Учет и отчетность на малых предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:13, дипломная работа

Описание

Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству, которое способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников. Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.
В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы учета на малых предприятиях
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая бухгалтерский учет и
отчетность малых предприятий……………………………………8
1.2 Теоретические основы учета на малом предприятии…………...15
1.3 Характеристика и состав отчетности на предприятиях малого
бизнеса…………………………………………………………........24
Глава 2. Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности
на малом предприятии ООО «Вкусняша»
2.1 Организационно – экономическая характеристика
ООО «Вкусняша»…………………………………………………..35
2.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии…………….40
2.3 Состав отчетности ООО «Вкусняша» и ее анализ………………..50
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию учета и отчетности на
малых предприятиях на примере ООО «Вкусняша»
3.1 Анализ недостатков в учете предприятия………………………..69
3.2 Рекомендации по совершенствованию учета и отчетности и
выявление резервов повышения эффективности деятельности
ООО «Вкусняша»…………………………………………………..75
Заключение……………………………………………………………….......82
Список использованных источников……………………………………….87
Приложения…………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ стр.43,45.doc

— 632.00 Кб (Скачать документ)

5. Учет готовой продукции и товаров вести на счете 41 по отдельным субсчетам, при чем товары, приобретенные для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.

6. Учет реализации продукции, работ, услуг и другого имущества, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляются на счете 90 по отдельным субсчетам.

7. Учет дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуется вести в развернутом виде на счете 76 по соответствующим субсчетам:

- поставщики;

- покупатели;

- подотчетные лица и т.д.

8. Финансовые вложения учитываются на счете 58 по субсчетам: краткосрочные (до года) и долгосрочные (свыше года).

9. Учет финансовых результатов отражают на счете 99.

Малые предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Кроме того, для малых предприятий, являющихся юридическими лицами, разработаны Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [9], в которых сформулированы общие принципы организации бухгалтерского учета на малых предприятиях.

Типовые рекомендации разработаны  в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [5] и предназначены для всех малых и средних предприятий, за исключением кредитных организаций.

Однако с введением Плана  счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности организаций необходимые изменения в Типовые рекомендации внесены не были — это обстоятельство следует учитывать при использовании их.

Форму ведения бухгалтерского учета  выбирает главный бухгалтер по согласованию с руководителем малого предприятия. Этот выбор зависит от количества операций и объема документооборота, опыта и квалификации специалистов бухгалтерской службы, наличия вычислительных средств и программного обеспечения, а так же от сложившихся традиций на предприятии.[25]

Бухгалтерский учет в малых предприятиях может быть организован по обычной  форме учета: журнально-ордерной, автоматизированной и т.п.

На малых предприятиях, совершающих  незначительное количество хозяйственных операций, законодательство рекомендует применять упрощенную форму, которая включает в себя:

1) простую форму бухгалтерского  учета (без использования регистров  бухгалтерского учета имущества  малого предприятия);

2) форму бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия [17] .

Если у малого предприятия нет  достаточных средств для приобретения автоматизированной формы ведения  учета, то ведение учета «вручную»  можно значительно упростить, выполняя бухгалтерский учет по упрощенной форме. Например, по простой форме или в регистрах. Для ведения упрощенных форм бухгалтерского учета также годятся неспециализированные бухгалтерские программы, допустим, Excel.

Упрощенные формы ведения бухгалтерского учета малые предприятия могут  применять наряду с традиционными формами. При этом право выбора принадлежит предприятию малого бизнеса.

В простую форму включается всего  два регистра - Книга (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К1 и ведомость учета заработной платы по форме В-8. Эти регистры очень просты в заполнении и «не перегружены» дополнительной информацией. Простая форма не требует оборотной ведомости. Минуя оборотную ведомость, бухгалтерская отчетность составляется на основании Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности.

Использовать простую форму  разрешается не всем малым предприятиям, а только тем, которые выполняют небольшое количество операций в месяц (как правило, не более 30) и не осуществляют производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов.

Малые предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), могут применять  форму бухгалтерского учета с  использованием регистров бухгалтерского учета имущества. Эта же форма годится и для тех малых предприятий, которые не желают работать по традиционной системе или простой форме.

Форма бухгалтерского учета с использованием регистров включает в себя восемь ведомостей по учету имущества, капитала, обязательств и операций. На основании ведомостей составляется шахматная ведомость и оборотная ведомость. По данным оборотной ведомости составляется бухгалтерская отчетность.[16]

Обе формы, предусмотренные Типовыми рекомендациями, предполагают ведение бухгалтерского учета по упрощенному плану счетов бухгалтерского учета. Типовые рекомендации не запрещают работать по обычному Плану счетов для предприятий и Инструкции по его применению. Помимо этой возможности малым предприятиям дается право разработать свой план счетов, который в максимальной степени отражает специфику их деятельности и, возможно, снижает затраты на ведение налогового учета.

Малым предприятиям, работающим по простой  форме ведения бухгалтерского учета и регистрам, при составлении и представлении бухгалтерской отчетности следует также учесть требования Типовых рекомендаций, которые в целом не противоречат текущему законодательству. Изменения в Типовые рекомендации не вносились с 1998 г. и часть требований в настоящее время не соответствует федеральному законодательству.[13]

Упрощенную систему налогообложения  малые предприятия имеют право применять в добровольном порядке, если они соблюдают критерии, установленные главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ [3]. Если малое предприятие утратит статус субъекта малого предпринимательства, то это не повлияет на его право применения упрощенного режима налогообложения.

Для малых предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, уплата большинства налогов заменяется уплатой единого налога, объектом налогообложения по которому могут быть доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Малые предприятия, которые работают по упрощенной системе  налогообложения, должны вести учет без применения плана счетов и способа двойной записи, а также других требований, предъявляемых действующим положением по ведению бухгалтерского учета.[18]

Исключением из правила является обязанность  плательщиков упрощенного режима налогообложения вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов.

C 2013 года  учет доходов и расходов осуществляется  в соответствии с приказом  Минфина России от 22.10.12 № 135н «Об утверждении Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и Порядка отражения операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения».

Книга учета  доходов и расходов ведется по простой системе (до-ход/расход). Порядок  заполнения зависит от выбранного объекта  налогообложения по единому налогу.[26]

Безусловно, малые предприятия вправе вести бухгалтерский учет с применением Плана счетов и двойной записи, но это придется делать од-новременно с ведением Книги учета доходов и расходов. Несмотря на то, что обязанности вести учет по Плану счетов и двойной записи у налогоплательщиков нет, в некоторых случаях это представляется целесообразным. Возможность утраты права применения упрощенного режима налогообложения, а также добровольный отказ от его применения влекут обязанность восстановления остатков на счетах бухгалтерского учета, пересчета налогов.[41]

В этом случае затраты на ведение (восстановление) бухгалтерского учета могут значительно  возрасти. Вынуждены вести бухгалтерский  учет акционерные общества, которым необходимо определить сумму дивидендов. На наш взгляд, следует обратить внимание на некоторые автоматизированные бухгалтерские программы, позволяющие вести бухгалтерский учет параллельно по двум системам налогообложения с автоматическим переносом.

Малые предприятия, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны вести учет в Книге учета доходов и расходов, а в качестве отчетности должны предоставлять налоговые декларации по единому налогу и другим налогам, плательщиками которых они являются.

При упрощенной системе налогообложения не предусмотрено  со-ставление форм бухгалтерской отчетности в виде баланса и приложений к нему, отчета о прибылях и убытках и т.п. Также не является формой отчетности Книга учета доходов и расходов. Книга предназначена для отражения хозяйственных операций, а также является регистром налогового учета.[24]

В налоговый  орган Книга предоставляется  для регистрации на бумажном носителе до начала или по окончании налогового периода - календарного года. Другие сроки предоставления Книги, в том числе поквартально, законодательством не предусмотрены [25].

Предприятия малого бизнеса, применяющие такую  форму учета, используют регистры бухгалтерского учета, формы которых приведены в приложениях к Типовым рекомендациям:

Ведомость учета основных средств, начисленных  амортизационных отчислений — форма № В -1;

Ведомость учета производственных запасов  и товаров, а также НДС, уплаченного  по ценностям, — форма № В-2;

Ведомость учета затрат на производство —  форма № В-3;

Ведомость учета денежных средств и фондов — форма № В-4;

Ведомость учета расчетов и прочих операций — форма № В-5;

Ведомость учета реализации — форма №  В-6;

Ведомость учета расчетов с поставщиками —  форма № В-7;

Ведомость учета оплаты труда — форма  № В-8;

Ведомость (шахматная) — форма № В-9 [28] .

Каждая  ведомость открывается записями остатков на начало месяца по соответствующим счетам. Затем на основании первичных документов в ведомостях фиксируются факты хозяйственной деятельности малого предприятия. Любая операция отражается одновременно в двух ведомостях: в одной — по дебету счета, в другой — по кредиту корреспондирующего счета. В обеих ведомостях и графе «Содержание операции» делается запись сути совершенной операции.

В конце  месяца после подсчета итога оборотов и выведения остатков ведомости подписывают лица, производившие записи. Остатки средств в отдельных ведомостях надо сверять соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.) [4].

В настоящее  время в Российской Федерации  действуют три системы налогообложения малых предприятий:

1. Общеустановленная  система, при которой малые  предприятия уплачивают в бюджет налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.

2. Упрощенная  система налогообложения, учета  и отчетности.

3. Налогообложение  единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Большинство малых и средних предпринимателей работают, применяя следующие системы  налогообложения [47]:

- система налогообложения в  виде ЕНВД для отдельных видов деятельности (около 56% предпринимателей);

- упрощенная система налогообложения  (около 30%);

- общая система налогообложения  (около 8%);

- упрощенная  система налогообложения на основе  патента (1,5%)

- патентная  система (5%).

 

1.3 Характеристика и состав отчетности  на предприятиях

малого бизнеса

 

В условиях рыночных отношений резко  возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации. Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского учета.

Значимость бухгалтерской отчетности малых предприятий заключается в следующем.

Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, и представление этой информации внутренним и внешним пользователям. Информация об изменениях финансового положения организации дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и операционную деятельность в отчетном периоде.

Информация о финансовом положении  формируется главным образом  в виде бухгалтерского баланса. Данные о финансовых результатах деятельности организации отражаются показателями отчета о прибылях и убытках. Сведения об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств. Полнота информации о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях ее финансового положения обеспечивается единством указанных отчетов, а также соответствующими дополнительными данными.

Бухгалтерская отчетность позволяет  оценить общую стоимость имущества малого предприятия, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных источников средств организации.

По данным бухгалтерской отчетности устанавливается излишек или  недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками. Бухгалтерская отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам.

Бухгалтерская отчетность малого предприятия является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.

Информация о работе Учет и отчетность на малых предприятиях