующие режимы налогообложения, которые могут применять малые предприятия и индивидуальные предприниматели:

1. Общий режим, при котором  уплачиваются в бюджет все  установленные налоги.

2. Специальные налоговые режимы:

- упрощенная система налогообложения;

- налогообложение единым налогом  на вмененный доход для определенных видов деятельности.

- иные специальные налоговые  режимы.

Если малое предприятие находится  на общем режиме налогообложения, оно обязано вести:

1.   бухгалтерский учет;

2.   налоговый учет.

Бухгалтерский учет на малом предприятии, избравшем общий режим налогообложения, должен осуществляться в соответствии с существующей нормативно-законодательной  базой: Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также с учетом Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н. Типовые рекомендации до определенной степени облегчают малым предприятиям задачу ведения бухгалтерского учета.[23]

В соответствии с Типовыми рекомендациями малое предприятие при учете доходов и расходов может использовать как метод начисления, так и кассовый метод, согласно которому доходы и расходы признаются в бухгалтерском учете по мере их оплаты. Избранный метод фиксируется в учетной политике.

В соответствии с п. 5 типовых рекомендаций (64н) малые предприятия могут применять  для документирования хозяйственных  операций следующие формы документов:

1. Формы, содержащиеся в альбомах  унифицированных форм первичной учетной документации.

2. Ведомственные формы.

3. Самостоятельно разработанные  формы, содержащие обязательные  реквизиты предусмотренные федеральным законом № 402-ФЗ.

Применение упрощенной формы бухгалтерского учета рекомендуется типовыми рекомендациями с простым технологическим процессом производства товаров, работ, услуг и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц. При этом малым предприятиям предлагается разработать  собственный план счетов бухгалтерского учета на основе типового плана счетов. Рабочий план счетов утверждается при принятии учетной политики.[18]

Малым предприятиям, использующим упрощенную форму бухгалтерского учета, типовыми рекомендациями предложен следующий порядок отражения основных хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов:

1. Учет ОС и НМА ведется на счете 01 обособлено на отдельных субсчетах. Аналогично амортизация ОС и НМА отражается на счете 02 на отдельных субсчетах.

2. Учет капитальных вложений рекомендуется вести с применением счета 08.

3. Учет производственных запасов рекомендуется вести на счете 10 по методу средневзвешенной себестоимости.

4. Учет затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг, а также общехозяйственные расходы вести на счете 20 по отдельным субсчетам. Можно общехозяйственные расходы списывать на счет «продажи» (Д 90 К 26 – вести отдельно).

Информация о работе Учет и отчетность на малых предприятиях