Учет основных средств и анализ эффективности их использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 09:43, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является совершенствование бухгалтерского учета и анализа эффективности использования основных средств на предприятии.
Исходя, из указанной темы дипломной работы ее основными задачами являются:
- отражение нормативного регулирования бухгалтерского учета использования основных средств;
- рассмотрение принципов бухгалтерского учета использования основных средств на предприятии;
- отражение особенностей анализа эффективности использования основных средств;
- характеристика объекта исследования;
- оценка системы внутреннего контроля;
- анализ основных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- проведение анализа эффективности использования основных средств;
- рассмотрение организации бухгалтерского учета использования основных средств;
- разработка мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета использования основных средств;
- оценка эффективности предложенных мероприятий.

Работа состоит из  1 файл

диплом Ос большой.doc

— 497.00 Кб (Скачать документ)

Методические рекомендации и инструкции признаны конкретизировать учетные стандарты в соответствии с отраслевыми и иными особенностями.

Они разрабатываются  Минфином РФ и различными ведомствами.

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств, Постановление Госкомстата Российской Федерации «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» [6]. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Прочие доходы», и ПБУ 10/99 «Прочие расходы», доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе прочих доходов и расходов.

При первом варианте сдача  имущества в аренду признается обычным  видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.), а доходы - на счете учета выручки от продажи (90 «Продажи»).

Организация бухгалтерского учета лизинговых операций (финансовой аренды) осуществляется в соответствии с Приказом Минфина РФ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга».

Если по условиям договора лизинговое имущество учитывается  на балансе лизингодателя, то затраты лизингодателя по осуществлению лизинговой деятельности формируются в соответствии с ПБУ 10/99, и учитываются на счете 20 «Основное производство» с кредита материальных, расчетных и других счетов (10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.).

В соответствии с методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, утвержденными  Минфином РФ № 49[8], дo начала инвентаризации рекомендуется проверить:

- наличие и состояние  инвентарных карточек, инвентарных  книг, описей и других регистров  аналитического учета, а также  технических паспортов и другой  технической документации;

- наличие документов  на основные средства, сданные  или принятые организацией в аренду и на хранение (при отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление).

Рабочие документы самого предприятия определяют особенности  организации и ведения учета  в нем. Основными из них являются:

- документ об учетной  политике предприятия;

- утвержденные руководителем  формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем  План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем  формы внутренней отчетности.

Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике.

Остальные рабочие документы  или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или  не утверждены руководителем (формы  первичных учетных документов, План счетов).

Подобные организации  грубо нарушают порядок ведения  бухгалтерского учета, установленный  Законом «О бухгалтерском учете».

 

1.2 Бухгалтерский учет  использования основных средств

 

Основные средства - это  часть имущества, используемая в  качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг либо управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Сроком полезного использования  является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В организациях применяется  единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой  основные средства группируются по следующим  признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования  основные средства подразделяются на находящиеся:

- в эксплуатации;

- в запасе (резерве);

- в ремонте;

- в стадии достройки,  дооборудования, реконструкции, модернизации  и

частичной ликвидации;

- на консервации.

В зависимости от имеющихся  прав на объекты основные средства подразделяются:

- на принадлежащие  организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- находящиеся у организации  в оперативном управлении или  хозяйственном ведении;

- полученные организацией  в аренду;

- полученные организацией  в безвозмездное пользование;

- полученные организацией  в доверительное управление.

Единицей учета основных средств является отдельный инвентарный  объект, под которым понимают законченное  устройство, предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

Арендуемые основные средства могут учитываться у  арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете  основные средства отражаются, как  правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

- изготовленных на самом предприятии;

- внесенных учредителями в счет вкладов в уставный капитал;

- полученных от других организаций  и лиц безвозмездно;

- приобретенных по договорам,  предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, - по стоимости ценностей, переданных  или подлежащих передаче организацией.

Стоимость основных средств, в которой  они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме  случаев, установленных законодательством  Российской Федерации.

Остаточная стоимость основных средств определяется уменьшением  первоначальной стоимости на сумму амортизации основных средств. 

Восстановительная стоимость - это  стоимость воспроизводство основных средств в современных условиях.

Начиная с 1 января 1999 г. организации  могут не чаще одного раза в год (на 1 января отчетного года) переоценивать полностью или частично объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации (с применением индекса дефлятора) или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приеме-передаче основных средств (Форма № OC-I — акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений); Форма № ОС-1а — акт о приеме-передаче здания (сооружения); Форма № ОС-1б — акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий и сооружений)).

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом  о приеме (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами приемной комиссии.

Передачу оборудования монтажным  организациям оформляют актом о  приеме-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах. Акт подписывают представители заказчика и монтажной организации и материально ответственное лицо, принявшее переданное оборудование на хранение.

На дефекты, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания  оборудования, а также по результатам  контроля составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. В акте указывают изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией (стоимость выполненных работ - по договору и фактическую). Акт подписывают работник цеха (отдела) или комиссия, уполномоченные на приемку основных средств, и представитель цеха (предприятия), производящего реконструкцию и модернизацию, после чего акт сдают в бухгалтерию организации, которая производит соответствующие записи в инвентарной карточке по учету основных средств.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также  их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Накладную выписывает в трех экземплярах работник цеха (отдела) сдатчика.

Операции по списанию основных средств  оформляют актом о списании основных средств (Форма № ОС-4 — акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств); Форма № ОС-4а — акт о списании автотранспортных средств; Форма № ОС-46 — акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)). Акт составляет комиссия, назначаемая руководителем организации, в двух экземплярах (первый передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта).

Основным регистром аналитического учета основных средств являются инвентарные карточки (Форма № ОС-6 — инвентарная карточка учета объектов основных средств; Форма № ОС-6а — инвентарная карточка группового учета объектов основных средств; Форма № ОС-6б — инвентарная книга учета объектов основных средств— для объектов основных средств малых предприятий).

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию  на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

- 01 «Основные средства» (активный);

- 02 «Амортизация основных  средств» (пассивный);

- 03 «Основные средства  переданные в прокат» (активный);

- 91 «Прочие доходы  и расходы» (активно-пассивный).

Основные средства, приобретенные  за плату у других организаций  и лиц, а также созданные в  самой организации, отражаются по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Безвозмездно принятые основные средства приходуются по дебету счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы» и кредиту счета 98 «Доходы  будущих периодов», субсчет 98-2 «Безвозмездные поступления» на первоначальную стоимость. При выбытии основных средств накопленная амортизация по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 «Амортизация основных средств» и кредитуют счета 01 «Основные средства».

При выбытии основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На счете 91 «Прочие  доходы и расходы» формируется финансовый результат от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» на сумму прибыли от списания объекта, и по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму убытка от списания объекта.

При продаже основных средств их продажную стоимость  отражают по дебету счета 62 «Расчеты с  покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Разница между согласованной оценкой вклада (которая должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств, переданных в счет вклада в уставный капитал организации, отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 «Финансовые вложения» и кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»

Информация о работе Учет основных средств и анализ эффективности их использования