Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:34, курсовая работа

Описание

Цель работы – систематизируя теоретические основы практики бухгалтерского учета, рассмотреть сущность организации учета расчетов по налогам и сборам на современных предприятиях и проблемы ее совершенствования для оптимизации налоговых платежей предприятия на примере ООО «Система».
Исходя из поставленной цели, были сформулированы задачи работы:
1. Изучить теоретические основы и правовое обоснование учета расчетов предприятия с бюджетом по налогам и сборам в современных условиях.
2. Оценить организацию учета расчетов по налогам и сборам на исследуемом предприятии.
3. Выявить недостатки учета и проанализировать основные пути совершенствования бухгалтерского учета и расчетов по налогам и сборам на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Правовое и теоретическое обоснование организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 5
1.1 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 5
1.2 Теоретические основы организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 9
1.3 Анализ основных направлений оптимизации налогообложения юридических лиц 17
2. Организация бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система» 27
2.1 Организационная и финансово-экономическая характеристика предприятия 27
2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии 31
2.3 Организация учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 35
3. Основные направления по совершенствованию организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам ООО «Система» 39
3.1 Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета на предприятии 39
3.2 Совершенствование организации учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам 45
3.3 Оптимизация системы налогообложения на предприятии 52
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая на тему Учёт расчётов с бюджетом по налогам и сборам.doc

— 514.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Свое решение  о создании резервов организация  должна закрепить в учетной политике. Кроме того, она должна установить и порядок, в соответствии с которым  будет формировать тот или иной вид резерва. Резервы выгодно формировать в том случае, когда расходы планируются на конец года. Тогда ежемесячно можно уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму отчислений в них. По расходам же, намеченным на начало года, резервы создавать нецелесообразно, так как из-за этого отодвинется момент признания уже понесенных расходов на конец года.

Резерв по сомнительным долгам – самый популярный и эффективный в смысле налогового планирования резерв. Он дает возможность равномерно сокращать свои налоговые потери, получая таким образом страховку от неисполнения покупателями обязательств по оплате товаров, услуг.

Резервы по сомнительным долгам начисляются в конце отчетного (налогового) периода, что установлено  п. 3 ст. 266 НК РФ, согласно которому суммы  отчислений в эти резервы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Например, организация, отчитывающаяся поквартально, вправе зарезервировать сумму на создание этих резервов 30 сентября, а организация, отчитывающаяся ежемесячно, – 31 августа.

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в срок, установленный договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (ст. 266 НК РФ).

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный  срок исковой давности, а также  долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

При создании резерва  по сомнительным долгам дебиторская  задолженность учитывается в  размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость (Письмо Минфина России от 1 февраля 2010 г. N 03-02-07/1/34 "О списании дебиторской задолженности"). Резерв по сомнительным долгам, согласно п. 4 ст. 266 НК РФ, может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном НК РФ. То есть если налогоплательщик создает резерв по сомнительным долгам, то расходы по списанию безнадежных долгов осуществляются только за счет суммы созданного резерва. Если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (за счет чего налогоплательщик может уменьшить платежи по налогу на прибыль) в тот день, когда появился очередной безнадежный долг.

46

Сумма резерва  по сомнительным долгам, не полностью  использованная налогоплательщиком в  отчетном периоде, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В Письме Минфина России от 12 июля 2004 г. N 03-03-05/3/55 указано, что неизрасходованная сумма резерва по сомнительным долгам не приводит к образованию прибыли в организации за отчетный год (за счет этого организация может отсрочить уплату налога на прибыль).

Если сумма вновь  создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка  резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде (что невыгодно налогоплательщику в целях оптимизации налога). Если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде (за счет этого организация также экономит на налоге).

Включенная в состав резерва сомнительная задолженность должна быть документально подтверждена. В договорах между продавцом и покупателем обязательно должны быть указаны сроки оплаты. Это необходимо для точного определения даты возникновения сомнительной задолженности, так как сумма резерва зависит от количества дней просрочки обязательства. Безнадежные долги, в том числе долги, по которым истек срок исковой давности, из резерва исключаются и отражаются в составе доходов при расчете налога на прибыль.

