Учет нематериальных активов и их амортизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:52, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению особенностей учета нематери-альных активов и их амортизации. Актуальность этой темы обусловлена тем, что постиндустриальная экономика повсеместно становится основой современных развитых хозяйственных систем, возникая путем перерастания индустриальной экономики в постиндустриальную. Ведущее значение в последней приобретают знания, информация, духовные ценности, т. е. так называемый нематериальный капитал, объективные свойства которого существенно отличаются от материального капитала (основного и оборотного).

Содержание

Введение.
Глава 1. Организация бухгалтерского учета на предприятии.
1.1. Общие принципы и техника организации бухгалтерского учета на предприятии.
1.2. Учетная политика предприятия.
Глава 2. Сущность нематериальных активов и их амортизации.
2.1. Сущность нематериальных активов и их амортизации.
2.2. Оценка нематериальных активов.
Глава 3. Учет нематериальных активов и их амортизации.
3.1. Учет поступления и создания нематериальных активов.
3.2. Учет амортизации нематериальных активов.
3.3. Учет выбытия нематериальных активов.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по БФУ.doc

— 350.00 Кб (Скачать документ)

     В плане документации перечисляют  документы, необходимые для организации учета хозяйственных операций, и составляют расчет потребности в бланках, а также определяют перечень документов, формы которых разрабатываются самостоятельно. Далее разрабатывают график документооборота.

     В плане инвентаризации определяют порядок, сроки и количество проведения инвентаризации отдельных видов имущества, обязательств и отдельных процессов хозяйственной деятельности организации.

     В плане отчетности определяют калькуляционный период и период определения финансовых результатов, а также формы внутренней и внешней отчетности, сроки их составления и представления.

     В плане технического оформления учета определяют форму бухгалтерского учета, которая будет применена в данной организации. Дают подробную характеристику данной форме учета и приводят последовательность выполнения всех процедур бухгалтерского учета при использовании выбранной формы.

     В плане организации труда и повышения квалификации работников бухгалтерии определяют штат работников и структуру бухгалтерии, дают должностную характеристику каждому работнику, намечают мероприятия по повышению их квалификации, составляют график учетных работ и посещения учебных занятий, семинаров, консультаций отдельных работников бухгалтерии, а также других работников, ответственных за представление информации.

     В плане (проекте) корреспонденции счетов рабочего плана счетов определяют корреспонденцию счетов по всем предполагаемым хозяйственным операциям.

     Переход российской экономики на рыночные отношения потребовал разработки целой системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации и ведения бухгалтерского учета в организациях, а также определения роли государственных органов в ее создании. Современная система нормативного регулирования бухгалтерского учета в стране состоит из документов четырех уровней.

     Первый уровень системы документов - законодательные акты. В них отражаются обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями и организациями. Основу системы документов первого уровня составляют Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Указы, «Положение о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

     Второй  уровень - документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относятся российские стандарты по бухгалтерскому учету - положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

     Система документов первых двух уровней составляет законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.

     Третий  уровень включает систему документов рекомендательного характера (инструкции, указания). Эти документы предполагают многовариантность решений организации учета в хозяйствующих субъектах исходя из отраслевых особенностей, типа производства и других факторов. Система документов третьего уровня разрабатывается на базе документов первых двух уровней и не должна им противоречить.

     Четвертый уровень - совокупность документов организации, раскрывающих ее учетную политику. Они разрабатываются хозяйствующими субъектами на основе документов первых трех уровней (рабочий план счетов, формы первичных документов, учетных регистров).

     Исходя  из организационно-технических особенностей каждая организация разрабатывает и утверждает для себя учетную политику. 

     1.2. Учетная политика предприятия.

     Реальным, а зачастую и единственным инструментом нахождения оптимального варианта отражения тех или иных фактов хозяйственной жизни, хозяйственных операций в системе учета является учетная политика организации.

     Организации самостоятельно формируют учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Основы формирования учетной политики организации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений) установлены в ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации". В данном ПБУ по сравнению с одноименным ПБУ 1/98 изменилbсь: во-первых, сама структура документа; во-вторых, в тексте уточнены и сделаны более логичные формулировки; в-третьих, отдельные положения приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. [14, с.6]

     Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

     Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. Участвовать в процессе создания учетной политики могут и должны все заинтересованные структурные подразделения (специалисты) организации в пределах своей компетенции. При необходимости к разработке учетной политики могут быть привлечены также внешние консультанты, например, для обоснования и оптимизации способов ведения учета, для выбора наиболее соответствующего из возможных вариантов организации учета на основе анализа нормативной базы и особенностей бизнеса организации.

     При формировании учетной политики утверждаются:

     - рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

     - формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

     - способы оценки активов и обязательств;

     - правила документооборота и технология обработки учетной информации;

     - порядок контроля за хозяйственными операциями;

     - другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

      На  формирование учетной политики влияет множество факторов, в том числе: форма собственности и организационно-правовая форма хозяйственной деятельности; сфера деятельности; величина организации (объем выпуска продукции, объем продаж, среднесписочная численность работников); особенности деятельности (технологические, коммерческие, финансовые, управленческие); кадровое обеспечение (уровень квалификации персонала, в том числе бухгалтерского); наличие оргтехники и программного обеспечения; хозяйственная ситуация (ситуация на рынке реализуемого товара, свобода ценообразования и выбора партнеров, развитость инфраструктуры рынка, наличие налоговых льгот).

      В процессе формирования учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

      Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

     Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

      Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

      Вопросы изменения учетной политики рассматриваются в международном стандарте МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки". В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации действует Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.08 №106н. [7, с.63]

      Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008, п. 10) изменение учетной политики организации может производиться в случае:

      - изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

      - разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное    представление     фактов    хозяйственной    деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;

      - существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

     Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 ПБУ 1/2008. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

     В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

     - причину изменения учетной политики;

     - содержание изменения учетной политики;

     - порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

     - суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

     - сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

     Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

     В последние годы наметилась стойкая тенденция ежегодного переиздания приказа по учетной политике, диктуемая в одних случаях требованиями налоговых органов, в других - инициативой разработчиков. Здесь имеется прямое нарушение как минимум двух основополагающих документов из системы нормативного регулирования учета: Налогового кодекса Российской Федерации и Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/2008). Учетная политика организации не может ежегодно переиздаваться, в нее должны вноситься изменения, если в них есть необходимость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Сущность нематериальных активов и их амортизации.

     2.1. Сущность нематериальных активов и их амортизации.

     Нематериальные  активы (далее НМА) являются составной частью внеоборотных активов. Под НМА понимают учетные объекты, используемые в организации свыше одного года, не обладающие физическими свойствами, но обеспечивающие возможность получать доход постоянно или в течение длительного срока их эксплуатации.

Информация о работе Учет нематериальных активов и их амортизации