Учет нематериальных активов и их амортизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению особенностей учета нематери-альных активов и их амортизации. Актуальность этой темы обусловлена тем, что постиндустриальная экономика повсеместно становится основой современных развитых хозяйственных систем, возникая путем перерастания индустриальной экономики в постиндустриальную. Ведущее значение в последней приобретают знания, информация, духовные ценности, т. е. так называемый нематериальный капитал, объективные свойства которого существенно отличаются от материального капитала (основного и оборотного).

Содержание

Введение.
Глава 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
1.1. Общие принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.
1.2. Учетная политика предприятия.
Глава 2. Сущность нематериальных активов и их амортизации.
2.1. Сущность нематериальных активов и их амортизации.
2.2. Оценка нематериальных активов.
Глава 3. Учет нематериальных активов и их амортизации.
3.1. Учет поступления и создания нематериальных активов.
3.2. Учет амортизации нематериальных активов.
3.3. Учет выбытия нематериальных активов.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по БФУ.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия 
 
 

Кафедра

«Бухгалтерский  учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Учет  нематериальных активов и их амортизации. 

     Выполнила:

     студентка 3 курса 4 группы

     экономического  факультета

     специальность:

     «Бухгалтерский  учет, анализ и аудит»

     Курапова  М.В.

     Проверила:

     Прохорова Л.М. 

Ульяновск 2010

План:

Введение.

Глава 1. Организация бухгалтерского учета  на предприятии.

1.1. Общие  принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.

1.2. Учетная  политика предприятия.

Глава 2. Сущность нематериальных активов  и их амортизации.

2.1. Сущность  нематериальных активов и их  амортизации.

2.2. Оценка  нематериальных активов.

Глава 3. Учет нематериальных активов и их амортизации.

3.1. Учет  поступления и создания нематериальных  активов.

3.2. Учет  амортизации нематериальных активов.

3.3. Учет  выбытия нематериальных активов.

Заключение.

Список  литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

      Данная  работа посвящена рассмотрению особенностей учета нематериальных активов и их амортизации. Актуальность этой темы обусловлена тем, что постиндустриальная экономика повсеместно становится основой современных развитых хозяйственных систем, возникая путем перерастания индустриальной экономики в постиндустриальную. Ведущее значение в последней приобретают знания, информация, духовные ценности, т. е. так называемый нематериальный капитал, объективные свойства которого существенно отличаются от материального капитала (основного и оборотного). Знания, информацию, прочие элементы нематериального капитала сложно воплотить в товарную форму, способную выступать предметом обращения на рынке товаров и услуг. Они принципиально не отчуждаемы, так как могут принадлежать одновременно всем и каждому в отдельности (не исключая их создателя) и соответственно применяться в своих целях.

           Цель настоящей курсовой работы - сформировать целостное, системное представление о механизме учёта нематериальных активов и их амортизации. В данной работе поставлены следующие задачи:

- рассмотрение  общих принципов и техники  организации бухгалтерского учета  на предприятии;

- изучение  особенностей учетной политики  организаций;

- изучение  сущности нематериальных активов  и их амортизации;

- рассмотрение  особенностей оценки нематериальных активов;

- изучение  механизма учета поступления,  создания, амортизации и выбытия  нематериальных активов.

      В качестве информационной базы при написании  курсовой работы были использованы законодательные и нормативные документы, периодические издания (журналы с приложениями), а также работы российских авторов, посвященные проблемам и практике учета нематериальных активов в Российской Федерации. 

Глава 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии.

     1.1. Общие принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.

     Под рациональной организацией бухгалтерского учета следует понимать систему элементов и средств оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной (полезной) для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

     Учетный процесс включает следующие этапы:

         - текущее наблюдение, измерение и регистрация фактов хозяйственной деятельности;

   - систематизация и группировка учетной информации, обеспечение контроля за движением имущества организации и ее обязательств путем отражения операций  на счетах бухгалтерского учета;

   - обобщение информации об имуществе организации, ее обязательствах и хозяйственных операциях путем составления бухгалтерской отчетности и предоставления этой отчетности внутренним и внешним пользователям информации с целью принятия решений.

     Принципы  бухгалтерского (финансового) учета - универсальные положения, применяемые для решения практических задач. В настоящее время в отечественном бухгалтерском учете используются общепринятые в мировой практике принципы учета. Применяемые в международной практике учета принципы можно разделить на две группы.

     Первая  группа - базовые принципы, предполагающие определенные условия, создаваемые хозяйствующим субъектом при постановке бухгалтерского учета, которые не должны меняться. Такие базовые принципы принято называть допущениями. К ним относят:

     1. Имущественную обособленность хозяйствующего субъекта, рассматриваемого в бухгалтерском учете в качестве обособленной хозяйственной единицы (принцип хозяйственной единицы). Имущество и обязательства хозяйствующего субъекта существуют обособленно от имущества и обязательств собственников данной организации.