В соответствии с учетной политикой ООО «Система» создает резерв по сомнительным долгам. По результатам инвентаризации дебиторской задолженности за III квартал 2009 г. организация выявила следующие сомнительные долги:

- долг 1 – задолженность покупателя за поставленные товары в размере 141.6 руб., в том числе НДС, срок платежа по договору – 7 августа;

- долг 2 – задолженность принципала по агентскому договору в размере 991.2 руб., в том числе НДС, срок платежа по договору – 15 сентября.

Выручка организации  от реализации товаров по итогам I квартала составила 1240 тыс. руб.

Расчет суммы  отчислений в резерв представлен  в таблице 5.

 

 

 

 

 

 

47

Таблица 5. - Расчет суммы отчислений в резерв ООО «Система»

Долг

Сумма долга, руб.

Срок платежа по договору

Срок долга по состоянию на 30 сентября, количество календарных дней

Процент отчислений в  резерв

Сумма отчислений в резерв, руб.

(гр. 2 x гр. 5)

1

1416

07.08

от 45 до 90

50

708

2

991,2

15.09

45

0

0

Итого за III квартал 2009 г.

708


 

Предельная  сумма отчислений в резерв равна 124 тыс. руб. (1 240 000 руб. x 10%). Таким образом, 708 руб. можно учесть в составе расходов при расчете налога на прибыль за III квартал.

Резерв на оплату отпусков позволяет учитывать расходы  на оплату отпусков не единовременно  при наступлении отпуска, а равномерно в течение года, причем даже в тех месяцах, когда отпускные работникам фактически не выдаются. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в течение всего года относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников. В части работников, занятых в процессе реализации товаров, отчисления в резерв включаются в состав прямых расходов, в части иных категорий работников – в состав косвенных расходов.

Налогоплательщик  за счет созданного резерва вправе списать только расходы на оплату использованных отпусков. Если же работники организации не использовали свое право на отпуск или использовали его частично, то у организации непременно будет остаток резерва на оплату отпусков. Кроме того, нельзя списать за счет созданного резерва начисление компенсации за неиспользованный отпуск и увольняющимся работникам.

Порядок создания резерва определен ст. 324.1 НК РФ. В  соответствии с ним налогоплательщик, принявший решение о равномерном  учете для целей налогообложения предстоящих расходов на оплату отпусков работников, обязан отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанный резерв.

Для этих целей налогоплательщик обязан составить специальный расчет (смету), в котором отражается размер ежемесячных отчислений в указанный резерв, рассчитанный исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. Форма расчета (сметы) не установлена, поэтому бухгалтер должен разработать ее самостоятельно и закрепить в

 

 

48

приложении  к приказу об учетной политике. При планировании размера расходов на оплату труда за год суммы, которые предполагается выплачивать внештатным работникам, не учитываются.

Процент отчислений в указанный резерв определяется по формуле (1):

 

ОР = ФОО*Т/ФОТ (1)

 

где ОР – процент отчислений в резерв;

ФОО – предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков, T, включая ЕСН и взносы в ФСС РФ;

ФОТ – предполагаемый годовой размер расходов на оплату труда, включая ЕСН и взносы в ФСС РФ.

Закрепленный  в учетной политике способ резервирования, а также предельная сумма отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работников в течение календарного года не изменяются.

Так, если ООО  «Система» предусмотрит в учетной  политике создание резерва предстоящих  расходов на оплату отпусков, то планируемый  годовой фонд оплаты труда составил 400000 руб. Планируемая сумма отпускных – 20000 руб.

Расчет процента ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков представлен в  таблице 6.

 

Таблица 6. - Расчет процента ежемесячных отчислений в резерв на

оплату отпусков ООО «Система»

Показатель

Планируемая сумма, руб.

