Учет МПЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:44, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях рыночной экономики определяющее значение имеет такой показатель как снижение удельных затрат, сырья, материалов и топлива. Этого можно достичь увеличением используемых прогрессивных конструкционных материалов без снижения качества продукции сокращением отходов производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять потери и нерациональные расходы, широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты, особенно при строительстве.

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 125.53 Кб (Скачать документ)

Основным видом расхода  материалов является отпуск на производство продукции.

Отпуск материалов на производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных  лимитов.

Лимит отпуска материалов на производство устанавливается отделом  снабжения или другими отделами по указанию руководителя предприятия  на основе соответствующих расчетов планово–производственного отдела.   Установленные лимиты отпуска материала  могут изменяться при необходимости  уточнения лимита на остаток материала  в незавершенном производстве (на начало месяца), замены материала или исправления ошибок, допущенных при расчете лимита. Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право их утверждения.

 Наибольшее распространение  в качестве расходных документов  получили лимитно–заборные карты. Если потребность  в материалах нерегулярная, то их отпускают по требованию.

Полученные со складов  первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу операций (законность операции) и правильности  их оформления (наличие необходимых  реквизитов, в том числе полноты  проставленных в документах шифров).

  Материалы, не принадлежащие  организации, но находящиеся в  ее пользовании с условиями  договора, принимаются к учету  в оценке, предусмотренной в договоре.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности организации обязаны  проводить инвентаризацию.

Инвентаризация материалов заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам расположения материалов.

Материалы заносятся в  описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

Комиссия в присутствии  заведующего складом (кладовщика) и  других материально ответственных  лиц проверяет фактическое наличие  материалов путем обязательного  их пересчета, перевешивания или  обмера.

Не допускается вносить  в описи данные об остатках материалов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Материалы, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются  материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методика аудита движения  материалов

 

       Цель  аудиторской проверки учета материалов  состоит в подтверждении достоверности  данных о наличии и движении  материалов, в установлении соответствия  оформления операций по материальным  ценностям, действующим нормативным  актам Российской Федерации.

       В соответствии  с основной целью проверки  необходимо установить, как ведется  учет на синтетических счетах  раздела 2 плана счетов. Главным  здесь, безусловно, является счет 10 «Материалы» который подразделяется на субсчета по группам товарно-материальных ценностей.

      Основными  источниками информации являются  первичные документы по счету  производственных запасов и различные  аналитические и синтетические  регистры. В качестве первичных  документов по учету материалов  используются преимущественно унифицированные  учетные документы, к числу  которых относятся следующие  формы:

    • доверенность (форма № м-2 и м-2а). Применяется для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, согласию;
    • приходный ордер  (форма № М-4). Используется для учета материалов, поступающих от поставщиков;
    • акт приемки материалов (форма № м-7). Необходима, для оформления материальных ценностей, имеющих количественные и качественные расхождения с данными сопроводительных документов поставщика;
    • лимитно-заборная карта (форма № 8). К ней прибегают для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции в течение месяца;
    • требование-накладная (форма № М-11). Используется для учета, движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
    • накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15), нужна для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям;
    • карточка учета материалов (форма № М-17). Применяется для учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду, размеру или другому признаку материалов;
    • акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при демонтаже и разработки зданий и сооружений (форма № М-35). Сфера его использования вытекает из его названия.

Способы и методы учета  ТМЦ отражены в документе «Учетная политика». Аудитору следует обратить внимание на то, как учитываются материальные ценности – по фактической себестоимости их приобретения или по учетным ценам, какой метод используется для списания  материальных ценностей на затраты производства, каковы способы учета движения товарно-материальных ценностей на складах.

После того, как проверено  соответствие положений учетной  политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач  по учету материальных ценностей. К  таким комплексам относятся: аналитический  учет движения материальных ценностей  на складах предприятия, учет использования  материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и  хищений материальных ценностей, сводный  учет материальных ценностей, анализ использования  материальных ресурсов.

Для выполнения проверки комплексов задач по учету материальных ценностей  применяются различные методы получения  аудиторских доказательств.

Так, для подтверждения  фактического наличия, товарно-материальных ценностей можно провести инвентаризацию. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

 Для подтверждения  достоверности арифметических подсчетов  товарно-материальных ценностей,  соответствия их величин, отраженных  в первичных документах и в  регистрах бухгалтерского учета,  обычно, прибегают к пересчету  данных.

Контроль за учетными операциями, выполняемыми бухгалтерией, и правильностью корреспонденции счетов по движению материалов, проводится путем проверки соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций.

Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете  поступления и расходования материалов, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки используется проверка документов.

При проверке организации  учета движения материальных ценностей  на складах, прежде всего, надо проконтролировать  организацию складского хозяйства  и контрольно-пропускной системы. Далее  проверяют, как организован складской  учет  материалов и как ведется  контроль со стороны бухгалтерии. Предприятия  могут применять преимущественно  три основных варианта учета  движения материалов на складах; оперативно-бухгалтерский, карточно-документальный и бес карточный.

Если применяется сальдовый  метод, то аудитор проверяет ведомости  по приходу и расходу материалов, сверяет итоговые данные этих ведомостей с сальдовыми ведомостями. Второй метод  предусматривает составление в  бухгалтерии количественно-суммовых оборотных ведомостей по группам  материалов. Наиболее эффективен третий метод. Он применяется, как правило, при использовании персонального  компьютера.

Проверка правильности отнесения  и списания материальных ценностей, образованных в результате недостач и хищений, проводится аудитором  в тех случаях когда, такие  данные обнаружены. Они возможны в  результате форс-мажорных обстоятельств или в результате проведения инвентаризации. Порядок списания сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательным и учредительным документом. Списание недостач, хищений и потерь от порчи ценностей отражается по кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебету счетов 73, 91 и другие.

Заключительным этапом аудиторской  проверки является контроль ведения  сводного учета материальных ценностей. Эти данные проверяются по данным журнала-ордера № 10, ведомостей № 10, 10а, 11, 14, 13 и Главной книги.

При необходимости аудитор  может провести анализ всей системы  организации учета материальных ценностей и дать рекомендации по ее реализации.

Аудитор должен проверить  и оценить результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей. Для  этого используются инвентаризационные описи и сличительные ведомости, проводится анализ содержащихся в иных данных. На этом основании дается общая оценка этой работы. При выявлении отклонений фиксируются замечания и недостатки, которые должны быть исправлены.

 В настоящее время  в условиях рыночной экономики  определяющее значение приобретают  качественные показатели, например, такие, как снижение удельного  веса затрат сырья, материалов  и топлива. Этого  можно достигнуть  увеличением использования прогрессивных  конструкций. Необходимо комплексно  использовать природные и материальные  ресурсы, максимально устранять  потери и нерациональные расходы.  В связи с этим учету и  контролю товарно-материальных ценностей  придается огромное значение.

Организации, заключающие  договор на проведение аудита, хотят  иметь представление о том, как  аудитор планирует и проводит проверку.

С позиции проведения аудита производственных предприятий одной  из наиболее значимых статей бухгалтерского учета являются ТМЦ. Как правило, их удельный вес составляет более 5% актива баланса, то есть стоимость ТМЦ – существенная часть в себестоимости выпускаемой продукции. Зачастую финансовый результат деятельности всего предприятия напрямую зависит от решения вопросов по закупке и доставке материалов. Ошибки, допускаемые в учете ТМЦ, ведут к неправильному формированию себестоимости готовой продукции, к искажению финансового результата и налогооблагаемой прибыли. Подобные просчеты могут оказаться существенными и повлиять на выражение аудитором своего мнения о достоверности отчетности.

Аудит системы  внутреннего контроля по учету ТМЦ

Система внутреннего контроля – совокупность организационных  мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в  качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Хозяйственные операции по учету ТМЦ относятся к операциям с повышенным уровнем риска по следующим причинам:

    1. вероятность санкционированного списания материалов под несуществующие заказы и объемы выпуска в целях увеличения себестоимости выпуска и снижения налогов на прибыль и имущество;
    2. высокий риск хищения;
    3. огромный объем операций и соответственно большой массив первичной учетной документации, следствием чего могут стать отсутствие некоторых оправдательных документов, несанкционированное списание материалов (отсутствие реквизитов, придающих документам юридическую силу), а также утеря бумаг;
    4. искажение фактов списания материалов из-за технических ошибок при подсчете и измерении совершаемых операций на стадии сбора и регистрации информации.

Чтобы оценить уровень  указанных рисков, аудитор проверяет  эффективность системы внутреннего  контроля за организацией учета по данному разделу на предприятии, в частности:

    • наличие должным образом организованного места хранения материалов (как оно защищено от доступа посторонних лиц; имеются ли охрана и пожарная сигнализация; существует ли контроль выдачи и вывоза ценностей);
    • проведение инвентаризации материальных ценностей (обязательной, плановой, внезапной), оформление ее результатов соответствующими документами;
    • установление круга лиц, отвечающих за сохранность, приемку и отпуск материалов; заключение с данными людьми договоров о материальной ответственности;
    • соблюдение порядка оформления первичных документов, в том числе применение унифицированных форм первичной документации, составление приходных и расходных документов на каждую операцию в день ее совершения, заполнение всех обязательных реквизитов;
    • своевременное и полное отражение операций с материалами в регистрах бухгалтерского учета, проведение проверки полноты оприходования материалов, применения системы нормирования расхода материалов;
    • раскрытие принципов учета материалов с помощью положений учетной политики, способы ведения учета операций, связанных с движением материалов, используемые счета, методы оценки и др., применение учетной политики последовательно от периода к периоду;
    • проведение регулярной сверки данных ведомостей, журналов-ордеров с Главной книгой (если учет не автоматизирован);
    • осуществление оприходования материалов, полученных от ликвидации основных средств, определение стоимости указанных материалов по рыночным ценам;
    • наличие нетипичных операций с МПЗ.

Информация о работе Учет МПЗ