     2. Непрерывность деятельности. Данное допущение исходит из того, что хозяйствующий субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Предполагается, что у организации отсутствуют намерения и необходимость существенно сокращать или ликвидировать свою деятельность, изменять ее характер. Данное предположение важно, с одной стороны, для выбора способов оценки имущества, а с другой - для кредиторов. Они могут быть уверены, что обязательства организации будут погашаться в установленном порядке.

     3. Приоритет содержания над формой. Это допущение базируется на том, что факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться не только исходя из правовой формы, но из экономического содержания и условий хозяйствования.

     4. Непротиворечивость. Это допущение предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на первое число месяца, а также показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета.

     Вторая  группа принципов — это основные принципы, означающие, что будут соблюдаться принятые правила организации и ведения бухгалтерского учета. Такие основные принципы принято называть требованиями. К ним можно отнести требования:

     1. Полноты. В бухгалтерском учете должны отражаться все хозяйственные операции без всякого изъятия.

     2. Осмотрительности. Этот принцип означает, что в бухгалтерском учете должны с большей готовностью быть отражены расходы (потери) и пассивы, чем доходы и активы, без создания скрытых резервов.

     3. Последовательности применения учетной политики. Данное требование означает, что выбранная учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта последовательно от одного отчетного периода к другому. Это позволит получать сравнимые отчетные показатели.

     4. Временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Это требование предполагает, что хозяйственные операции следует относить к тому отчетному периоду, в котором они были произведены, не связывая со временем поступления или выплаты денежных средств по данным операциям.

     5. Рациональности. Под этим требованием понимается экономное и эффективное ведение бухгалтерского учета в зависимости от условий хозяйственной деятельности и величины организации. [6, с.9-10]

     Рациональность  организации бухгалтерского учета в значительной степени зависит от правильности определения структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. В современных условиях сложились три основных типа структур: линейная (иерархическая), по вертикали (линейно-штабная) и комбинированная (функциональная).

     При линейной организации все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Такая структура используется на небольших предприятиях.

     При организации аппарата бухгалтерии  по вертикали создаются промежуточные звенья управления (отделы), возглавляемые старшими бухгалтерами. Работники бухгалтерии подчиняются непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления). Данная модель бухгалтерии применима в средних и крупных организациях.

     При комбинированной функциональной организации специальные структурные подразделения бухгалтерии (по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера в этом случае передаются руководителям подразделений в пределах установленной компетентности. Такая структура применяется в крупных организациях и в организациях, в которых созданы центры ответственности на базе внутрихозяйственной кооперации, аренды и т. д.

     Структура аппарата бухгалтерии и ее взаимоотношения с подразделениями могут строиться на принципах централизации, децентрализации или частичной централизации.

     При централизованной организации бухгалтерского учета учетный аппарат сосредоточен в единой — центральной бухгалтерии. В ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, которые поступают из подразделений и служб организации (цехов, отделов, бригад и др.).

     В производственных и непроизводственных подразделениях осуществляется только первичная регистрация хозяйственных операций: составление первичных и сводных бухгалтерских документов, внутренней отчетности, контроль за правильностью оформления документов.

     Централизация бухгалтерской работы позволяет  эффективно распределять обязанности счетного персонала, более полно осуществлять контроль за хозяйственными операциями, происходящими в подразделениях, способствует автоматизации бухгалтерского учета.

     При децентрализованной организации бухгалтерского учета учетный аппарат предприятия рассредоточен по отдельным производственным подразделениям. При этом подразделения становятся относительно самостоятельными частями организации, в которых осуществляется аналитический и синтетический учет, составляются внутренняя отчетность и даже балансы.

     В центральной бухгалтерии производится обобщение балансов и отчетов подразделений, составляется сводный баланс. Работники центральной бухгалтерии, кроме того, осуществляют контроль за организацией и ведением бухгалтерского учета в подразделениях.

     Децентрализация целесообразна только в очень крупных организациях, подразделения которых имеют значительную территориальную рассредоточенность. Эта организационная форма не способствует расширению автоматизации учета.

     При частичной централизации бухгалтерского учета в производственных подразделениях составляются первичные документы, ведутся аналитический учет по некоторым синтетическим счетам, учет затрат, исчисляется фактическая себестоимость продукции, составляется внутренняя отчетность. При этом в центральной бухгалтерии ведутся обработка первичных документов, аналитический и синтетический учет, составляются баланс и отчетность в целом по организации.

     В сельскохозяйственных организациях чаще всего применяется централизованная форма, реже - частично децентрализованная форма бухгалтерского учета.

     В организациях разрабатывается план организации бухгалтерского учета, который включает следующие элементы: план документации и документооборота; план инвентаризации; рабочий план счетов и проект их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии; план проверок и ревизии; организацию бухгалтерского архива.

Информация о работе Учет нематериальных активов и их амортизации