1. Фонд оплаты труда 

400 000

2. ЕСН с фонда оплаты  труда 

104 000

3. Расходы на оплату  труда на год (стр. 1 + стр. 2)

504 000

4. Отпускные 

20 000

5. ЕСН с отпускных 

5 200

6. Расходы на оплату  отпусков на год (стр. 4 + стр. 5)

25 200

7. Планируемый процент  ежемесячных отчислений в резервный  фонд на оплату отпускных (стр. 6 / стр. 3 x 100%)

5%


 

Сумма фактических  расходов на оплату труда (включая ЕСН) за 2009 г. ООО «Система» составила 430000 руб. Предельная сумма отчислений в резерв на оплату отпусков установлена в размере 21000 руб. Суммы ежемесячных отчислений в резерв по месяцам 2009 г. распределились следующим образом (табл. 7).

 

 

49

Неиспользованные суммы  резерва можно перенести на следующий  период, закрепив создание нового резерва в учетной политике на следующий год (Письмо Минфина России от 7 июня 2006 г. №03-03-04/1/500). Для этого нужно провести инвентаризацию резервного фонда и рассчитать сумму, переносимую на следующий год.

Недоиспользованные на последний день текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Создание резерва предстоящих расходов на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год выгодно организациям, практикующим выплату больших сумм премий по итогам года, так как резерв позволяет учитывать расходы на выплату вознаграждений при расчете налога на прибыль не единовременно при выплате денежных средств, а равномерно в течение года.

 

Таблица 7. - Фактические расходы на оплату труда и суммы

отчислений  в резерв на оплату отпусков по месяцам 2009 г.

Месяц

Фактические расходы  на оплату труда, руб.

Ежемесячный процент  отчислений в резерв

Сумма ежемесячных отчислений в резерв, руб.

Январь 

300 000

5

15 000

Февраль

320 000

16 000

Март 

330 000

16 500

Апрель 

350 000

17 500

Май

350 000

17 500

Июнь 

350 000

17 500

Июль 

370 000

18 500

Август 

370 000

18 500

Сентябрь 

380 000

19 000

Октябрь

400 000

20 000

Ноябрь 

410 000

20 500

Декабрь

430 000

13 500

Итого

4 300 000

210 000


 

Порядок формирования резерва аналогичен порядку формирования резерва на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). По состоянию на 31 декабря  нужно провести инвентаризацию и уточнить величину резерва по количеству лиц, получающих вознаграждения, так как в течение года работники могли не только уволиться, но и быть приняты на работу. Кроме того, в расчете надо учесть возможное изменение ставки ЕСН.

Если накопленных средств в резерве окажется меньше, чем это необходимо для выплаты вознаграждения, и это будет подтверждено

 

 

50

результатами  инвентаризации, организация вправе по состоянию на 31 декабря включить в расходы сумму фактических  затрат на выплату вознаграждений и соответственно сумму ЕСН, по которым указанный резерв не создавался. В противном случае величину превышения резерва следует включить в состав прочих доходов текущего налогового периода, но только в том случае, если организация не планирует формировать резерв на следующий год (Письма Минфина России от 2 февраля 2006 г. №03-05-02-04/8 и от 7 июня 2006 г. №03-03-04/1/500).

Резерв на гарантийный  ремонт и гарантийное обслуживание выгоден организациям, выпускающим  штучный дорогостоящий (или сезонный) товар. Он позволяет учитывать расходы на гарантийный ремонт товаров при расчете налога на прибыль не единовременно при наступлении ремонта, а равномерно в течение года. Порядок формирования резерва установлен ст. 267 НК РФ. Резерв создается только по тем товарам, для которых согласно заключенным с покупателями договорам предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. В налоговом учете расходы по созданию резерва относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией (пп. 9 п. 1 ст. 264 НК РФ). Расходами признаются суммы отчислений в резерв на дату реализации товаров. В учетной политике целесообразно закрепить не только право создания резерва, но и величину норматива отчислений. Кроме того, произведенные расходы на все виды ремонтов основных средств в течение года следует списывать только за счет средств резерва (Письмо Минфина России от 20 июня 2005 г. N 03-03-04/1/8).

Информация о работе Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам